Анна Касаткина
Конспекты игр-занятий с дидактическим материалом
▼ Скачать + Заказать документы
«Игры-занятия с дидактическим материалом с детьми
1 группы раннего возраста»
Дидактическая игра 1 «Шарик в ложке»
Цель: совершенствовать навык брать ложкой шарик из плоской тарелки, переносить его на небольшое расстояние и класть в стаканчик.
Материал: ложка столовая, мелкая тарелка, стакан, четыре шарика.
Ход игры
Воспитатель кладет в тарелку красные шарики и говорит: посмотрите, дети, у меня в тарелочке красные вишенки. Возьму ложечку и наберу в неё вишенок, покормлю куклу. Кормит куклу. Вот как Машенька хорошо ест вишенку. Съела? Косточку положу в стаканчик.
Дети давайте всех куколок накормим вишенками (дети кормят кукол).
Публикация «Конспекты игр-занятий с дидактическим материалом» размещена в разделах
Дидактическая игра 2 «Шнуровка»
Цель: развитие координации мелких движений руки и зрительного контроля.
Материал: картонная карточка (можно в форме ботинка, баночки и т. д.) с дырочками и шнурок.
Ход игры
Воспитатель показывает шаблон. Посмотрите, дети, здесь по краям есть дырочки и привязан шнурок. Мы будем сегодня вышивать. Я шнурок вдеваю в каждую дырочку: то с одной стороны, то с другой. Посмотрите, какая получилась ровная дорожка. А теперь, вы ребята попробуйте. В качестве усложнения
предложить вышивание крест-накрест.
Дидактическая игра 3 «Собери цветок»
Цель: закрепить знания основных цветов, совершенствовать навык находить среди кружков разного цвета нужный и вставлять его в середину цветка; развивать мелкую моторику пальцев.
Материал:
цветы красного, синего, желтого, зеленого цветов с вырезанной серединой и кружочками к ним.
Ход игры
Дети, давайте соберём на этом столе красивые цветы. У вас рядом лежат кружочки разного цвета. Нужно отыскать кружочек нужного цвета и вставить в цветок. Когда каждый из вас соберёт свой цветок, мы сделаем букет и покажем его куколке. (Воспитатель спрашивает у детей, какого цвета у них цветы, серединка).
Дидактическая игра 4 «Прищепки в корзине»
Цель: развивать мелкую моторику пальцев; развивать умение снимать и надевать прищепки.
Материал: маленькие прищепки, корзинка (с тонкой ручкой).
Ход игры
Входит зайчик. Детки, посмотрите к нам зайчик пришел и что-то с собой принёс. Дети рассматривают корзину
с прищепками. Воспитатель говорит:
зайчик хочет с вами поиграть. И показывает действия с прищепками. Дети пробуют надевать и снимать прищепки на корзинку. После этого происходит обыгрывание. Одну прищепку надевает ребёнок, другую воспитатель (в роли зайчика). И так же снимают.
Дидактическая игра 5 «Соберем пирамидку»
Цель: упражнять детей в умении собирать пирамидку: снимать и нанизывать кольца. Учить детей находить одинаковые по величине предметы путем накладывания одного предмета на другой.
Материал: пирамидки из пяти колец
Ход игры
Воспитатель показывает детям пирамидку, они рассматривают её. Затем воспитатель снимает с пирамидки кольца, сопровождая свои действия словами: «Была пирамидка, кольца сняли – будем кольца на стержень надевать! Далее снова разбирает и собирает пирамидку. После этого предлагает всё самостоятельно проделать детям.
Дидактическая игра 6 «Составь картинку»
Цель: учить детей составлять картинку целого предмета из двух - четырёх частей.
Материал: разрезанные картинки предметные, образцы.
Ход игры
Воспитатель предлагает детям рассмотреть картинки, малыши называют, что на них изображено. Затем воспитатель показывает часть картинки и спрашивает: - Как вы думаете, от какой картинки этот кусочек? – От яблока. Воспитатель накладывает часть картинки на целую. – А теперь найдем другую часть яблока. Когда половинки найдены и положены с целой картинкой, воспитатель говорит: - Вот и получилось целое яблоко и т. п.
