Марина Виноградова
Конспекты «Поисково-познавательная деятельность» в старшей группе (приложение к перспективному планированию ППД)
▼ Скачать + Заказать документы
ЖИВАЯ ПРИРОДА
РАСТЕНИЯ И ЖИВОТНЫЕ КАК ЖИВЫЕ ОРГАНИЗМЫ:
ДЫХАНИЕ, ПИТАНИЕ, РАЗВИТИЕ, РАЗМНОЖЕНИЕ И ПОТРЕБНОСТИ
С водой и без воды
Задачи: Выделить факторы внешней среды, необходимые для роста и развития растений (вода, свет, тепло).
Материалы и оборудование: Два одинаковых растения (бальзамин, вода.
Публикация «Конспекты „Поисково-познавательная деятельность“ в старшей группе (приложение к перспективному планированию ППД)» размещена в разделах
Ход: Взрослый предлагает выяснить, почему растения не могут жить без воды (растение завянет, листья высохнут, в листьях есть вода); что будет, если одно растение поливать, а другое нет (без полива растение засохнет, пожелтеет, листья и стебель потеряют упругость и т. д.). Результаты наблюдения за состоянием растений в зависимости от полива зарисовывают в течение одной недели. Составляют модель зависимости растения от воды. Дети делают вывод, что растения без воды жить не могут.
На свету и в темноте
Задачи: Определить факторы внешней среды, необходимые для роста и развития растений.
Материалы и оборудование: Лук, коробка из прочного картона, две емкости с землей.
Ход: Взрослый предлагает выяснить с помощью выращивания лука, нужен ли свет для жизни растений. Закрывают часть лука колпаком из плотного темного картона. Зарисовывают результат опыта через 7—10 дней (лук под колпаком стал светлым). Убирают колпак. Через 7—10 дней вновь зарисовывают результат (лук на свету позеленел — значит в нем образовалось питание).
Зеленые фигурки
Задачи: Установить необходимость почвы для жизни растений, влияние качества почвы на рост и развитие растений, выделить почвы, разные по составу.
Материалы и оборудование: Семена кресс-салата, влажные бумажные салфетки, почва, алгоритм деятельности (Приложение, рис. 3).
Ход: Взрослый предлагает письмо-загадку с использованием незаконченного алгоритма опыта с неизвестными семенами и предлагает выяснить, что вырастет. Проводят опыт по алгоритму: пропитывают водой несколько бумажных салфеток, положенных друг на друга; раскладывают их в формочки для печенья; засыпают туда семена, распределяя по всей поверхности; салфетки увлажняют каждый день. Часть семян помещают в горшок с землей и присыпают почвой. Наблюдают за ростом кресс-салата. Сравнивают растения и оформляют отгадку в виде модели зависимости растения от факторов внешней среды: свет, вода, тепло + почва. Делают вывод: в почве растения крепче, дольше живут.
Лабиринт
Задачи: Установить, как растение ищет свет.
Материалы и оборудование: Картонная коробка с крышкой и перегородками внутри в виде лабиринта: в одном углу картофельный клубень, в противоположном — отверстие.
Ход: В коробку помещают клубень, закрывают ее, ставят в теплое, но не жаркое место, отверстием к источнику света. Открывают коробку после появления из отверстия ростков картофеля. Рассматривают, отмечая их направление, цвет (ростки бледные, белые, искривленные в поисках света в одну сторону). Оставив коробку открытой, продолжают в течение недели наблюдать за изменением цвета и направлением ростков (ростки теперь тянутся в разные стороны, они позеленели). Дети объясняют результат (много света — растению хорошо, оно зеленое; мало света — растению плохо).
СТРОЕНИЕ, ЗНАЧЕНИЕ, ФУНКЦИИ, ВИДОИЗМЕНЕНИЯ ЧАСТЕЙ РАСТЕНИЯ
Как увидеть движение воды через корешки?
Задачи: Доказать, что корешок растения всасывает воду, уточнить функцию корней растений, установить взаимосвязь строения и функции.
Материалы и оборудование: Черенок бальзамина с корешками, вода с пищевым красителем.
