Ирина Коврижных
Конструкт НОД по работе с песком «Песчаная страна»
▼ Скачать + Заказать документы
Конструкт индивидуального занятия по Артпедагогике
(с применением песочной терапии)
Исполнитель:
Коврижных Ирина Владимировна
Серов
2022
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
Тема (проект, событие) : «Песчаная страна»
Возраст: 5 лет
Форма НОД: игровая технология, использование атрпедагогики (работа с песком).
Форма организации: индивидуальная.
Публикация «Конструкт НОД по работе с песком „Песчаная страна“» размещена в разделах
Программно – методический комплект: ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования/ Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014;
АОП дошкольного образования для детей с РАС, самостоятельная разработка.
Методы, средства: наглядные (показ оборудования, показ способа действий); словесные (объяснение, беседа, художественное слово); игровые (гимнастика для глаз, физминутка, игры с песком, рефлексия, практический: работа с песком
Оборудование: Стол с песком; стол и стулья для ребёнка и педагога; салфетки; палочки для рисования на песке; сито и лопатка; диск с записью релаксационной музыки;
Фигурки животных (медведь, заяц, змея); вода и салфетки для мытья рук, игрушка Незнайка.
Словарная работа : солнце, пустыня, песок, рассыпчатый.
Цель: Коррекция и развитие эмоциональной сферы и речевых элементов. Задачи с учетом индивидуальных особенностей воспитанников группы
Коррекционные задачи:
• формировать психологический контакт с ребенком;
• формировать речевую активность.
Задачи:
Образовательные задачи:
• учить создавать песочные картины и экспериментировать с песком;
• обогащать тактильный опыт работы с песком;
• закрепить знания о форме и цвете солнца.
Развивающие задачи:
• развивать композиционные умения при изображении групп предметов или сюжетов на песке;
• развивать внимание, память и мелку моторику пальцев рук;
Воспитательные задачи:
• воспитывать аккуратность;
• воспитывать навыки сотрудничества, создавать эмоциональный комфорт.
Этапы (последовательность) деятельности, приемы Действия, деятельность педагога Действия, деятельность детей Планируемый результат
1. Вводный этап.
Ритуал входа в деятельность
Сюрпризный момент
(встреча с зайцем)
Звучит спокойная и тихая музыка. (звуки природы)
Я держу в ладошка Солнце!
Я дарю его друзьям!
Улыбнись – это же просто.
Лучик солнца – Это ВАМ!
Педагог: Артем, я очень рада тебя видеть! Давай возьмемся за руки и поприветствуем друг друга. Для хорошего настроения мы с тобой друг другу улыбнемся, как солнышко (на доске весит плакат с улыбающимся солнцем).
- Молодец, такое яркое и красивое солнце нам улыбаемся.
Педагог: Артем, что у нас ярко светит и улыбается нам? Давай скажем вслух? (солн-це, солн-це)
- Я приглашаю тебя посетить волшебную страну, где круглый год лето и светит яркое и теплое солнышко. В этой стране никогда не бывает снега, но зато там много песка, с которым можно играть и строить замки. А называется эта страна Песчаная страна. Хочешь туда попасть? (Ответ ребенка).
Давай пройдем к Пустыне (песочница с подсветкой).
- Посмотри как красиво, какая подсветка светит, как яркое солнце. Что здесь есть в стране волшебной? (ответ ребенка)
Это песок!
А кто к нам пришел, кого мы видим? Это Незнайка! Здравствуй Незнайка!
Артем, давай улыбнемся и поздороваемся!
- Так и хочется его потрогать, поиграть с ним. Но прежде чем мы возьмем песок в руки, Зайка нам хочет рассказать правила песка в Песочной стране :
Я открою вам секреты,
Только знать надо при этом
Правила моей страны.
Очень все они просты!
Здесь нельзя кусаться, драться
И в глаза песком кидаться!
Стран чужих не разорять!
Песок — мирная страна.
Можно строить и чудить,
Можно много сотворить:
Горы, реки и моря,
Чтобы жизнь вокруг была.
- Артем! Давай опустим наши ручки в песочницу, погладим песочек, переберем его пальчиками и пощупаем песочек, попытаемся понять, какой он на ощупь в стране Пустыня.
- Как здорово, нарисуй пальчиками разные узоры, как тебе нравится.
- Молодец! Приветствие с педагогом.