Дидактическая игра 7 «Разложи-ка кубики»
Цель: учить детей группировать объекты по величине: большие, маленькие, закреплять цвет.
Материал: большие и маленькие кубики красного цвета.
Ход игры
Воспитатель показывает детям пять больших и пять маленьких кубиков. Выбрав из общего материала один большой кубик, показывает его детям: «Вот какая игрушка». Затем берет маленький кубик и, показав его, поясняет, что есть ещё и такие кубики. Акцентирует внимание малышей на том, что оба кубика разные: такие и вот такие. Затем воспитатель показывает детям, как можно группировать предметы.
Дидактическая игра 8 «Подбери по цвету»
Цель: закреплять у детей умение подбирать предметы по цвету.
Материал: у каждого ребенка карточка, разделенная на четыре клетки красного, синего, зелёного, жёлтого цветов, мелкие кубики тех же цветов.
Ход игры
Воспитатель раздает детям карточки и кубики. Показывает и рассказывает детям: -Вот у меня красный кубик нарисован, я на него положу красный кубик, на синий кубик – синий, на зелёный кубик – зелёный, а на жёлтый кубик – желтый. После этого предлагает всё самостоятельно проделать детям. Воспитатель спрашивает у детей какого цвета у них кубики.
Дидактическая игра 9 «Подбери блюдца к чашкам»
Цель: продолжать учить детей соотносить предметы по цвету: желтое блюдце к желтой чашке и т. п.
Материал: чашки и блюдца красного, синего, желтого, зеленого цветов.
Ход игры
Воспитатель говорит детям, что сегодня к ним придут в гости куклы. Нужно угостить их чаем. И показывает, что на столе стоят только блюдца. – Ребята, а из чего же наши куколки будут пить чай? Воспитатель, показывая блюдце, называет его цвет, и просит детей достать с полочки такую же по цвету чашку.
Дидактическая игра 10 «Поможем кукле Кате одеться на прогулку»
Цель: учить детей запоминать название одежды, обуви; последовательность одевания на прогулку.
Материал: кукла с комплектом одежды.
Ход игры
Воспитатель предлагает детям пойти погулять вместе с куклой Катей. И просит их помочь одеть ей одежду. (Одежда куклы по сезону). Рассказывает, какая погода на улице и подводит детей к самостоятельному подбору предметов одежды для прогулки. Дети достают одежду куклы из шкафчика.
Дидактическая игра 11 «Узнай и назови»
Цель: знакомить детей с круглой формой предмета.
Материал: помидор, яблоко, апельсин.
Ход игры
Воспитатель показывает детям муляжи помидора, яблока, апельсина. И спрашивает у детей, что у меня в руке? Дети должны узнать и назвать. Воспитатель помогает детям описать предмет, находящийся у него в руке. Помидор красный, круглый как шарик, вкусный. Аналогично описываются другие предметы.
Дидактическая игра 12 «Найди детёныша»
Цель: учить находить детенышей домашних животных.
Материал: два вида картинок : мамы и их детеныши.
Ход игры
Дети с воспитателем рассматривают картинки домашних животных. Воспитатель просит назвать животных, спрашивает, как они кричат (корова мууу, кошечка мяу и т. п.). Потом раскладывает картинки с детёнышами. И спрашивает, а это кто? Если дети затрудняются ответить, то воспитатель поясняет детям, например: это мама корова, а это её детеныш, теленок. Аналогично рассматривают другие картинки.
Дидактическая игра 13 «Найди свой домик»
Цель: учить детей ощупывать контур и отверстия фигур.
Материал: игра-панно с отверстиями, вкладыши фигур: круг, квадрат, прямоугольник, треугольник.
