Елена Белая
Конспект занятия по экологии «Путешествие по зимнему лесу»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект «ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ЗИМНЕМУ ЛЕСУ.
Программное содержание:
- Познакомить детей с обитателями зимнего леса;
- Сформировать умение выделять и охарактеризовать особенности облика животных, образа их жизни;
- Заложить основы экологического воспитания детей.
- Воспитывать бережное отношение к природе, чувство доброты и сопереживания ко всему живому и прекрасному, что нас окружает;
- Активизировать речь детей.
Оборудование, материалы: макеты елей, картины диких животных, шаблоны следов, сугробы, автобус, подзорные трубы, письмо, фонограммы.
Публикация «Конспект занятия по экологии „Путешествие по зимнему лесу“» размещена в разделах
- Зима. Конспекты зимних занятий
- Зима. Конспекты по экологии
- Зима. Экологическое воспитание
- Зимний лес. Конспекты путешествия по зимнему лесу
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Экология, защита природы. Конспекты занятий, НОД
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Ход занятия
Воспитатель. Дети сегодня мы с вами поедем в зимний лес. Сейчас мы войдем в автобус, сядем и поедем. (музыкальное оформление)
Воспитатель. Вот мы и попали в зимний лес. Сколько вокруг чудес. Справа и слева елки стоят. И на нас животные глядят.
Воспитатель. Дети как называется этот лес? Почему?
Дети. Еловый.
Воспитатель. А как еще можно его назвать? (Ельник) дети нас должен был встретить лесник и провести по зимнему лесу, познакомить с его обитателями. Что - то его не видно. А вот какой-то конверт (открывает письмо)
Текст письма.
Здравствуйте, дорогие ребята. Извините, что я вас не встретил, не поводил вас по зимнему лесу, у меня оказались не отложенные дела. Но чтобы вы не заблудились в лесу, я вам оставил карту леса и еще кое-что, о чем вы узнаете, когда встретите животных. (Воспитатель достает карту)
Воспитатель. Дети, давайте ее рассмотрим. Возьмите подзорные трубы, бинокли, и пойдем по этой стрелочке. Ребята, посмотрите-ка, лиса идет. Давайте ее рассмотрим в подзорную трубу. Какая она?
Дети. Хитрая, рыжая.
Воспитатель. Как вы думаете, где живет лиса? Чем питается?
Дети. Охотится на зайцев, мышей.
Воспитатель. Сейчас посмотрим, что оставил нам лесник. (Достает стихотворение о лисе и читает)
Воспитатель обращает внимание на следы (Лисы и зайца). Определить, куда они ведут и чьи это следы.
Воспитатель. Почему лиса не нашла зайца?
Дети. Он ее перехитрил.
Воспитатель. А вот и заяц. Давайте рассмотрим зайца (Дети рассматривают его в подзорную трубу).
Воспитатель. Дети, как вы думаете, почему заяц зимой белый?
Дети. Чтобы быть не заметным…
Воспитатель. Дети, а чем питается заяц зимой?
Дети. Корой деревьев.
Воспитатель. Почему заяц оказался у стога с сеном?
Дети. Ему голодно в лесу.
Воспитатель. Что же еще нам положил лесник в конверт? (Педагог читает стихотворение о зайце)
Воспитатель. Идем дальше по плану-карте. Дети посмотрите, что это на снегу? Как вы думаете, чьи это запасы?
Дети. Белки.
Воспитатель. А почему они на снегу лежат? (Ответы детей)
Воспитатель. Дети, у белки много врагов, и поэтому у нее много кладовых не только на деревьях, но и на земле, белка запоминает то место, где спрятаны запасы, и когда у нее заканчиваются запасы в кладовых на деревьях, она разрывает самые надежные запасы под снегом. У нее очень много кладовых под снегом.