Ход: Дети усматривают черенки герани или бальзамина с корешками, уточняют функции корешков (они укрепляют растение в почве, берут из нее влагу). А что еще могут брать корешки из земли? Предположения детей обсуждаются. Рассматривают пищевой сухой краситель — «питание», добавляют его в воду, размешивают. Выясняют, что должно произойти, если корешки могут забирать не только воду (корешок должен окраситься в другой цвет). Через несколько дней результаты опыта дети зарисовывают в виде дневника наблюдений. Уточняют, что будет с растением, если в земле окажутся вредные для него вещества (растение погибнет, забрав вместе с водой вредные вещества).
Вершки — корешки
Задачи: Выяснить, что раньше появляется из семени.
Материалы и оборудование: Бобы (горох, фасоль, влажная ткань (бумажные салфетки, прозрачные емкости, зарисовка с использованием символов строения растения, алгоритм деятельности (Приложение, рис. 4).
Ход: Дети выбирают любые из предложенных семян, создают условия для прорастания (теплое место). В прозрачную емкость кладут плотно к стенкам влажную бумажную салфетку. Между салфеткой и стенками помещают замоченные бобы (горох, фасоль); салфетку постоянно увлажняют. Ежедневно наблюдают в течение 10—12 дней за происходящими изменениями: из боба сначала появится корешок, затем пойдут стебельки; корешки будут разрастаться, верхний побег — увеличиваться.
Как по стебелькам.
Задачи: Показать процесс прохождения воды по стеблям.
Материалы и оборудование: Трубочки для коктейля, минеральная (или кипяченая) вода, емкость для воды.
Ход: Дети рассматривают трубочку. Выясняют, есть ли внутри воздух, погружая ее в воду. Предполагают, что трубочка может проводить воду, так как в ней есть отверстия, как в стебельках. Погрузив один конец трубочки в воду, пробуют легко потянуть в себя воздух из другого конца трубочки; наблюдают за движением воды вверх.
Испарение влаги с листьев растений
Задачи: Проверить, куда исчезает вода.
Материалы и оборудование: Растение, целлофановый пакетик, нить.
Ход: Дети рассматривают растение, уточняют, как движется вода из почвы к листочкам (от коней к стеблям, затем к листьям); куда она потом исчезает, почему растение надо поливать (вода с листьев испаряется, предположение проверяют, надев на листочек целлофановый пакетик и закрепив его. Растение ставят в теплое светлое место. Замечают, что внутри пакетик запотел. Спустя несколько часов, сняв пакетик, обнаруживают в нем воду. Выясняют, откуда она появилась (испарилась с листочка, почему не видно воды на остальных листочках (вода испарилась в окружающий воздух).
Где цветы?
Задачи: Установить особенности опыления растений с помощью ветра, обнаружить пыльцу на цветках.
Материалы и оборудование: Сережки цветущей березы, осины, цветы мать-и-мачехи, одуванчика; лупа, ватный шарик.
Ход: Дети рассматривают луговые цветы, описывают их, выделяя в строении лепестки и сердцевину. Выясняют, где у цветка может быть пыльца, и находят ее ватным шариком. Рассматривают цветущие сережки березы через лупу, обнаруживают сходство с луговыми цветами (имеется пыльца). Взрослый предлагает детям придумать символы для обозначения цветов березы, ивы, осины (сережки — тоже цветы). Уточняет, зачем пчелы прилетают к цветам, нужно ли это растениям (пчелы летят за нектаром и опыляют растение).
НЕЖИВАЯ ПРИРОДА
ВОДА
Помощница вода
Задачи: Использовать знания о повышении уровня воды для решения познавательной Задачи.
Материалы и оборудование: Банка с мелкими легкими предметами на поверхности, емкость с водой, стаканчики.
Ход: Перед детьми ставится задача: достать из банки предметы, не прикасаясь к ним руками (вливать воду, пока она не польется через край). Взрослый предлагает проделать эти действия. Дети делают вывод: вода, заполняя емкость, выталкивает находящиеся внутри нее предметы.
Умная галка
Задачи: Познакомить с тем, что уровень воды повышается, если в воду класть предметы.
Материалы и оборудование: Мерная емкость с водой, камешки, предмет в емкости.
Ход: Перед детьми ставится задача: достать предмет, не опуская руку в воду. Дети предлагают вариант (например, класть камешки в сосуд до тех пор, пока уровень воды не дойдет до краев, выполняют его. Делают вывод: камешки, заполняя емкость, выталкивают из нее воду.
Какие свойства?
Задачи: Сравнить свойства воды, льда, снега, выявить особенности их взаимодействия.