Ход игры
Воспитатель показывает детям панно с отверстиями и вкладыши фигур. Пальчиком проводит по контуру отверстий панно и вкладышам фигур. Затем берет фигурку вкладыш, находит такое же отверстие на панно и вставляет его. Аналогично проводит действия со всеми фигурами вкладышами.
Дидактическая игра 14 «Грибочки по местам»
Цель: побуждать детей вкладывать грибочки в отверстия и различать основные цвета.
Материал: небольшая дощечка, разделенная на четыре квадрата красного, зеленого, желтого и синего цветов и двадцать грибочков (по пять каждого цвета).
Ход игры
Воспитатель показывает детям дощечку с грибами. Затем называет цвет квадратов и грибов. Освобождает дощечку от грибов и говорит, а теперь я поставлю грибочки по местам. И показывает, как это нужно сделать, поясняя свой рассказ. После этого раздает детям по пять грибов (одного цвета) и предлагает самим расположить грибы по местам и назвать их цвет.
Дидактическая игра 15 «Что звучит?»
Цель: совершенствовать навык дифференциации звучания различных предметов (барабан, колокольчик, молоток, бубен, дудочка, называть предмет и действие с ним.
Материал: ширма, молоток и два комплекта звучащих инструментов.
Ход игры
Воспитатель показывает детям предметы, лежащие у него на столе (второй комплект лежит на столе у детей, и спрашивает, что это и как оно звучит. Если дети затрудняются, воспитатель поясняет. Прячет за ширму инструменты, играет на них поочередно. Дети слушают (угадывают) и приносят такой же инструмент воспитателю.
Дидактическая игра 16 «Кто пришёл?»
Цель: формировать умственную активность ребенка в процессе игровой деятельности.
Материал: карточка с изображением животных, ширма.
Ход игры
Дети сидят полукругом, в центре ширма, за ней стол с картинками с изображением животных. Воспитатель предлагает пойти ребенку за ширму и выбрать себе картинку. Ребенок выбирает картинку и изображает животное. Собачка (гав-гав, петушок (ку-ка-ре-ку) и т. п. Эту игру можно провести иначе. Сначала изобразить животных, а потом найти их на картинке.
Дидактическая игра 17."Узнай игрушку"
Цель: учить находить названную игрушку в разном окружении, действовать с ней по словам
взрослого (покатай, потанцуй) Ход игры: Воспитатель прячет игрушку (мяч, куклу, погремушка)
в группе.
Перед тем, как спрятать игрушку все вместе разглядывают ее.
Дети ищут игрушку по всей игровой комнате. Кто нашел, имеет право выполнить действия по
словам взрослого.
Например: "Кукла Таня сбежала.
Катя, Катенька, найди (имя ребенка, которая водит игру)
Поискать ее нам надо,
С нашей куклой
Попляши (или покатай в коляске)
Ребенок выполняет действия с игрушкой, а дети хлопают в ладошки.
Дидактическая игра 18 .Игра звукоподрожания «Как говорит собака и кошечка?»
Цель: учить воспроизводить голоса собаки и кошки, находить их на рисунках среди других
животных, называть их упрощенными словам "гав-гав", "мяу-мяу", "киса".
Вариант 1: Взрослый показывает детям разные игрушки (или рисунки) животных: собачку,
курочку и т. д. Перед ребенком стоит небольшая ширмочка, где скрываются все звери. Затем
взрослый показывает по очереди игрушку, а ребенок в соответствии звукоподражает голосом этих
животных и называет животное.
Вариант 2: Взрослый имитирует голосом звуки кошки и собачки, просит найти среди
игрушек (рисунков) тех, чей голос прозвучал находит зверька:
"Кто это?"
"Кошка"
"Как она кричит?"
"Мяу-мяу"
Дидактическая игра 19. "Задание"
Цель: учить действовать за словесными обозначениями взрослого и выполнять эти действия
(открой, закрой, цвет, размер)
Ход игры: Взрослый показывает ребенку игрушку или предметы, предлагает назвать их,
рассказать, какого они цвета, размера. Затем предлагает ребенку такие задачи:
большую собачку напои из большой миски (если ребенок ошибается, собачка "рычит"
поставь пирамидку рядом с красным мячом
- маленькому щенку подари синий мячик.