Воспитатель. Дети, давайте поищем белочку на елке, может мы увидим ее. (Дети рассматривают белку)
Воспитатель. Ребята, послушайте еще один сюрприз от лесника. (Читает стихотворение о белке)
Воспитатель. Давайте представим что у животных в лесу случилась беда, вы поможете им? (игра «Юные спасатели»)
Воспитатель. Идем дальше по плану. Смотрите, ребята, а вот и волки. Тихо не шумите, рассмотрим их в подзорную трубу. Давайте посмотрим, что они делают.
Дети. Лежат, отдыхают, наблюдают.
Воспитатель, Чем питаются волки?
Дети. Охотятся на зайцев, иногда на домашних животных.
Воспитатель. Как вы думаете, хорошо ли зимой волкам?
Дети. Холодно, голодно, поэтому они злые.
Воспитатель. Да, дети, волки зимой опасны, охотятся они стаей. (Читает стихотворение о волках)
Воспитатель. Вот и наш автобус. В лесу тишина и покой, а нам пора уже домой.
(Дети садятся в автобус).
Воспитатель. Каких зверей вы сегодня видели в лесу?
Дети. Волки, лиса, белка, заяц.
Воспитатель. Как им живется в лесу?
Дети. Трудно, мало еды.
Воспитатель а каких животных вы не встретили в лесу?
Дети. Медведя, ежа.
Воспитатель. А почему?
Дети. Нет им еды, они спят.
Воспитатель. Как мы должны относиться к окружающей нас природе, к диким животным? (Ответы детей)
Конспект «Подготовка животных к зиме»
Программное содержание:
- закреплять знания детей об образе жизни и повадках диких животных в зимнее время, через игровые обучающие ситуации;
- учить детей выявлять зависимость изменений в жизни животных от изменений в неживой природе;
- упражнять детей в умении сравнивать и описывать животных, делать выводы;
- воспитывать любовь к природе, бережное отношение к животным;
- формировать чувство причастности к окружающему миру;
- активизировать словарь детей: пушистая, мягкая, теплая, берлога, дупло, кора деревьев, лесник;
- учить детей употреблять в речи прилагательные и глаголы.
Материал и оборудование:
Модели: по 3 шт. каждого животного (заяц, белка, медведь, волк).
Игрушки: маленькие по 3 шт. каждого животного (заяц, белка, медведь);большие по 1 шт. каждого животного (заяц белый, медведь, белка)
Продукты (настоящие или картинка) : кости, мед, орехи (шишки, морковь.
Декорации: берлога, дерево, дупло, куст.
Костюм Красной Шапочки, костюм волка.
TCO :
Магнитофон, кассета (диск) с записью голосов лесных птиц, вой волка.
Предварительная работа:
- рассматривание картин с изображением диких животных,
- чтение произведений Г. Скребницкого о животных,
- беседы о зиме.
Ход занятия:
В: - Дети, какое сейчас время года? (зима) Как вы определили? (стало холодно, солнышко реже светит, деревья листву сбросили, да и снег выпал и спрятал траву.)
В:- Да, на улице много снега. На прогулке мы наблюдали с вами за погодой, за деревьями, лепили снеговика, катались с горки, наблюдали, как старшие дети катаются на коньках на катке. Весело в городе. Интересно, а что же сейчас происходит в лесу?
Дидактическая игра "Хорошо - плохо" :
Воспитатель:
-Как вы думаете, как живется зимой в лесу зверям - хорошо или плохо?
-Почему плохо? Почему хорошо?
-Правильно, холодно и голодно зверям в лесу зимой. Поэтому в нашей стране есть такая профессия - лесник, работники которой заботятся о лесных зверях. Для зайцев, например, они готовят кучи осиновых веток, для лосей - кормушки с сеном. Давайте и мы поможем зверям в это холодное и голодное время, выберете те продукты, которые помогут нам накормить лесных зверей. Отправляемся в зимний лес? А давайте отправимся не в простой лес, а в сказочный?
Для этого нужно закрыть глаза и сказать:
"Тили - тили - тили - бом,
Открывайся сказки дом"
(дети произносят волшебные слова, открывают глаза. Звучит запись голосов лесных птиц)
В: Дети, вот мы и в сказке. Это - сказочный лес, в нем все необычное. Зимний лес тих и спокоен. Зима укрыла лес пушистым снегом.