Материалы и оборудование: Емкости со снегом, водой, льдом.
Ход: Взрослый предлагает детям рассмотреть внимательно воду, лед, снег и рассказать, чем они схожи и чем отличаются; сравнить, что тяжелее (вода или лед, вода или снег, снег или лед); что произойдет, если их соединить (снег и лед растают); сравнить, как изменяются в соединении свойства: воды и льда (вода остается прозрачной, становится холоднее, ее объем увеличивается, так как лед тает, воды и снега (вода теряет прозрачность, становится холоднее, ее объем увеличивается, снег изменяет цвет, снега и льда (не взаимодействуют). Дети рассуждают, как сделать лед непрозрачным (измельчить его).
ВОЗДУХ
Упрямый воздух
Задачи: Обнаружить, что воздух при сжатии занимает меньше места; сжатый воздух обладает силой, может двигать предметы.
Материалы и оборудование: Шприцы, емкость с водой (подкрашенной).
Ход: Дети рассматривают шприц, его устройство (цилиндр, поршень) и демонстрируют действия с ним: отжимают поршень вверх, вниз без воды; пробуют отжать поршень, когда пальцем закрыто отверстие; набирают воду в поршень, когда он вверху и внизу. Взрослый предлагает детям объяснить результаты опыта, рассказать о своих ощущениях при выполнении действий. В конце опыта дети выясняют, что воздух при сжатии занимает меньше места; сжатый воздух обладает силой, которая может двигать предметы.
Сухой из воды
Задачи: Определить, что воздух занимает место.
Материалы и оборудование: Емкость с водой, стакан с прикрепленной на дне салфеткой.
Ход: Взрослый предлагает детям объяснить, что означает «выйти сухим из воды», возможно ли это, и выяснить, можно ли опустить стакан в воду и не намочить лежащую на дне салфетку. Дети убеждаются, что салфетка на дне стакана сухая. Затем переворачивают стакан вверх дном, осторожно погружают в воду, не наклоняя стакан до самого дна емкости, далее поднимают его из воды, дают воде стечь, не переворачивая стакан. Взрослый предлагает определить, намокла ли салфетка (не намокла, и объяснить, что помешало воде намочить ее (воздух в стакане) и что произойдет с салфеткой, если наклонить стакан (пузырьки воздуха выйдут, а его место займет вода, салфетка намокнет). Дети самостоятельно повторяют опыт.
Фокус «Почему не выливается?»
Задачи: Обнаружить атмосферное давление. Стаканы с водой, почтовые открытки.
Материалы и оборудование: Взрослый предлагает детям перевернуть стакан, не пролив из него воды. Дети высказывают предположения, пробуют. Затем взрослый наполняет стакан водой до краев, покрывает его почтовой открыткой и, слегка придерживая ее пальцами, переворачивает стакан вверх дном. Убирает руку — открытка не падет, вода не выливается (если только бумага совершенно горизонтальна и прижата к краям). Почему вода не выливается из стакана, когда под ним лист бумаги (на лист бумаги давит воздух, он прижимает лист к краям стакана и не дает воде вылиться, т. е. причина — воздушное давление).
СВЕТ, ЦВЕТ
Уличные тени
Задачи: Понять, как образуется тень, ее зависимость от источника света и предмета, их взаиморасположение.
Ход: Взрослый предлагает детям отгадать загадку про тень. Они рассматривают образование тени на улице: днем — от солнца, вечером — от фонарей и утром — от различных предметов;" в помещении — от предметов разной степени прозрачности. Взрослый обсуждает с детьми: когда появляется тень (когда есть источник света, что такое тень, почему она образуется (это темное пятно; тень образуется, когда световые лучи не могут пройти сквозь предмет, за этим предметом лучей света меньше, поэтому темнее). При рассматривании теней дети выясняют:
— от одного предмета (например, от самого себя) может быть несколько теней, если рядом несколько источников света (лучи света идут от каждого источника, как бы «по своей дорожке», встречают преграду, не могут пройти дальше, и на этой дорожке появляется тень);
— чем выше источник света, тем короче тень (например, солнце днем и фонарь вечером);
— по мере удаления от источника света тень удлиняется и контур становится менее четким;
— очертание предмета и тени схожи;
— чем прозрачнее предмет, тем светлее тень.
