Светлана Захаровская
Конструкт образовательной ситуации с детьми средней группы на основе сказки «Рукавичка»
▼ Скачать + Заказать документы
КОНСТРУИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ЦЕННОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ СИТУАЦИИ С ДЕТЬМИ 4 ГОДА ЖИЗНИ
НА ОСНОВЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Ценность: Дружба и доброта
Тема: Добрые звери сказки «Рукавичка»
Цель: Воспитывать у детей младшего дошкольного возраста доброту и отзывчивость
Образовательные задачи :
Темочки:
- Варежки, перчатки, рукавички
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Средняя группа
- «Рукавичка», сказка
- Темочки
Воспитательные: воспитывать у детей нравственные качества: отзывчивость, доброту, учить сопереживать героям сказки; испытывать радость, положительные эмоции от совместной деятельности, формировать интерес к русским народным сказкам.
Обучающие: закрепить умение детей называть героев русской народной сказки «Рукавичка»; развивать речевое общение с взрослым, умение имитировать движения животных; формировать умение применять полученные навыки в процессе деятельности (аппликация)
Развивающие: развивать мыслительные операции, воображение, память, развивать у детей творческие способности.
Образовательные задачи, с учетом индивидуальных особенностей детей: умение слушать и понимать других, выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.
Материалы: Книга со сказкой «Рукавичка», большие иллюстрации к сказке, шаблон рукавички, наборы геометрических фигур из цветной бумаги (для аппликации, клей, наборы животных – героев сказки
Понятия: «поскребушка», «клыкан», «Медведюшка-батюшка», «врассыпную»
Планируемые результаты: дети активно и с интересом участвуют в беседе, высказывают мнения, выражают свои чувства и эмоции; знают и могут объяснить понятия «поскребушка», «клыкан», «медведюшка-батюшка», «врассыпную». У детей происходит развитие психологических процессов (мышление, речь, память, внимание, воображение, познавательные процессы, фантазия) и личностных качеств (дружеские, партнерские взаимоотношения, коммуникативные навыки, умение работать в коллективе).
Технологическая карта
организации образовательной ценностно-ориентированной ситуации с детьми
1. Мотивационный этап образовательной ценностно-ориентированной ситуации (ориентация на ценности, их эмоциональное восприятие; вызвать интерес, эмоциональный отклик детей)
Технологические компоненты деятельности Содержание деятельности,
действий педагога Действия детей Планируемый результат
Организация на совместную деятельность «Круг» Здравствуй, небо голубое
Здравствуй, солнышко родное
Здравствуй, матушка Земля
Здравствуй, ты
И здравствуй, Я!
Приветствует детей, задаёт положительный эмоциональный настрой Приветствуют друг друга Дети настроены на общение
Актуализация знаний детей
( работа с моделью трех вопросов: что мы знаем) Ребята, к нам сегодня в гости пришел герой из сказки. (привлекает внимание детей)
А кто он, вы догадаетесь, когда отгадаете загадку:
Кто шуршит за шкафом нашим?
По ночам пугает Машу.
Прячется в углу глупышка.
Крошка серенькая (мышка)
Рассматривание иллюстрации
Как вы думаете, из какой сказки к нам пришла мышка?
А мышка прибежала к нам из сказки «Рукавичка», она сейчас загадает вам загадки и если вы их все отгадаете, то все герои из этой сказки здесь появятся.
Загадывает загадки:
На болоте проживает,
Ловит мух и комаров.
Только «Ква» она и знает.
Кто назвать её готов?
(Лягушка)
Как лягушка прыгает? (побуждает выполнять движения)
В норке живет
Морковку жует.
От лисы и волка
Убегает бойко.
(Зайка)
Как зайка прискакал к рукавичке? (побуждает выполнять движения)
Всех зверей она хитрей,
Шубка рыжая на ней.
Пышный хвост — ее краса.
Этот зверь лесной (Лиса)
Как лисичка прибежала к рукавичке? (побуждает выполнить движения)
Страшный, серый зубастый
Он навёл переполох.
Все зверушки разбежались.
Испугал зверушек…
(Волк)
Как волк подкрался к рукавичке? (побуждает выполнять движения)
Дикий зверь тропой бежит,
То как хрюкнет, завизжит.
С ним детишек караван,
Этот зверь лесной – … (Кабан)
Как кабан прибежал к рукавичке? (побуждает выполнять движения)
Он коричневый, лохматый. Угадайте-ка, ребята, Кто, построив теплый дом, Спит всю зиму в доме том? (Медведь)
Как медведь подошел к рукавичке? (побуждает выполнить движение.
Отгадывают загадку, радуются мышке
Отгадывают загадки.
Дети имитируют движения, повадки животных под музыкальное сопровождение.
Проявляют интерес к героям сказки
Получение в процессе игры положительных эмоций. Обеспечена потребность детей в движении.
Знакомство с ценностью.
Осознание и проговаривание ценности на своем языке в конкретной ситуации выбора (с опорой на опыт детей)
Ценностный диалог (направленность обсуждения литературного произведения на осознание и проговаривание детьми ценностей (при обсуждении сюжетов, поступков, поведения персонажей). Кто первый стал жить в рукавичке? Всех пускали жить в рукавичку? Дружно жили звери в рукавичке? Почему в сказке медведя величают «Медведюшка батюшка»? А вы дома с мамой и папой дружно живёте? Помогаете друг другу? Эта сказка учит, что нужно дружить и помогать друг другу.