Белый снег пушистый
В воздухе кружится
И на землю тихо
Падает, ложится.
На пеньке сидит огорченная Красная Шапочка, здоровается со всеми.
В: Что случилось, чем ты огорчена?
К. Ш. : Я не узнаю знакомые места: все изменилось вокруг, да и знакомых животных в лесу не встретишь, тихо здесь, не с кем и поговорить.
В: Пойдем с нами вместе, мы хотели посмотреть, как подготовились животные к зиме, поможешь нам?
1. Красная Шапочка:
-Ой, ребята, кто это? Я его не узнаю.
Комочек пуха, длинное ухо.
Летом серый, зимой белый. (Заяц)
Ой, действительно заяц, а почему он белый? Когда я летом ходила к
бабушке, он был серый. Что случилось с ним?
Воспитатель:
Ребята,
-А почему заяц белую шубку надел?
-А где зимой прячется зайчик? Почему?
-Что делает зайчик днем?
-А вечером?
-Чем питается зайчик зимой?
Давайте мы зайчика угостим морковкой.
А теперь пойдем дальше.
2. Воспитатель:
Ребята, посмотрите сколько скорлупы. Кто же здесь обедал? Ой, а здесь дверцы, чей же это домик? (все подходят к дереву, на дереве дверцы, воспитатель открывает их, и дети видят дупло)
-Отгадайте загадку:
Пушистый серенький зверек
По деревьям прыг да скок,
Мелькает меж ветвей
Все проворней и быстрей. (Белка)
Воспитатель:
-Правильно, это белочка. Посмотрите, какой домик сделала себе белочка на зиму. Скажите, для чего ей такое прочное и теплое гнездышко?
Красная Шапочка:
Ай да белочка-хлопотунья, приготовила себе на зиму теплое и уютное гнездышко.
-Какие припасы готовит себе белочка на зиму?
-Куда прячет белка свои припасы?
Давайте мы белочку угостим шишками
3. Красная шапочка:
- Что это за горка?
Воспитатель:
-Дети, а я слышу - кто-то там похрапывает. Догадайтесь, про кого я расскажу:
Кто мохнатый и большой
Летом по лесу гуляет?
Зимой в берлоге отдыхает? (Медведь)
Воспитатель:
-Правильно, медведь.
Как на горке снег, снег.
И под горкой снег, снег,
И на елке снег, снег,
И под елкой снег, снег.
А под снегом спит медведь-
Тихо, тихо - не шуметь.
-Что делает медведь зимой?
Давайте подставим ладошки: чувствуете - тепло, медведь дышит.
-А что любит есть медведь? А что медведь ест зимой?
- А если вдруг медведь зимой проснется, что тогда будет?
Давайте оставим здесь мед, чтобы медведю было чем полакомиться, если он вдруг проснется зимой.
Идем дальше.
Физминутка «Медведь»
Топай, мишка, (топаем ногами)
Хлопай, мишка. (хлопаем в ладоши)
Приседай со мной, братишка, (приседаем)
Лапы вверх, вперед и вниз, (движения руками)
Улыбайся и садись.
4. Игра малой подвижности «Найди свой дом»
Воспитатель:
Ребята, посмотрите, сколько малышей на полянке. Они заблудились и очень расстроены, т. к. не могут попасть в свои дома. Помогите, пожалуйста, малышам попасть в свои домики (маленькие игрушки (медвежата, зайчата, бельчата) детям необходимо отнести и поставить около норы, берлоги, куста, дупла).
- Замечательно, ребята, все правильно сделали. Как оказывается, бывает нужна и зверям помощь человека.
- Смотрите ребята, какая чудесная поляна, сколько много снега и чьи-то ушки виднеются.
5. Игра «Чьи ушки и хвостики»
Снегопад засыпал всех животных. Остались видны только ушки и хвостики. Узнайте животных. (Заяц, белка, медведь, лиса, волк)
Красная Шапочка:
- Ой, я боюсь, там волк.