Изготовление солнечных часов
Задачи: Продемонстрировать через перемещение тени движение Земли вокруг Солнца.
Материалы и оборудование: Стержень (палочка) с заостренным концом.
Ход: Взрослый проводит игру-занятие на улице. Обсуждает вместе с детьми, какие есть части суток, чем они отличаются (светлее или темнее, освещенность Солнцем, почему это происходит (Земля вращается вокруг Солнца, и солнечных лучей то больше, то меньше попадает на данную поверхность Земли, как более точно можно определить время (по часам, какие бывают часы (механические, песочные и пр.). Детям рассказывают о том, что раньше время определяли по Солнцу и солнечным часам. Взрослый предлагает сделать солнечные часы по алгоритму: начертить на листе бумаги ровный круг, точно в центре закрепить колышек и в течение дня на окружности делать отметки и ставить цифры в соответствии со временем. Дети учатся пользоваться солнечными часами.
Двойное отражение
Задачи: Выявить особенности зеркального отражения (обратная ориентация).
Материалы и оборудование: Зеркала, схема двойного отражения.
Ход: Дети рассматривают свое сражение в зеркале, обсуждают обратную ориентацию изображения (то, что было слева, находится справа, полное сходство объекта и отражения. Взрослый предлагает прочитать слова (или назвать буквы, отраженные в одном зеркале и в двух зеркалах, повернутых друг к другу. Обсуждают, что происходит с буквами, когда они отражаются в одном зеркале (происходит обратная ориентация) и через два зеркала (ориентация изображения и объекта совпадаете.
Солнечные «зайчики»
Задачи: Понять, что отражение возникает на гладких блестящих поверхностях, и не только при свете; научить пускать солнечных «зайчиков» (отражать свет зеркалом).
Материалы и оборудование: Зеркала.
Ход: Дети рассказывают стихотворение, загадывают загадку о солнечном «зайчике». Обсуждают, когда он получается (при свете, от предметов, отражающих свет). Взрослый показывает детям, как с помощью зеркала появляется «зайчик» (зеркало отражает луч света, и само зеркало становится источником света, предлагает пускать солнечные «зайчики», (поймать зеркалом луч света и направить его в нужном направлении, прятать их (прикрыв зеркало ладошкой, поиграть в прятки и догонялки на стене. Дети выясняют, что управлять «зайчиком», играть с ним трудно (даже от небольшого движения зеркала солнечный «зайчик» перемещается на стене на большое расстояние). Взрослый предлагает пускать «зайчиков» в помещении, где нет яркого света (например, в спальне). Обсуждают, почему «зайчики» не появляются (нет яркого света).
МАГНИТЫ, МАГНЕТИЗМ
Притягиваются — не притягиваются
Задачи: Найти предметы, взаимодействующие с магнитом; определить материалы, не притягивающиеся к магниту.
Материалы и оборудование: Пластмассовая емкость с мелкими предметами (из ткани, бумаги, пластмассы, резины, меди, серебра, алюминия, магнит.
Ход: Дети рассматривают все предметы, определяют материалы. Высказывают предположения, что произойдет с предметами, если к ним поднести магнит (некоторые из них притянутся к магниту). Взрослый предлагает детям отобрать все названные ими предметы, которые не притянутся к магниту, и назвать материал. Рассматривают оставшиеся предметы, называя материал (металлы) и проверяя их взаимодействие с магнитом. Проверяют, все ли металлы притягиваются магнитом (не все; медь, золото, серебро, алюминий магнитом не притягиваются).
ЭЛЕКТРИЧЕСТВО
Волшебный шарик
Задачи: Установить причину возникновения статического электричества.
Материалы и оборудование: Воздушные шары, шерстяная ткань.
Ход: Дети обращают внимание на «прилипший» к стене воздушный шар. Осторожно за нить тянут его вниз (он по-прежнему прилипает к стене). Дотрагиваются до него рукой, наблюдают, что изменяется (шар падает, отлипает от стены, выясняют, как сделать шар волшебным. Предположения дети проверяют действиями: осторожно натирают шар о волосы, ткань, одежду — и к нему начинают прилипать кусочки ткани, шар, волосы, одежда.
Чудо-прическа
Задачи: Познакомить с проявлением статического электричества и возможностью снятия его с предметов.
Материалы и оборудование: Пластмассовая расческа, воздушный шарик, зеркало, ткань.
