Наталья Харченко
Конспект занятия для дошкольников «Конституция»
▼ Скачать +Заказ
Цель: познакомить воспитанников с основными положениями Конституции.
Словарная работа: Конституция, законы, права, обязанности, государственные символы.
Задачи:
воспитательные: воспитание любви, уважения и гордости к Родине, государственным символам, привитие начальных правовых знаний, формирование правовой культуры;
развивающие: развитие пространственных знаний, умений и навыков, развитие диалогической речи, внимания, логики;
Публикация «Конспект занятия для дошкольников „Конституция“» размещена в разделах
- День Конституции, 12 декабря
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2022
познавательные: добиться усвоения сущности Конституции, формирование знаний о государственной символике Российской Федерации, важнейших (базовых) правах и обязанностях гражданина.
План:
1. Дошкольникам о Конституции.
2. Государственная символика России.
3. Права и обязанности граждан РФ.
1. Звучит гимн. После гимна дети садятся за столы.
Воспитатель: У нас сегодня необычный день – сегодня наша Родина отмечает большой государственный праздник. 12 декабря — 20-ая годовщина со дня принятия нашей Конституции.
Воспитатель: Малая Родина – это место, где человек родился. «Птица любит гнездо, человек место, где родился» — это тувинская пословица выражает неразрывность человека с родимой стороной. С этого места, с малой родины, начинается любовь к большой Родине.
Нашей Родиной является Российская Федерация (показ карты). Наша Республика является составной частью РФ, её регионом, субъектом. Иногда мы её называем Отечеством потому, что в ней испокон веков жили наши отцы и деды.
«Родиной мы её зовем потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным нам языком и всё в ней для нас родное, а матерью – потому, что она нас вскормила своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку. Как мать она защищает от всяких врагов. Много есть, кроме России, всяких хороших городов и земель, но одна у человека мать – одна у него и Родина» (из произведения К. Ушинского «Наше Отечество»).
Воспитатель раздает детям Конституции Российской Федерации.
Воспитатель: Сегодня вы впервые в жизни берёте в руки этот документ.
Запомните ребята, Конституция – это основной, главный закон страны, государственный документ. Вы его откройте, пролистайте его. Пока мы читать не умеем, но считаем хорошо и буквы многие в тексте мы узнаем. Он состоит из введения, разделов, которые делятся на статьи. Конституция – это государственный документ, обязательный для всех: для учителя, милиционера, врача, министра, даже президент не имеет права нарушать Конституцию. О нем сложены стихи (рассказывают дети) :
«Уж много лет назад
Как нам люди говорят
Был в стране придуман Он –
И с тех пор за годом год
Его чествует народ
С конституцией дружить –
Значит по закону жить
И работать, и учиться
И общаться, и жениться!»
Итак, Конституция – это основной закон, главный документ государства.
2. Государственная символика России.
Воспитатель: Сегодняшнее наше занятие началось необычно.
Вы заметили, что начали мы его под звуки государственного гимна нашей страны. Гимн – это торжественная песнь Родины. Он прославляет народ и страну. Когда люди поют гимн, они дают клятву любить свою страну, трудиться для общего счастья. Гимн поют стоя, в знак особого уважения при звучании гимна мальчики и мужчины должны снять головные уборы. Гимны звучат в особо торжественных случаях (приезд глав государств, их прием и проводы, государственные праздники, при награждении победителей на спортивных состязаниях: чемпионатах, олимпиадах и т. д.). Кроме гимна есть другие символы – особые знаки, символизирующие государство. О них тоже сложены стихотворения (рассказывает ребёнок) :
Флаг
«Белый цвет – березка
Синий – неба цвет,
Красная полоска – солнечный рассвет».
Воспитатель: Флаг России называют еще триколором, так как он состоит из трёх цветов. Белый цвет означает добро и красоту, снег, облака, синий – небо, реки и поля, красный – облака.
Герб России.
«У России величавой
На гербе орел двуглавый,
Чтоб на запад, на восток
Он смотреть бы сразу смог.
Сильный, мудрый он и гордый,
Он – России дух свободный».
Воспитанники рассматривают изображение герба на обложке.
Воспитатель: Изображение всадника, поражающего копьем условного врага означает непобедимость и стойкость, победу добра над злом, а образ двуглавого орла — образ солнца, солнечной колесницы.
Изображение герба можно увидеть на монетах, на особо важных государственных документах, а изображение флага на самолётах и автомобилях.
Воспитатель: Зачем нужно изображение герба и флага?
Дети: Они являются символами, то есть особыми знаками, которые отличают их от монет, автомобилей и самолётов других стран.
Воспитатель демонстрирует на слайде изображение Кремля и Красной площади и звучат стихи (рассказывает ребёнок) :
«Москва – это Красная площадь,
Москва- это стены Кремля,
Москва- это сердце России,
Которая любит тебя».