6. Воспитатель:
Тихо. Кажется, он голос подает (звучит запись).
Это дети воет волк. Волк - крупный, сильный, ловкий, неутомимый хищник. Он обитает в различных условиях и предпочитает открытые пространства, там ему легче преследовать добычу. А воет он, когда голоден, и чаще это бывает зимой, когда мало пищи и холодно. Но такое случается и в другие времена года.
Добычей волка служат различные крупные животные такие, как олени, лоси, кабаны. А давайте, чтобы он стал немного добрее, накормим его. А что он ест? Не он ли потерял шишку? (Нет, белка).
А кто самый смелый? Выберите те продукты, которые будет есть волк. (Дети выбирают и кладут рядом с волком).
Ну, теперь он стал сыт и значит добрее. Теперь Красная шапочка можешь не бояться волка.
(Прощаемся с Красной Шапочкой)
7. А давайте на этой полянке поиграем с волком в игру "Волк и зайчата".
Представим, что мы зайчата не трусливые, а озорные, шаловливые, подшучивают над волком, а волк их конечно ловит. Зайчата убегают, но если волк поймает, то отпустит зайчонка при одном условии: если зайка скажет, какой волк.
Молодцы, зайчата все знают о волке.
8. Ребята, мы с вами уже очень долго в лесу, нам пора уже возвращаться в детский сад. Давайте закроем глаза и скажем:
«Сказка двери закрывай!
В детский сад нас отпускай!»
9. Рефлексия
Воспитатель:
Ребята, скажите, а кому мы сегодня с вами помогли?
Как можно назвать их одним словом? (Животные)
А какие это животные? (дикие)
А почему они так называются? (потому, что они живут в лесу, а не с человеком и сами заботятся о своем питании)
Конспект в средней группе на тему «Красная книга»
Программное содержание:
Формировать у детей ответственное и доброе отношение к родной природе. Сформировать убеждение о бесценности природы и подвести к выводу о необходимости ее оберегать.
Словарь: Красная Книга, заповедник.
Оборудование
Картинки, изображающее редких и исчезнувших животных и растения, Красная Книга области, карта области
Картинки, изображающее редких и исчезнувших животных и растения, Красная Книга области, карта области
Программное содержание:
Формировать у детей ответственное и доброе отношение к родной природе. Сформировать убеждение о бесценности природы и подвести к выводу о необходимости ее оберегать.
Словарь: Красная Книга, заповедник.
Упражнять в умении классифицировать животный мир.
Ребята, на нашем полуострове
Ход занятия:
Очень много разных растений и животных. Давайте вспомним, какие растения растут в наших краях? Какие животные обитают на нашем полуострове? Птицы? Насекомые? Кто живет в Черном море? (Ответы детей).
Среди них есть такие, которых осталось очень мало. Их так и называют – редкие. Как вы думаете, почему они стали редкими? (Ответы детей)
Редкие животные и растения в нашей стране, и в других странах тоже, охраняются законом. Но недобрые люди часто нарушают этот закон. Человек часто бывает очень жесток по отношению к растениям и животным. Очень часто люди не жалеют их, уничтожают для своих целей. Одни существа страдают из-за красивого меха, другие – из-за вкусного мяса, третьи – из-за того, что люди их боятся. Постепенно растений и животных остается все меньше и меньше
Посмотрите на эти картинки. (Показ). Вот это – тюлень-монах, а это – обыкновенный длиннокрыл. Эти рисунки нарисованы художником. А вот сфотографировать этих животных никто и никогда не сможет, потому что люди уничтожили их всех, они исчезли навсегда и никогда больше не появятся.
Задумались люди: как остановить это безобразие, не допустить исчезновения ни одного живого существа
Дерево, трава, цветок и птица
Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни
И вот ученые решили издать Красную Книгу. Но почему именно красную, а не какого-либо другого цвета? Потому что красный цвет – цвет опасности! Внимание! Остановись, оглянись, подумай, человек! Подумай о природе! Не слишком ли вольно мы пользуемся щедростью природы? Все только берем и берем.