Чем закончилась сказка? Кто нашел рукавичку со зверями? Что значит звери разбежались врассыпную? Что могло бы случиться, если бы собачка не нашла рукавичку?
Отвечают на вопросы воспитателя.
Выражают собственные мысли.
Вызвать у детей эмоциональный отклик.
Игровая ситуация Мотивирует на деятельность (обеспечивает деловой заинтересованный настрой).
Рассматривание иллюстрации к сказке : Все звери разбежались, когда собачка нашла рукавичку. А что же можно сделать, что бы опять собрать всех зверей вместе? Эмоционально реагируют на картинки Дети высказывают предположения
Работа с «Моделью трех вопросов» : Что мы знаем? Что хотим узнать?
Представление новой информации Интересно, если у зверей появится новый дом – рукавичка они опять стали бы жить дружно? Как вы думаете? Почему? Как мы можем помочь зверям? Что мы можем сделать? Из чего мы можем сделать рукавичку?
А какие бывают рукавички по размеру? А какого цвета вы видели рукавички? А какие у вас есть рукавички?
Выражают собственные мысли.
Умение подбирать необходимые материалы для работы.
Продолжение работы с «Моделью трех вопросов: Что нужно сделать, чтобы узнать?»
Обозначение культурно-смыслового контекста последующей деятельности (ценностно-ориентированной культурной практики)
Проживание ценностной ситуации выбора (планирование совместной/самостоятельной деятельности детьми в центре активности, с учетом культурно-смыслового контекста предстоящей деятельности ( типа работ: по образцу. по схеме, по незавершенному продукту, по описанию);
групповое/ индивидуальное обсуждение А какой должна быть рукавичка, что бы в нём поместились все звери? Давайте вместе сделаем большую рукавичку. А как мы будем вместе работать? Дружно, сообща. Можно жадничать? Будете помогать друг другу?
Ведут диалог с воспитателем, отвечают на вопросы.
Идут вместе делать большую рукавичку.
С помощью материала для аппликаций делают, склеивают и украшают большую рукавичку.
Умение делать вывод и его аргументировать.
Умение слушать, выполнять выбранные правила.
Проявляют творческие способности, положительно относится к другим детям.
2. Содержательный (деятельностный) этап образовательной ценностно-ориентированной ситуации (ориентация на эмоционально-чувственное воздействие и познание в контексте решения ценностных задач).
Взрослый инициирует диалог с детьми, следуя за их инициативой, учитывает их интересы, раскрывает содержание образовательной работы, используя необходимый комплекс форм и методов. Задает уточняющие вопросы.
Дети принимают общую цель работы малой группой (в центре активности, включаются в совместное планирование, распределение действий (ролей) осуществляют деятельность в центрах активности самостоятельно.
Технологические компоненты деятельности Центр
активности Содержание
деятельности
(конкретная задача, культурно-смысловой контекст) Презентация деятельности в центрах активности Материалы, средства для самостоятельной деятельности детей в центре активности Результат,
продукт
деятельности
Творческий (ориентация на ценностно-окрашенные ситуации продуктивного характера, побуждающее к образному выражению в творческой продуктивной деятельности).
Презентация центров активности (педагогом/ребенком).
«Тренировка» в ценностном поведении в ходе конкретной деятельности (дела) в центрах активности Центр творчества Учить передавать в продуктивной деятельности свой замысел
Аппликация Материалы для творчества Выставка поделок
Центр игры Дидактическая игра «Подбери пару»
Эта игра также развивает память, мышление, внимание В центре математики нужно помочь зверятам найти пару своей варежке. Дидактичекая игра «Подбери пару». Ребенок должен подобрать пару рукавичке.
Центр безопасности и здоровья Учить детей понимать состояние и поведение собаки Привлечь детей к разработке карточек-правил о поведении с собаками Карточки-правила о поведении с собаками, раскраски с картинками правильного и не правильного поведения с собаками. Дети усвоили правила правильного поведения с собаками.
3. Рефлексивный этап (направленность на осуществление ценностных выборов и поступков в реальных ситуациях, ориентация на позитивный опыт самопознания и самовыражения. Проведение совместной рефлексии детей и взрослых (самооценка, самоконтроль).
Технологические компоненты деятельности Содержание деятельности,
действия педагога Действия детей Планируемый
результат
Рефлексивная ситуация Рассматривание иллюстрации: Ребята, мы помогли героям сказки? Что мы сделали? Какое теперь настроение у наших героев? Почему? Покажите, как вы обычно радуетесь? Делятся впечатлениями.
Обсуждение итогов работы в центрах активности (продуктов деятельности, культурно-смыслового контекста (для чего? для кого? где можно использовать) Какая рукавичка у нас получился? Вам нравится рукавичка? Давайте заселим зверей в нее! Нашим героям она очень понравилась! И даже большущий Медведь поместился в нашу рукавичку! И они опять будут жить все дружно. Вы работали дружно, сообща и герои сказки «Рукавичка» благодарят вас за помощь! Теперь звери будут дружно в ней жить!
Выражают собственные чувства к проделанной работе. Умение выражать чувства.
4. Открыто-перспективный (Выход на самостоятельную деятельность, самостоятельный ценностный выбор в том числе в специально конструируемых образовательных ценностных ситуациях «концентрированного» их проживания и осознания)
Чем могут заниматься звери в рукавичке? Что они там будут делать? Чем вы дома обычно занимаетесь, что делаете? Планируют самостоятельную (совместную) деятельность;
высказывают эмоциональный отклик.
Заинтересованность.
Умение планировать самостоятельную (совместную) деятельность