Отвечает одним словом на вопросы воспитателя.
Слушает педагога, отвечает.
Подходит к световому столу с песком. Приветствует Незнайку.
Слушает правила работы с песком.
Рисует узоры на песке. Эмоционально включить ребенка в предстоящую деятельность
Проявление интереса к предстоящей деятельности с песком
Мотивация на деятельность ребенка с РАС и нарушением речи на общение с педагогом
Обеспечить безопасность во время работы с песком
Проявление интереса к предстоящей деятельности с песком
2. Основной этап
Игровая деятельность с песком
Пальчиковая гимнастика
Упражнение «Археологи»
Упражнение «Необыкновенные следы».
Упражнение «Песочный ветер»
Физкультминутка «Песочная страна»
Упражнение «Песочные узоры»
Упражнение для глаз Для игры в стране Пустыня у нас есть специальный материал: это лопатка маленькая, сито, палочка.
- Песочек какой? (педагог ждет ответов от ребенка)
- Он рассыпчатый, теплый, его приятно трогать.
- Давай аккуратно пересыплем песочек из одной ладошки в другую и почувствуем, как приятно стало нашим ладошкам. А теперь давай поиграем пальчиками в песке, представим, что наши пальчики, как ножки, пойдут гулять по тёплому песочку от края стола к центру и затем обратно.
Раз, два, три, четыре, пять, (Загибают пальчики по одному, погрузив руки в песок).
В пустыне мы пошли гулять. (Идут по песку указат. и средн. Пальцами).
Горку из песка лепили, («Лепят» комочек двумя ладонями).
И медведя покормили, (имитация, что «Крошат» (песок) всеми пальчиками).
С горки мы потом катались, (Ведут пальцами по песку).
А потом еще валялись. (Ладошки кладут на песок одной и другой стороной).
Все в песке домой пришли. (Отряхивают ладошки).
Съели суп и спать легли. («Едят ложкой» (черпают песок ладошкой суп, затем укладывают ладони на песок).
(включается не громко спокойная музыка для релаксации)
- Артем! Незнайка говорит, что в Песочной пустыне живут животные, обычно в пустынях нет животных, а у нас волшебная пустыня. Давай узнаем, что это за животные, они спрятаны в песке, найди их сам и скажи мне их названия. Если хочешь, можешь воспользоваться лопаткой, а можешь руками искать, ведь песок такой приятный на ощупь. Как тебе нравится!
Цель: Развитие мелкой мускулатуры пальцев.
Оборудование: Фигурки медведя, змейки и зайки.
- Молодец! (гладит ребенка по плечам) Скажи, кого ты нашел? Медведь, змея и заяц). А давай узнаем какие следы могут оставлять эти животные на песке, поиграй ими в песке.
Цель: развитие тактильной чувствительности, воображения.
Оборудование: Песочница. Фигурки животных.
- Как здорово! Посмотри, какие получились интересные следы. А теперь нам надо немного украсить нашу страну Пустыню. Я предлагаю поиграть в игру «Песочные узоры»
- Артем, Незнайка говорит, что в хоть пустыня и солнечная страна, но там часто бывает ветер, после ветра образуются горы песка, разные дорожки, новые кучи образуются. Давай возьмем трубочку длинную и аккуратно будем в нее дуть, как ветерок, посмотрим что получится. Тебе интересно, как дует в пустыне ветер?
Цель: развитие дыхания
Оборудование: трубочка для напитков.
- А теперь давай немного поиграем
1-2-3-4-5 (хлопки поочередно по коленям)
Даром время не терять (топают ногами)
Чтоб в Песке нам поиграться (волнообразные движения руками вверх)
Нужно очень постараться. (опустили через стороны)
Шаг за шагом, шаг за шагом (маршируют)
Мы по скалам, по оврагам (потянулись вверх, присели)
И плывем мы по реке («плывут»)
Видим остров вдалеке (руки козырьком поочередно)
Полетим к нему, как птицы (взмахи руками)
Надо только приземлиться (присели, руками обхватили колени)
И подпрыгнуть высоко (прыгают)
И вдохнуть легко, легко (потянулись вверх, глубокий вдох, опустили руки)
А теперь, Андрей, вперед (хлопки перед собой)
Впереди задание ждет! («молоточки»)
- Молодец! (гладит по плечам). А сейчас Незнайка просит нас сделать Песочную страну красивее и нарисовать разные узоры. Давай поможем ему, можно пальчиками, можно ладошкой, можно воспользоваться трубочкой, тогда узоры получаются тоненькие. Выбери сам, что захочешь. А Незнайка посмотрит, как ты это делаешь.