Вот так выглядит Красная Книга Крыма. (Показ). А есть и Красная Книга Украины. И другие Красные Книги
Как вы думаете, от человека зависит красота природы? А всегда ли человек помогает природе? (Ответы детей).
Как вы думаете, от человека зависит красота природы? А всегда ли человек помогает природе? (Ответы детей).
А ведь мы крепко-накрепко связаны с растениями и животными
Уничтожим птиц – насекомые съедят всю зелень – люди не смогут есть плоды, овощи. Так всегда происходит в природе: исчез один – заболел другой – погиб третий.
Взгляните на эти картинки. (Показ). На них изображены животные, птицы, насекомые которые нуждаются в защите. Их в Крыму осталось мало. Кого вы узнаете на этих картинках? (Ответы детей)
Дидактическая игра «Птицы-рыбы-звери»
Предлагаю вам поиграть в игру. Нужно все эти картинки разложить в разные коробки. В коробку с изображением жука складывайте картинки с изображением насекомых. В коробку с изображением дятла? Птиц. В коробку с зайцем? Зверей. В коробку с дельфином? Морских обитателей
Предлагаю вам поиграть в игру. Нужно все эти картинки разложить в разные коробки. В коробку с изображением жука складывайте картинки с изображением насекомых. В коробку с изображением дятла? Птиц. В коробку с зайцем? Зверей. В коробку с дельфином? Морских обитателей
Растения тоже нуждаются в нашей защите. (Показ). Многие из этих растений вам знакомы. Какие? (Ответы детей). А ведь их тоже осталось мало
В старину люди разумно пользовались дарами природы. Никогда не убивали самок и детенышей, выпускали из сетей рыбью молодь и рыб с икрой, рубили только старые и больные деревья
К сожалению, в наши дни люди забыли об этих добрых традициях предков
Но замечательно то, что человек умеет исправлять свои ошибки
Кроме Красной Книги люди придумали заповедники. Что такое заповедник? Заповедник – это место, где природа имеет право жить по своим законам. А человек не вмешивается в них, изредка приходит в это место как гость. В заповеднике охраняется все: травы, грибы, птицы, рыбы и все живое.
Как вы думаете, только ли в заповедниках нужно защищать природу? (Ответы детей). Правильно, охранять природу нужно в любом месте. Давайте вспомним правила охраны природы
1. На природе запоминать увиденное.
2. Ходить по тропинкам.
3. Не ломать ветки деревьев.
4. Не топтать цветы, травы.
5. Не кричать, не включать громко музыку.
6. Не лезть в птичьи гнезда.
7. Не ловить насекомых.
8. Не разрушать грибницы.
9. Не ловить мальков и лягушек.
10. Не рвать паутинки.
11. Не оставлять не затушенных костров.
12. Не разорять муравейники
А чем же мы с вами можем помочь редким растениям и животным? (Ответы детей). Давайте мы сами никогда не будем сами их обижать и не дадим их другим в обиду. Расскажем всем знакомым о беззащитных растениях и цветах. Ребята, если хотите, мы с вами сделаем свою Красную Книгу, которая будет находиться у нас в детском саду. Каждый раз, узнав о редких растениях или животных, мы будем пополнять ее картинкам и подписями. Тогда каждый, и мы, и взрослые, запомним их и не дадим в обиду
И тогда наша Земля будет добрым и красивым домом для всех людей, для всех животных, для всех растений. Послушайте, какие красивые стихи написал об этом поэт Л. Дайнеко.
Есть на земле огромный дом
Под крышей голубой,
Живут в нем солнце, дождь и гром,
Лес и морской прибой.
Живут в нем птицы и цветы,
Веселый звон ручья.
Живешь в том светлом доме ты
И все твои друзья.
Куда б дороги не вели,
Всегда ты будешь в нем.
Природою родной земли
Зовется этот дом