Ольга Туголукова
Конструкт музыкального занятия для детей подготовительной группы «Музыка защитников Отечества«
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: создание условий воспитания патриотических чувств у детей дошкольного возраста средствами музыкальной деятельности;
Задачи:
Обучающие: - познакомить с произведением В. Агапкина «Прощание славянки» в исполнении духового оркестра;
- закрепление знаний о видах оркестров;
- повторение, работа над качеством и закрепление музыкального материала;
Развивающие: - развивать музыкальные способности детей: ладового чувства, музыкально – слуховых представлений, чувства ритма, певческих способностей;
- развивать эмоциональное отношение к классической и народной музыке, развивать связную речь, умение говорить правильно.
- развивать творческую активность, желание продемонстрировать свои навыки и умения;
Воспитательные:
- воспитывать любовь и интерес к музыке патриотического содержания;
- приобщать дошкольников к истории государства, которое дорожит своим прошлым, как достоянием;
- способствовать формированию доброжелательных взаимоотношений с взрослыми и сверстниками в музыкально-художественной деятельности;
Планируемый результат: Воспитанники активно участвуют в образовательном процессе, проявляют эмоциональный отклик на рассказ музыкального руководителя, с желанием принимает участие в музыкально-художественной деятельности: песенной, танцевальной, музыкально-игровой, игре на детских музыкальных инструментах.
Возрастная группа: 6-7 года. Форма организации: групповая.
Средства обучения:
зрительный ряд: письмо, презентации;
музыкальный: В. Лаптев «Вологодские кружева»(хороводный шаг, «Физкульт-ура» муз. Ю. Чичкова; В. Агапкин «Прощание славянки», «Шли солдаты на войну» сл. И. Русских, песня «Казаки в Берлине» сл. Ц. Солодарь, музыка братья Покрасс.
мультимедийные средства: презентации;
оборудование: колонки, ноутбук, экран, проектор, деревянные ложки, бубны для игры в оркестре по количеству детей;
Учебно-методический комплект: разработанный конструкт занятия с приложениями.
Методы и приемы: наглядные: использование ИКТ; словесные: рассказ о истории написания марша, словесная инструкция, объяснение;
практические: музыкально-ритмические движения, музыкальная викторина, творческие задания, пение.
Предварительная работа: • освоение музыкального репертуара на музыкальных занятиях: музыкально-ритмическое упражнение с перестроениями «Уральский хоровод», разучивание песни «Шли солдаты на войну» сл. И. Русских, освоение детьми навыков игры на ложках под песню «Казаки в Берлине» сл. Ц. Солодарь, музыка братья Покрасс.
Этап деятельности Действия, деятельность педагога Деятельность детей, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов Планируемый результат: Воспитанники активно участвуют в образовательном процессе, проявляют эмоциональный отклик на рассказ музыкального руководителя, с желанием принимает участие в музыкально-художественной деятельности: песенной, танцевальной, музыкально-игровой, игре на детских музыкальных инструментах.
Предварительный этап
(психологический настрой на предстоящую деятельность, создание атмосферы заинтересованности и психологического комфорта)
звучит музыка В. Лаптев «Вологодские кружева»(прил. 1).
- педагог поет, импровизируя мелодию чередуя мажорное, минорное трезвучие: «Доброе утро», «Здравствуйте»;
- Ребята, какой русский народный танец вы исполнили?
- А можно ли эти же перестроения выполнить под марш?
- Предлагаю вам провести эксперимент: выполнять все те же перестроения, что и при исполнении хоровода. Как мы должны двигаться, чтобы наш марш получился красивым, ярким выступлением?
- звучит марш «Физкульт-ура» муз. Ю. Чичкова (прил. 2);
Педагог помогает сделать вывод и приглашает детей пройти на стульчики. Дети входят в зал, исполняя хоровод, по окончании музыки останавливаются в кругу.
Отвечают на приветствие педагога по принципу игры «Эхо»;
- отвечают на вопросы педагога:
- хоровод
Часть детей выражает сомнение, другая часть желание провести эксперимент.
ответ детей:
- смотреть в затылок впереди идущему товарищу, четко выполнять шаг марша под музыку.
Дети исполняют марш, по завершении упражнения останавливаются, делают вывод, что перестроения могут быть одинаковыми, а характер движения может меняться и должен соответствовать звучащей музыке. Решаются следующие задачи:
-закрепление движения хороводным шагом, маршем; взаимодействие в коллективе;
- У ребенка формируется ладовое чувство;
- формируется ответственность к коллективному результату через качественное исполнение музыкально-ритмических движений;
- развивается творческая активность через участие в хороводе, марше.