По окончании игры взрослый просит ребенка убрать на место игрушки "Где лежит мячик?", "В
какой коробке лежит щенок?".
Следить за использованием глаголов "положить", "закрыть", поставить".
Дидактическая игра 20 "Кто как кричит?"
Цель: учить воспроизводить голоса собаки и кошки, петушка и курочки.
Ход игры: Вам нужны указанные игрушки (собака, кошка, петушок, курочка).
Воспитатель читает и показывает соответствующие игрушки.
"Ку-ку-ре-ку,
кур разбужу.
Ко-ко-ко, я
яичко снесу.
Мяу-мяу-мяу, я
с яичком поиграю.
Гав-гав-гав, я
на кошечку полаю".
Прочитав стихотворение, воспитатель задает вопрос: "Как петушок кричит?" Как курочка
кудахчет?".
Дидактическая игра 21 "Покормим куколку"
Цель: учить детей простейшим действиям с сюжетными игрушками и словами, которые
сопровождают эти действия. Оборудование: кукла, стол, стул, столовая посуда.
Воспитатель:
- Дети, скоро наша куколка вернется (или пожалует в гости) с прогулки, она долго играла и
проголодалась. Давайте приготовим ей чай. Что нужно для этого?
Дети: ставят стол, накрывают скатертью, расставляют блюдца и чашечки и ждут возвращения
куколки.
Потом, когда вернется куколка, вместе с куколкой и детьми "налить чай".
- Куда нальем чай?
- Зачем?
- Кто поможет куколкам пить из чашки чай?
Дидактическая игра 22 "Кукла Маша наряжается"
Цель. Закреплять навыки детей соотносить названия предметов одежды. Учить
последовательности в одевании, вызвать желание детей помогать воспитателю и друг другу.
Ход игры.
Воспитатель говорит: " Дети, сегодня к нам пришла кукла Маша. Посмотрите, как она хорошо
одета! Какое у нее платье, ботинки, бант, шапочка!". Затем воспитатель вызывает нескольких
детей и по очереди просит показать где у куклы ботинки, платье, шапочка. Затем воспитатель
предлагает кукле подойти к детям и посмотреть, какие у них ботинки, платья, рубашки. После
этого воспитатель предлагает одеть куклу, побуждая при этом детей произносить названия
одежды. Затем воспитатель еще раз повторяет с детьми последовательность одевания куклы.
Дидактическая игра 23 "Собери пирамидку"
Цель: Учить составлять пирамидку, ориентируясь на размер колец.
Ход игры.
Воспитатель на глазах у детей составляет пирамидку, приговаривая: "Возьму самое большое
кольцо (надевает его на стержень, теперь возьму немного меньше кольцо, теперь меньше
этого". Предлагает детям составить башенку и при этом тоже говорить. Если ребенок ошибается,
можно посоветовать ему приложить одно кольцо к другому, обвести пальцем, выбрать нужное.
Такой способ самоконтроля доступен детям на конец 2-го — начала 3-го года жизни.
Дидактическая игра 23 "Подружи матрешек"
Цель. Учить детей разбирать и складывать трёхместную матрешку, ориентируясь на размер.
Формировать умение подбирать имя каждой матрешки.
Ход игры.
Воспитатель предлагает рассмотреть матрешек. Одна большая, другая — меньше, а третья —
самая маленькая. Затем дети раскрывают матрешек, располагают их части одна под другой. Это
помогает им соотнести детали при дальнейшем составлении предмета.
Дидактическая игра 24 "Угадай, кто это?"
Цель. Формировать представление о том, что в группе есть девочки и мальчики, способствовать
запоминанию детьми имен сверстников и воспитывать желание играть вместе. Обращать
внимание на различие предметов одежды.