Показав на карте Москву, воспитатель объясняет, что у многих людей Москва, как столица нашей Родины тоже является неофициальным символом России.
3. Права и обязанности граждан РФ.
Воспитатель: Вот мы говорим закон, основной закон, главный закон. А что такое закон? Закон – это общеобязательные правила поведения. А какие правила вы знаете?
Дети: Правила поведения за столом;
Правила дорожного движения;
Правила поведения за столом;
Правила обращения с опасными предметами;
Правила поведения в опасных для жизни случаях.
Сюжетно-ролевая игра «Один дома».
Цель: моделирование поведения ребёнка в ситуации опасности и умения быстро реагировать в ситуации пожара, необходимости вызова скорой помощи и наряда полиции.
Воспитатель: В Конституции Российской Федерации описаны не только правила поведения человека, но и провозглашаются наши права и обязанности. Давайте теперь поближе познакомимся с Конституцией. Пролистайте её, найдите страницу 6, это глава 2.
О правах тоже есть стихотворения (читает ребёнок) :
«Права есть у взрослого и у ребё нка:
Играть и учиться, мечтать и трудиться
Помочь старику и погладить котёнка
И чистой водой на рассвете умыться
Ребёнок имеет право на счастье,
А также в доме укрыться в ненастье
Ребёнок имеет право гулять
И воздухом чистым всей грудью дышать».
Воспитатель: Право – это возможность что – либо совершать, делать. Какие права имеет ребёнок? Это – право на жизнь.
РЕЛАКС: Приложите руку к сердцу. Послушайте, как оно бьется, пульсирует. Почувствуйте, какое оно маленькое! Какое это счастье жить и радоваться, наслаждаться каждой минутой, каждым мгновением жизни! Нужно беречь и ценить свою жизнь, жизнь своих родных и близких.
Воспитатель: Ребёнок имеет право на семью.
Пальчиковая игра «Моя семья».
Воспитатель: Ребята, благодаря кому вы родились на свет?
Дети: Маме.
Стихи о маме.
Мама, так тебя люблю,
Что не знаю, прямо!
Я большому кораблю,
Дам названье – мама!
Воспитатель: Мама дарит ребенку жизнь – самое дорогое в жизни человека. В первые минуты жизни ребенка родители дают ему имя. Что даёт имя человеку?
«Имя нам дает отраду
Дарит счастье и удачу,
Оттого узнать бы надо,
Что же наше имя значит?»
Воспитатель: У людей разных национальностей свои неповторимые имена.
Ребёнок имеет право на имя. Если по каким-либо причинам имя, выбранное родителями, не подходит ребёнку, согласно п. 1, ст. 59. Семейного Кодекса, исходя из интересов ребенка, органы опеки и попечительства по совместной просьбе родителей, до достижения ребенком возраста 14 лет, вправе изменить имя ребенка.
Воспитатель: Каждый человек имеет право на образование.
Образование – это приобретение человеком знаний, умений и навыков.
Всего 4 ступеньки образования:
-Дошкольное.
-Начальное.
-Основное общее образование.
-Среднее общее образование.
Мы находимся на самой первой ступеньке. Мы – дошколята. А готовы ли мы к школе?
Давайте проверим себя, поиграв в игру «Соберём портфель».
Игра «Собери портфель в школу».
Содержание: Двое дошколят собирают портфели, поочерёдно складывая канцелярские товары, соревнуясь на скорость и аккуратность.
Воспитатель: Человек имеет право на отдых, мы выбираем сами форму своего досуга. Кто-то спит в свободное время, так как сон – лучший отдых, кто-то выбирает – спорт.
Воспитатель: Спорт позволяет человеку сохранить здоровье. Согласно Конституции каждый гражданин имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь.
Воспитатель: Кроме прав у нас есть и обязанности:
1. Соблюдать Конституцию и другие законы страны.
2. Уважать права и свободы других граждан.
3. Сохранять природу и окружающий мир.
4. Беречь памятники природы и культуры.
5. Платить налоги и сборы.
6. Защищать страну и своё Отечество.
Чтобы стать защитником своего Отечества нужно готовить себя с детства. Солдат должен быть сильным, мужественным и смелым.
Воспитатель: Дорогие ребята, мы познакомились с основными положениями нашего основного закона, закрепили свои знания о государственной символике России, узнали о своих правах и обязанностях. Россия – это огромная, богатая, многонациональная страна. Наша Родина процветать только тогда, когда между всеми гражданами будет мир, согласие и дружба, желание трудиться и защищать Родину.
Ребё нок:
«Что мы родиной зовём?
Дом, в котором мы живём
И березки, вдоль которых
Рядом с мамой мы живём
Что мы родиной зовём?
Поле с тонким колоском
Наши праздники и песни
Тёплый вечер под окном
Что мы родиной зовем?
Все, что в сердце бережем
И под небом синим – синим
Флаг России над Кремлем».
Дети все вместе в кругу, взявшись за руки, поют песню «Россиночка – Россия».