Ход: Взрослый предлагает детям выяснить, почему иногда волосы становятся непослушными (торчат в разные стороны). Предположения детей обсуждаются с помощью вопросов: бывают ли волосы такими, если они мокрые, если они сухие. Взрослый предлагает детям перед зеркалом причесать волосы, энергично проводя расческой, поднять расческу на некоторое расстояние над головой. Выяснить, что происходит с волосами (они электризуются и поднимаются вверх). Повторяют опыт, предварительно натирая расческу кусочком ткани. Выясняют, почему одежда иногда прилипает к телу (она трется о тело, получает «электричество» при глажении, становится наэлектризованной).
ВЕС, ПРИТЯЖЕНИЕ
Почему все падает на землю?
Задачи: Понять, что Земля обладает силой притяжения.
Материалы и оборудование: Предметы из разных материалов (дерево, металл, пластмасса, бумага, пух). Емкость с водой, песком, металлические шарики.
Ход: Дети подбрасывают предметы вверх. Проверяют, что с ними происходит, какие быстрее падают на землю, какие дольше держатся в воздухе, какие они по весу (предметы легкие по весу, имеющие большую поверхность в воздухе, держатся дольше).
Рассматривают предметы, выясняют материал, из которого они сделаны. Отпускают все предметы с одинаковой высоты на пол. По звуку определяют, какой предмет ударился сильнее, почему (тяжелые предметы ударяются сильнее). Одинаковые шарики опускают с разной высоты над емкостью с песком. Выясняют, когда удар был сильнее, как догадались (удар сильнее, если предмет падает с большей высоты, и тогда в песке увеличивается углубление). Отпускают предметы с разной высоты над емкостью с водой. Выясняют, когда удар был сильнее, как догадались (удар сильнее, если предмет падает с большей высоты; при падении предмета с большей высоты в воду больше брызг). Объясняют, почему опасно прыгать с высоких предметов (удар о землю будет сильнее).
ЗВУК
Где живет эхо?
Задачи: Подвести к пониманию возникновения эха.
Материалы и оборудование: Пустой аквариум, ведра пластмассовые и металлические, кусочки ткани, веточки, мяч.
Ход: Дети определяют, что такое эхо (явление, когда сказанное слово, песенка слышится еще раз, как будто кто-то повторяет их). Называют, где можно услышать эхо (в лесу, в арке дома, в пустой комнате). Проверяют серией опытов, где оно бывает, а где его быть не может. Каждый ребенок выбирает емкость и материал для ее заполнения. Сначала произносят какое-нибудь слово в пустой аквариум или большую стеклянную банку, ведро. Выясняют, есть ли в нем эхо (да, звуки повторяются). Затем заполняют емкости тканью, веточками, сухими листочками и т. п. ; произносят звуки. Выясняют, повторяются ли они в этом случае (нет, эхо исчезло).
Играют с мячом: отбивают его от пола, от стены; от кресла, от ковра. Замечают, как скачет мячик (хорошо отскакивает, возвращается в руки, если ударяется о твердые предметы, и не возвращается, остается на месте, если ударяется о мягкие предметы). Так же происходит со звуками: они ударяются о твердые предметы и возвращаются к нам в виде эха. Выясняют, почему в пустой комнате эхо живет, а в заполненной мягкой мебелью — нет (звук не отражается от мягких предметов и не возвращается к нам).
Как сделать звук громче?
Задачи: Выявить причины усиления звука.
Материалы и оборудование: Пластмассовая расческа, рупор из картона.
Ход: Взрослый предлагает детям выяснить, может ли расческа издавать звуки. Дети проводят пальцем по концам зубьев, получают звук. Объясняют, почему возникает звук от прикосновения к зубьям расчески (зубья расчески дрожат от прикосновения пальцев и издают звуки; дрожание по воздуху доходит до слуха и слышится звук). Звук очень тихий, слабый. Ставят один конец расчески на стул. Повторяют опыт. Выясняют, почему звук стал громче (в случае затруднения предлагают одному ребенку проводить пальцем по зубьям, а другому в это время — легонько пальцами коснуться стула, что чувствуют пальцы. Делают вывод: дрожит не только расческа, но и стул. Стул больше, и звук получается громче. Взрослый предлагает проверить этот вывод, прикладывая конец расчески к разнообразным предметам: к столу, кубику, книге, цветочному горшку и т. д. (звук усиливается, так как колеблется большой по размеру предмет).