Ход игры. Дети сидят на стульчиках перед столом, на котором разложены игрушки (кошечка,
собачка, коза и др.) Воспитатель подходит к одному из детей и спрашивает, как его зовут.
Ребенок называет имя. Если ребенок молчит, взрослый помогает ему: "Тебя зовут Саша?"
Воспитатель просит назвать свои имена еще в нескольких детей, а потом спрашивает у 2 — 3
детей как зовут других.
Например, — Девочку в красном платье, мальчика в белой рубашке. После этого воспитатель
показывает детям куклу и говорит: " Эту куклу зовут Катя. Как ее зовут?" Дети отвечают. "А это
кто?" — спрашивает воспитатель и показывает кошечку. " Кошечка" — говорят дети. Воспитатель
говорит, что кошечку зовут Мурка. Дети повторяют имя кошечки. Затем воспитатель показывает
других животных и предлагает им тоже дать имена.
Дидактическая игра 25 "Прокати мяч"
Цель. Побуждать детей называть друг друга по имени.
Ход игры. Дети с воспитателем стоят в кругу. Воспитатель держит в руках большой цветной мяч.
Он поднимает его вверх и называет свое имя. Поворачивая туловище влево или вправо, катит мяч
ребенку, называя имя (например, Катя — Маше). Ребенок, который получает мяч, поднимает его
над головой, говоря свое имя и имя соседа, которому передает мяч.
Дидактическая игра 26 " К нашей бабушке в гости"
Цель. Поддерживать желание детей в общении со взрослыми, побудить их к взаимодействий,
участвовать в чтении игрушек.
Ход игры. Воспитатель приглашает детей поиграть в интересную игру — хоровод. Дети встают в
круг и берутся за руки. Воспитатель становится в круг и начинает напевать песенку, сопровождая
действиями.
У Маланьи, у старушки Дети движутся по кругу в одну сторону,
Жили в маленькой избушке держась за руки.
Пять дочерей, Останавливаются и с помощью
Пять сыновей, жестов и мимики изображают
Все без бровей. То, о чем говорится в тексте:
С такими глазами, закрывают руками брови,
С такими ушами, делают "круглые глаза",
С такими носами, "большой нос" и т. д.
С такими усами,
С такой бородой.
Ничего не ели, Присаживаются на корточки
Целый день сидели. и одной рукой придерживают
На нее (него) глядели, подбородок.
Делали вот так. Повторяют за ведущим любое
смешное движение.
Дидактическая игра 27"Платочки для русской матрешки"
Цель. Подбирать платок по цвету платья.
Ход игры. Воспитатель говорит:
- Дети, сегодня к нам пожаловали матрешки! Смотрите, какие они хорошие, в разноцветных
платьях! Но матрешки почему-то расстроены.
- Да, — говорят матрешки, — мы сегодня перепутали свои платки и не можем разобраться, где
чей.
- Дети, давайте поможем матрешкам и каждой найдем ее платок.
После этого воспитатель вызывает поочередно детей, которые называют цвет платка и кладут
рядом с матрешкой в платье такого же цвета.
Дидактическая игра 28 "Кто это?"
Цель: Учить детей отличать людей по возрасту (картинки, закрепить знания о возрастные
категории, касающиеся человека: ребенок, девочка, мальчик, подросток, девушка, парень,
женщина, мужчина, дедушка, бабушка. Развивать воображение, память.
Материал: 16 картинок с изображением людей разных возрастных категорий.
Ход игры.
1. Рассмотреть картинки и провести беседу кто на ней изображен.
2. Выбрать картинку по указанию воспитателя (по возрасту).
3. Определить, кто из изображенных на картинках людей может быть мамой, дедушкой.
Дидактическая игра 29 "Парные картинки"
Цель: Соотносить предметы по их внешнему виду; побуждать к правильному произношению
слов-названий предметов одежды.