Игра «Песочные узоры»
Цель: дать понять, какими свойствами обладает песок, а также развить координацию движений, воображение и мелкую моторику.
Оборудование: песочница с песком и палочка для рисования на песке.
- Артем, хочешь нарисовать солнце? Оно круглое и у него есть лучики. Нарисуй если хочешь, тогда в песочной стране будет еще солнечней. Солнце какой формы? (круглое). А лучики, какие у солнца? (длинные и тоненькие)
Молодец! (гладит по голове) Посмотри, как оно ярко светит, так и хочется понежиться под его лучами. Ярко светит солнце, наши глазки не привыкли к такому яркому свету, давай зажмурим глазки сильно-сильно, откроем. Уже легче смотреть на солнце. Ещё раз зажмурим, сильно-сильно, откроем. Поморгаем. Привыкли глаза.
Щупает песок и выражает мысли о том, какой песок. С подсказками воспитателя.
Перекладывает песок из ладошки в ладошку, сыпет тонкой струей из ладошки в песочницу
Выполняет движения пальцами рук в песочнице
Ищет в песке животных.
Берет фигурки животных и прыгает ими по песку, рассматривает какие получились следы.
Берет в руки палочку для рисования на песке и рисует узоры.
Повторяет движения за педагогом.
Рисует солнце. Рассказывает какое солнце, глядя на образец на иллюстрации.
Зажмуривает глаза и открывает, выполняет упражнение для глаз
Формировать интерес к игре с песком.
Развивать тактильные ощущения
Развитие мелкой моторики пальцев рук
Развитие координации рук и формирование слушать и воспринимать задание
Развитие дыхания, при помощи дыхательного упражнения.
Снятие мышечного напряжения мышц рук и ног.
Развивать композиционные умения при изображении групп предметов или сюжетов на песке
Закрепление геометрической фигуры – круг.
Расслабить глазные мышцы.
Упражнение
«Релаксация» Упражнение «Релаксация».
Цель: снятие эмоционального напряжения.
Мы устали немного в нашей песочной стране, сейчас можно и отдохнуть проходи на коврик, ложись и закрой глаза. (Звучит релаксационная музыка).
«Все умеют танцевать, прыгать, бегать, рисовать,
Но не все пока умеют, расслабляться — отдыхать.
Есть у нас игра такая – очень лёгкая простая,
Замедляются движенья, исчезает напряженье.
(Дети ложатся на ковёр, руки – вдоль туловища, ноги слегка раздвинуты).
И становится понятно, расслабление приятно».
(Отдых лёжа на ковре, под спокойную музыку, рядом укладываем Незнайку).
- Давай откроем глазки, потягиваемся, аккуратно встаём.
Но мы забыли выполнить последнее правило: после игры с песком, помыть руки! Проходи к лейке (моют руки).
- Артем! В ладошки наши посмотри,
Мудрее стили ведь они?
Спасибо, милый наш песок,
Ты много радости принес.
До свидания, песок
Ты замечательный дружок!
- Давай поблагодарим и Незнайку, он помог нам побывать в Солнечной песочной стране. И попрощаемся с ним! До новых Встреч Незнайка! До свидания!
Ложится на ковер, закрывает глаза и лежит.
Умывает руки с помощью педагога, поливает ладошки водой.
Прощается с Незнайкой и песком.
Снятие мышечного напряжения и эмоционального возбуждения
3. Заключительная часть (рефлексия)
Ритуал выхода
Рефлексия:
Артем! Скажи, пожалуйста, в какой стране мы с тобой сегодня побывали?
- Чем тебе запомнилась эта страна?
- Чем мы занимались в этой стране?
- Давайте вспомним, какой песок на ощупь?
- Тебе понравились игры с песком?
- Здорово, ты молодец! И я хочу подарить тебе песочную лопатку, чтоб ты мог строить целые замки и города в песочнице на улице у дома!
Спасибо за работу!
Слушают и отвечают на вопросы воспитателя.
Рассматривают свои рисунки и постройки на песке
Выражает эмоции от работы на песке.
Подведение итогов деятельности.
Выражение положительных эмоций от занятия.