Мотивационно- побудительный
Педагог побуждает к активному участию детей Музыкальный руководитель читает письмо:
Дорогие ребята! Пишет вам ваш старый друг Чевостик! Я очень скучаю по всем вам, по нашим встречам, когда я вам рассказывал про самые разные музыкальные инструменты. Я приготовил для вас небольшое задание: назовите, пожалуйста, какие оркестры на фото и угадайте. Какой оркестр звучит в записи! Желаю вам успеха!
Музыкальный руководитель демонстрирует детям звуковую презентацию (прил. 3, поощряет детей за верные ответы, ведет диалог о неизвестном новом произведении. На фортепиано дети замечают яркий конверт, спрашивают: «Кому это письмо?»
Дети слушают и отвечают на вопросы Чевостика, на слух определяют звучание оркестров, узнают знакомые музыкальные произведения: русскую народную песню «Калинка», П. И. Чайковский «У камелька», знакомятся с еще неизвестным произведением маршем В. Агапкина «Прощание славянки».
Решаются следующие задачи:
-дети стараются правильно ответить на вопросы Чевостика;
- у ребенка развивается музыкальный слух, музыкальная память; закрепляются ранее полученные знания;
-воспитаннику прививается любовь к слушанию народной и классической музыки;
Содержательно- операционный
Педагог активизирует детей к участию в занятии, создает мотивацию успеха через похвалу и поощрение участников диалога, формирует эмоциональный отклик Музыкальный руководитель исполняет фрагмент марша «Прощание славянки» со словами (прил. 4, прил. 5);
- просит детей высказать свое мнение о смысле слов марша, побуждает к эмоциональному отклику на услышанное произведение;
- рассказывает краткую историю создания марша с демонстрацией презентации (прил. 6); Дети внимательно слушают исполнение марша «Прощание славянки» со словами в исполнении музыкального руководителя.
Ведут диалог о смысле поэтического текста.
Дети смотрят презентацию и слушают рассказ.
Высказывают свое мнение о музыке.
Выражают эмоции посредством слова.
Решаются следующие задачи:
- Ребенок проявляет эмоциональную отзывчивость на музыку;
- у ребенка развивается связная речь;
- у воспитанника формируется интерес к истории России;
Ценностно-волевой
Предоставляется возможность проявить свои творческие способности и личностные качества детям - Ребята, вы замечательно слушали и отвечали на мои вопросы, а что мы сегодня еще не делали?
- А какую распевку вы хотели бы исполнить?
- организует распевание детей на основе их выбора, словесно направляет к выбору песни «Шли солдаты».
- организует работу над интонированием мелодии песни, внятным произношением слов, предлагает исполнить песню по фразам по цепочке, обращает внимание на поэтический текст, жанр песни – марш, побуждает детей к творческому решению - исполнить песню в движении, маршируя;
-по окончании исполнения песни включает песню «Казаки в Берлине» (прил. 9, обращает внимание детей, что эта песня победы в ВОВ.
- поддерживает инициативу детей; - Мы не пели сегодня!
Дети выбирают распевку, знакомые артикуляционные упражнения, предлагают исполнить ранее разученную песню.
- проявляют активное участие в сольном пении по фразам знакомой песни;
- демонстрируют навыки исполнения песни, возможность совмещать пение с движением маршем;
- могут предложить другую песню из ранее разученного репертуара;
-дети, услышав знакомую мелодию, предлагают исполнить музыкальный номер игры на ложках и бубнах;
- активно участвуют в коллективном музицировании;
-эмоционально, ярко заканчивают творческий номер словами «Наши казаки!»;
Решаются следующие задачи:
- развиваются вокальные способности воспитанников;
-развивается координация совмещения пения с активным движением маршем.
-формируются патриотические чувства через осмысление текста песни;
-прививается любовь к Родине;
Рефлексирующий
- Ребята, что нового мы сегодня узнали? какие впечатления остались у вас о нашей встрече?
Во все времена музыка помогала нашему народу: под марш «Прощание славянки» бойцы уходили на фронт, с песней проходили трудности военной жизни и побеждали. И мы с вами так же очень любим нашу Родину и станем её защитниками. До новых встреч! - Мы познакомились с маршем «Прощание славянки» Василия Агапкина;
- дети делятся впечатлениями
- слушают музыкального руководителя;
- отвечают в диалоге;
Дети колонной под марш «Прощание славянки» выходят из музыкального зала.
Решаются следующие задачи:
-закрепление знаний, полученных в образовательной деятельности;
-эмоциональный отклик детей на педагогическое мероприятие;