Ход игры:
Подобрать 7-8 пар картинок, связанных друг с другом по смыслу. Разложить их попарно перед
ребенком в два ряда, например: сапоги-шнурки, шапка-ребенок, юбка-девочка и т. д. Предложить
малышу разглядеть и запомнить все картинки. Особое внимание обратить на содержательную
связь, которая существует между картинками каждой пары. Через 2-3 минуты закрыть карты
одного ряда. Ребенок должен назвать каждой картинке пару.
Дидактическая игра 30 "Узнай и назови" (одежда)
Цель: Учить детей называть предметы одежды; и для кого он предназначен.
Материал: Картинки с изображением одежды.
Ход игры На столе лежат картинки на которых изображена одежда. Ребенок должен взятькартинку и назвать одежду (например, юбка) и для кого она
предназначена (штаны — дедушке,шапка — папе).
Дидактическая игра 31 Строительно-конструктивная игра "Строим дорогу"
Цель: учить детей размещать кирпичики пластом в одну линию; плотно прикладывая друг к
другу коротким или длинным ребром. Развивать усидчивость.
Ход игры. Воспитатель, обращается к детям и говорит, что сегодня они будут строить дорожку из
кирпичиков красного цвета. Предлагает 3-4 детям повторить с чего они будут строить дорожку.
Затем воспитатель показывает, как правильно строить дорожку: вот -беру один кирпичик к ней
приставляю второй короткой стороной, еще одну беру кирпичик и также плотно приставляю
короткой стороной и т. д.
- Посмотрите, какая замечательная дорожка у нас с вами получилась.
- А как вы думаете, это узкая дорожка ли широкая?
- Узкая, по ней пойдет кукла Катя.
- А для того чтобы получилась широкая дорожка, надо кирпичики приставлять друг к другу
длинной стороной. По этой дорожке поедет машина.
- А теперь стройте сами, кто которую хочет дорожку широкую и узкую.
Дети строят, а воспитатель спрашивает какого цвета у него кирпичики, и какую дорожку ребенок
строит. Если широкую, дает для обыгрывания машинку, узкую- куколку.
Дидактическая игра 32 "Кого не стало"
Цель: Научить детей внимательности, наблюдательности, умения быстро ориентироваться и
называть имя ребенка, который вышел.
Ход игры. I-вариант. Дети сидят на стульчиках. Воспитатель предлагает детям рассмотреть
соседей. А потом всем детям предлагается закрыть глаза ладонями, а один ребенок должен выйти
в другую комнату. Когда дети раскроют глаза, должны отгадать кого не стало.
II-вариант. Дети ходят по кругу. Затем закрывают глаза, а воспитатель выводит одного ребенка,
когда дети раскрывают глаза-то должны будут отгадать "кого не стало".
Дидактическая игра 33 Игра-развлечение "Колыбельная для Аленки".
Цель: Развивать у детей творческие способности: пение во время укладки куклы спать, напевая
колыбельную песню.
Ход игры. Кукла очень хочет спать, но ей не на что лечь. -Дети, давайте принесем кровать для
Алены (из другой комнаты заносят кровать- качалку). Застилают бельем, кладут куклу в кровать
(перед этим последовательно раздевают, одевают пижаму, и начинают петь любую колыбельную:
Дидактическая игра 34"Кто это"
Цель: учить детей различать пол людей, детей.
Ход игры: Дети сидят на стульях или стоят полукругом. Воспитатель показывает картинку с
изображением человека женщины или мужчины, а дети должны назвать кто это дедушка или бабушка, женщина или мужчина. Также можно показывать и детей — а дети называть, кто это — девочка или мальчик.
В этой игре можно закреплять цвета на одежде или обуви, а также название одежды и обуви (юбка, рубашка, шляпа, сапоги, носки и т. д.).
Дидактическая игра 35 «Собери цветок»
Цель: закрепить знания основных цветов, совершенствовать навык находить среди кружков разного цвета нужный и вставлять его в середину цветка; развивать мелкую моторику пальцев.
Материал:
цветы красного, синего, желтого, зеленого цветов с вырезанной серединой и кружочками к ним.
