Людмила Козлова
Конструирование из бумаги — технология развития тонкомоторных функций рук дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Уровень развития речи и детей находится в прямой зависимости от степени развития тонких движений пальцев рук. Формирование речевых областей совершается под влиянием кинестетических импульсов от рук, а точнее от пальцев.
Мелкая моторика — основа развития, своего рода локомотив, всех психических процессов, включая внимание, память, восприятие, мышление и речь. Изучением мелкой моторики детей дошкольного возраста занимались Гурьянов Е. В, Горфункель П. Л., Кольцова М. М. и др.
Публикация «Конструирование из бумаги — технология развития тонкомоторных функций рук дошкольников» размещена в разделах
Мышечная система руки с ее различными видами чувствительности и многообразными движениями не только активное звено аппарата движения, но и своеобразный орган чувства. Усложнение двигательных нервных окончаний в мышцах кисти идет наиболее ускоренными темпами в дошкольном возрасте. После 4 лет нарастание диаметра мышечного волокна несколько увеличивается, достигая к 7 годам значительной величины. В 7 лет в мышцах ребенка имеется уже сложно построенный двигательный аппарат. Однако нервная регуляция движений ребенка еще несовершенна, мелкие мышцы руки недостаточно развиты, не закончилось окостенение запястья и фаланг пальцев, что может вызывать затруднения при обучении письму.
Если ребенок к 7 годам научиться в игровой форме управлять своими руками и пальцами, воспринимать образ печатных и письменных букв этого будет вполне достаточно для дальнейшего обучения письму в школе.
Опыт работы с детьми дошкольного возраста позволил определить следующую тенденцию: дети выпускной к школе группе недостаточно качественно выполняют графические упражнения, поделки из мелкого материала, затрудняются в работе с металлическим конструктором.
В качестве первых шагов детей 4-5 лет в подготовке руки к письму мы предлагаем конструирование из бумаги.
Конструктивная деятельность является сложным познавательным процессом. Конструирование, организованное в игровой форме, непринужденно способствует формированию тонко-моторных функций рук у детей.
Детское конструирование из бумаги относится к художественной деятельности. Конструируя из бумаги, дети не просто создают какую-либо поделку, но и выражают свое отношение к отображенному в ней образу.
Поделки из бумаги выполняются детьми для практического использования в виде атрибутов для игр, украшений для елки и интерьера комнаты, сувениров для мамы.
Объемные поделки из бумаги, которые могут мастерить дошкольники, можно условно объединить в группы:
• Игрушки из бумажных комочков;
• Игрушки-книжки;
• Игрушки из полос бумаги;
• Ребристые игрушки;
• Игрушки на основе конусов;
• Игрушки на основе цилиндра;
• Игрушки из коробок;
• Игрушки-оригами.
Игрушки из бумажных комочков выполняются из достаточно тонкой, но пластичной и мягкой бумаги, хорошо удерживающей после того, когда ее смяли, форму комочка. Бумага может быть цветной, писчей или салфеточной, это зависит от поделки, для которой она предназначена. Комочки могут быть большими (целая деталь фигурки животного) или маленькими (мелкие оформительские детали, наклеенными на большую основную деталь. К комочку – основной детали поделки – могут быть приклеены мелкие детали в виде петелек (уши, лапы, полосок бумаги.
Игрушки-книжки создаются приемом складывания пополам прямоугольной заготовки из цветной бумаги или картона и получения из этой детали путем аппликационного оформления головы или целой фигурки животных, домов или транспорта.
В игрушках из полос бумаги используются разные способы превращения заготовки в объемную фигурку (склеивание полоски кольцом, петелькой, складывание гармошкой). Полоски используются как для выполнения основных деталей поделки (голова, туловище птиц, животных, людей, так и для изготовления мелких деталей (уши, хвост).
Ребристые игрушки выполняются приемом вырезания деталей из полоски, сложенной гармошкой, и склеивания поочередно половинок каждой детали. Ребристые игрушки используются как елочные украшения и как атрибуты настольного театра.
Заготовкой для игрушек на основе конусов является круг или часть круга. Данный вид объемных игрушек хорошо подходит для изображения фигурок зверей, сказочных персонажей, елочных фонариков и может быть использован как для выполнения основной детали (туловища) поделки, так и для мелких деталей (голова, руки, ноги).
Заготовкой для игрушек на основе цилиндра является прямоугольник. Поделка может быть выполнена как из одного цилиндра (вся фигура персонажа) и дополненного мелкими деталями, так и из нескольких (голова и туловище персонажа – отдельные детали в виде цилиндров).
Игрушки из коробок выполняют из разверток квадратов, разделенных на 9, 16 квадратов, и прямоугольников, разделенных на 12 квадратов; используются для конструирования мебели, коробок для подарков и сувениров. Развертка выполняется воспитателем, а дети мастерят поделку, делая сгибы, надрезы в соответствии с ее условными обозначениями на чертеже. В объемную фигуру изделие превращается в процессе склеивания.
Поделки японской художественной техники оригами выполняются приемами складывания заготовки (квадраты) из бумаги.
При проведении конструирования следует учитывать возрастные и индивидуальные возможности детей. Все выполненные поделки должны найти практическое применение в жизни ребенка как атрибуты для игр, сувениры.
В начале каждого конструирования необходимо мотивировать значимость выполняемой работы, создавать эмоциональный настрой использованием игровых приемов или художественного слова.
Для достижения поставленных воспитателем целей огромную роль играет подготовительная работа, это беседы об окружающем мире, рассматривание иллюстраций.
Таким образом, конструирование из бумаги обеспечит возможность разнообразить деятельность детей не только по развитию ручной моторики, но и развитию зрительно-моторной координации.