Дети представляют, что заблудились в лесу, пытаются позвать кого-нибудь издалека, приложив руки рупором ко рту, выясняют, что ощущают руки (колебания, стал ли звук громче (звук усилился, какой прибор часто используют капитаны на кораблях, командиры, когда отдают команды (рупор). Дети берут рупор, уходят в самый дальний конец помещения, подают команды сначала без использования рупора, а затем через рупор. Делают вывод: команды через рупор громче, так как от голоса начинает дрожать рупор и звук получается более сильным.
ТЕПЛОТА
Как измерить тепло?
Задачи: Выявить принцип действия термометров (увеличение объема жидкости при нагревании, уменьшение объема — при сжатии, охлаждении).
Материалы и оборудование: Ведерки с водой разной температуры, пузырек, наполненный водой, со стержнем, вставленным в крышку и заполненным мыльным раствором.
Ход: Дети обращают внимание на ведерки с водой. Взрослый спрашивает, как узнать, где горячая, где теплая, где холодная вода (надо потрогать воду, потрогать ведерки, так как они от горячей воды нагреваются; посмотреть, есть ли пар — он будет подниматься от горячей воды). Затем дети проводят опыт. Согревают в руках флакон со стержнем. Наблюдают, что происходит (вначале мыльные пузыри выходят из стержня; через некоторое время, когда флакон согрелся, выделение пузырьков прекращается, так как вода перестала расширяться и выдавливать из стержня мыльный раствор; пузырек стал таким же теплым, как руки, и больше не согревается). Взрослый предлагает определить, как, пользуясь пузырьком, найти теплую воду (поместить пузырек в горячую — мыльные пузырьки вновь активно выделяются). Выяснить, подходит ли эта вода (нет, если вода опять выталкивает пузырьки, значит, она нагрелась и стала занимать больше места, т. е. в ведерке вода горячее, чем нужно). Помещают пузырек в другое ведерко: пузырьки не выходят, вода из стержня опустилась к самой крышке, стала занимать меньше места. Уточняют, почему так происходит (в ведерке холодная вода, холоднее, чем нужно, так как при охлаждении вода занимает меньше места).
ЗЕМЛЯ. КОСМОС
На орбите
Задачи: Установить, что удерживает спутники на орбите.
Материалы и оборудование: Ведерко, шарик, веревка, привязанная к ручке ведра.
Ход: Дети кладут шарик в ведро. Выясняют с помощью действий, что произойдет, если ведро перевернуть (шарик выпадет, почему (действует земное притяжение). Взрослый демонстрирует вращение ведра за веревочку (шарик не выпадает). Детей подводят к выводу: когда предметы крутятся (двигаются по кругу, они не падают. Это же происходит с планетами и их спутниками. Как только движение прекращается, предмет падает.
Вращающаяся Земля
Задачи: Представить, как Земля вращается вокруг своей оси.
Материалы и оборудование: Пластилин, тонкая заостренная палочка.
Ход: Взрослый спрашивает, на что похожа наша планета по форме (на шар). Земной шар постоянно вращается. Как это происходит, можно представить. Взрослый показывает готовую модель, делая пояснения (шарик — это земной шар, палочка — ось Земли, которая проходит через центр шарика, только на самом деле она невидима). Взрослый предлагает детям раскрутить палочку, удерживая ее за длинный конец.
ЧЕЛОВЕК. РУКОТВОРНЫЙ МИР СВОЙСТВА МАТЕРИАЛОВ
Мир бумаги
Задачи: Узнать различные виды бумаги (салфеточная, писчая, оберточная, чертежная, сравнить их качественные характеристики и свойства. Понять, что свойства материала обусловливают способ его использования.
Материалы и оборудование: Квадраты, вырезанные из разных видов бумаги, емкости с водой, ножницы.
Ход: Дети рассматривают разные виды бумаги. Выявляют общие качества и свойства, актуализируя прошлый опыт (горит, намокает, мнется, рвется, режется). Взрослый выясняет у детей, чем же тогда будут отличаться свойства разных видов бумаги. Дети высказывают свои предположения. Все вместе определяют алгоритм деятельности: смять четыре разных кусочка бумаги разорвать пополам разрезать на две части опустить в емкость с водой. Выявляют, какой вид бумаги быстрее сминается, намокает и т. д., а какой — медленнее.
Мир ткани
Задачи: Узнать различные виды тканей, сравнить их качества и свойства; понять, что свойства материала обусловливают способ его употребления.
Материалы и оборудование: Небольшие кусочки ткани (вельвет, бархат, бумазея, ножницы, емкости с водой, алгоритм деятельности.
Ход: Дети рассматривают вещи, сшитые из разных видов тканей, обращают внимание на общую характеристику материала (мнется, рвется, режется, намокает, горит). Определяют алгоритм проведения сравнительного анализа разных видов ткани: смять разрезать на две части каждый кусок попытаться разорвать пополам опустить в емкость с водой и определить скорость намокания сделать общий вывод о сходстве и различии свойств. Взрослый акцентирует внимание детей на зависимости применения того или иного вида ткани от ее качеств.
ЧЕЛОВЕК. РУКОТВОРНЫЙ МИР. ПРЕОБРАЗОВАНИЕ
Разноцветные сосульки
Задачи: Реализовать свои представления о свойствах воды (прозрачность, растворимость, замерзание при низкой температуре, полученные в ходе поисковой деятельности.
Материалы и оборудование: Вода, формы для замораживания льда, краски, нитки, алгоритм деятельности.
Ход: Взрослый вспоминает с детьми три агрегатных состояния воды (жидкость, пар, лед) и напоминает о зимних праздниках. Предлагает украсить ель, растущую на участке, разноцветными сосульками. Спрашивает детей, каким образом можно изготовить такие игрушки. Выслушав все предположения, вместе с детьми составляет алгоритм действий: взять форму опустить в нее сложенную вдвое нить (это будет подвеска для сосульки) подкрасить воду акварелью залить в приготовленные формочки вынести в холодное место. После замерзания воды сосульку освобождают от формы и вешают на ветку ели.
Горнолыжник
Задачи: Закрепить умение работать с пластилином, бумагой, ножницами; реализовывать свои творческие возможности, доводить работу до логического конца.
Материалы и оборудование: Кусок картона 20 х 45 см, трубочки для коктейля, пластилин, картон, 2 канцелярские скрепки, магнит, клей.
Ход: Взрослый показывает иллюстрации с изображением зимних видов спорта, акцентирует внимание на горных лыжах. Предлагает из имеющегося материала сделать игрушку «Горнолыжник», спрашивает из чего можно ее сделать. Выслушав, детей, предлагает: из пластилина вылепить фигурку человека ростом 5 см; из картона вырезать лыжи длиной по 5 см. Под каждую лыжу подклеить скрепку. Присоединить фигурку к лыжам. Для изготовления трамплина отогнуть конец картона на 8 см в виде буквы «Г». Поставить картон на стол, чтобы получился склон. Можно его покрасить. Соломинки нарезать на кусочки длиной 7—8 см. Один конец приклеить к склону пластилином, а к другому — прикрепить флажок, вырезанный из цветной бумаги. Передвижение горнолыжника по трамплину осуществляется с помощью магнита.
Защитим себя от солнца
Задачи: Научить делать шапочку из бумаги по типу оригами; реализовать представления о солнце, полученные в ходе поисковой деятельности.
Материалы и оборудование: Бумага, схема изготовления шапочки.
Ход: Взрослый рассказывает о солнечном ударе и обосновывает необходимость защиты организма в жаркие ясные дни. Взрослый создает проблемную ситуацию: «Как защитить себя от солнца?» Выслушав все предложения, напоминает об обязательном наличии головного убора в этот период и предлагает сделать его из бумаги. Актуализирует знания о свойствах материала. Дети рассматривают схему изготовления и приступают к выполнению работы. Шапочки используют на прогулках.
Озеро
Задачи: Участвовать в коллективном преобразовании объекта; закрепить умения работать с различными материалами и инструментами.
Материалы и оборудование: Пластиковый контейнер, мох, торф, мелкие камешки, искусственные растения, крышка из пластмассы, пластилин, цветная бумага, ножницы, краски, кисточка, клей, схема макета.
Ход: Взрослый вместе с детьми вспоминает о разных типах. водоемов, обсуждает особенности озер (внешние очертания, флора и фауна, предлагает создать макет. Для этого детей делят на несколько групп, каждая выполняет свою часть задания: первая из пластилина лепит обитателей озера и приозерья; вторая — оклеивает пластмассовую крышку бумагой голубого цвета, по краям вдавливает мелкие камешки и покрывает мхом; третья на подносе создает модель приозерья, оставив место для озера: используют мох, торф, искусственные цветы, веточки деревьев. Итогом работы является соединение всех элементов в единую композицию. Макет может использоваться на занятиях по ознакомлению с природой.
Саванна
Задачи: Реализовать представления о климатических зонах Земли, полученные в ходе поисковой деятельности; участвовать в коллективном преобразовании, проявлять устойчивое стремление преобразовывать объект.
Материалы и оборудование: Коробка из-под обуви, клей, цветная бумага, губка, краски, кисточка, сухой чай, пластилин, веточки, песок, глина.
Ход: Взрослый актуализирует представления детей о климатических зонах, обсуждает особенности саванны (почва, растения, животные). Группа делится на несколько подгрупп, выполняющих разные задания. Одни дети оклеивают коробку цветной бумагой (небо, земля, растительность, другие лепят из пластилина и глины фигурки наиболее характерных представителей этой климатической зоны, третьи — создают растительный мир саванны, используя губку и веточки деревьев. Дорожки на поверхности почвы можно сделать с помощью сухого чая, нанесенного на клей. Все дети обсуждают общую композицию и размещают элементы флоры и фауны внутри коробки.
Пустыня
Задачи: Уметь самостоятельно определять алгоритм деятельности; реализовывать возможности преобразования.
Материалы и оборудование: Коробка из-под обуви, песок, цветная бумага, клей, сухие цветы и веточки, пластилин, глина, краски, кисточка.
Ход: Обсудив особенности почвы, флоры и фауны пустыни (жаркий климат, мало воды, песчаная почва, преобладание животных, живущих в норах, бедная растительность и т. д., дети вместе со взрослым определяют план выполнения макета и алгоритм действий в каждой подгруппе. Из песка и глины воспроизводят почвенный покров, из сухих веток и цветов — растительность, из пластилина и глины — фигурки представителей фауны (верблюд, змея, варан, тушканчик и др.). Коробку оклеивают желтой и голубой бумагой.
Тайга
Задачи: Закрепить умение работать с различными материалами и инструментами, определять алгоритм деятельности, участвовать в коллективном преобразовании.
Материалы и оборудование: Коробка из-под обуви, цветная бумага, клей, краски, кисточка, губка, мох, мочало, веточки, глина, пластилин, засушенные растения, древесные опилки.
Ход: Проводят сравнительный анализ таких климатических зон, как тайга и саванна, подчеркнув наиболее яркие отличия. Опираясь на эти сведения, взрослый побуждает детей самостоятельно определить последовательность работы и ее элементы. Почвенный покров рекомендуется выполнить из окрашенных древесных опилок, деревья — из веточек и мочала, кустарники — из губки. Особое внимание необходимо уделить изготовлению грибов и ягод (из глины и пластилина). При объединении всех элементов в композицию обратить внимание на ярусное расположение растений.
Тундра
Задачи: Определять алгоритм деятельности, самостоятельно организовывать работу в подгруппах; проявлять стремление преобразовывать объект.
Материалы и оборудование: Коробка из-под обуви, клей, ножницы, мох, ветки деревьев, цветная бумага, пластилин, глина, краски, кисточка, торф.
Ход: Дети сравнивают особенности пустыни (мало воды, высокая температура, песчаная почва, бедная растительность) и тундры (повышенная влажность, низкая температура, низкорослые растения, выясняют их отличительные черты. Взрослый подводит детей к самостоятельному определению алгоритма действий. Обращает внимание на размер деревьев (карликовые формы). Дети выполняют работу по созданию макета тундры.
Лиственный лес
Задачи: Реализовывать возможности преобразования, доводить работу до логического конца; участвовать в коллективном преобразовании, определить алгоритм деятельности.
Материалы и оборудование: Коробка из-под обуви, клей, древесные опилки, цветная бумага, мох, сухой чай, ветки деревьев, глина, пластилин, краски, кисточка, ножницы.
Ход: Дети определяют характерные отличия лиственного леса от тайги, рассматривая ранее выполненный макет «Тайга». Определяют последовательность выполнения макета. Самостоятельно делятся на подгруппы, выполняющие различные задания (см. выше). Взрослый оказывает необходимую помощь.