Ход игры
Дети, давайте соберём на этом столе красивые цветы. У вас рядом лежат кружочки разного цвета. Нужно отыскать кружочек нужного цвета и вставить в цветок. Когда каждый из вас соберёт свой цветок, мы сделаем букет и покажем его куколке. (Воспитатель спрашивает у детей, какого цвета у них цветы, серединка).
Дидактическая игра 36 «Прищепки в корзине»
Цель: развивать мелкую моторику пальцев; развивать умение снимать и надевать прищепки.
Материал: маленькие прищепки, корзинка (с тонкой ручкой).
Ход игры
Входит зайчик. Детки, посмотрите к нам зайчик пришел и что-то с собой принёс. Дети рассматривают корзину
с прищепками. Воспитатель говорит:
зайчик хочет с вами поиграть. И показывает действия с прищепками. Дети пробуют надевать и снимать прищепки на корзинку. После этого происходит обыгрывание. Одну прищепку надевает ребёнок, другую воспитатель (в роли зайчика). И так же снимают.
Дидактическая игра 37 «Соберем пирамидку»
Цель: упражнять детей в умении собирать пирамидку: снимать и нанизывать кольца. Учить детей находить одинаковые по величине предметы путем накладывания одного предмета на другой.
Материал: пирамидки из пяти колец
Ход игры
Воспитатель показывает детям пирамидку, они рассматривают её. Затем воспитатель снимает с пирамидки кольца, сопровождая свои действия словами: «Была пирамидка, кольца сняли – будем кольца на стержень надевать! Далее снова разбирает и собирает пирамидку. После этого предлагает всё самостоятельно проделать детям.
5. Список литературы
1. Белкина В. Н., Васильева Н. Н., Елкина Н. В. и др. Дошкольник: обучение и развитие. Воспитателям и родителям. - Ярославль: Академия, 2006. - 320 с.
2. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М. : Просвещение, 1968.
3. Болотна Л. Р., КомароваТ. С., Баранов С. П. Дошкольное педагогика: учебное пособие. - М., 1997.
4. Галанов А. С. Психическое и физическое развитие ребенка от одного до трех лет. - М., 2005.
5. Галигузова Л,Н., Мещерякова С. Ю. Педагогика детей раннего возраста. - М. : Владос, 2007.
6. Галигузова Л. Н., Голубева Л. Г., Гризик Т. И. Воспитание и развитие детей от 1 года до 2 лет : метод, пособие для педагогов дошк. образоват. учреждений. - М. : Просвещение, 2007. - 159 с.
7. Дети раннего возраста в детском саду / С. Н. Теплюк, Г. М. Лямина, М. Б. Зацепина. - М. : Мозаика-Синтез, 2007.
8. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников / Под ред. Л. А. Венгера. - М. : Просвещение, 2005. - 424 с.
9. Клименов Л. Н. Мониторинг нервно-психического развития детей раннего возраста: Пособие для студентов, интернов и клин. ординаторов / Л. Н. Клименов, В. В. Гордеев; Алт. гос. мед. ун-т. - Барнаул, 2005 (РА «Параграф»). - 56 с.
10. Макарова, Н. В. Организация психолого-педагогической помощи детям раннего возраста в условиях дошкольных образовательных учреждений. - Ростов н/Д, 2004.
11. Павлова Л. Н. Развивающие игры - занятия с детьми от рождения до трех лет: Пособие для воспитателей, родителей. - М. : Мозаика-Синтез, 2003.
12. Петровский А. В., Кларина Л. М., Смывина Л. А. и др. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении. - М., 1993.
13. «От рождения до школы» инновационная программа дошкольного образования. Пятое издание (инновационное) под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, Э. М. Дорофеевой / Мозаика синтез. Москва 2019
14. Раннее детство: познавательное развитие / Л. Н. Павлова, Е. Б. Волосова, Э. Г. Пилюгина: Методическое пособие. - М. : Мозаика-Синтез, 2006.
15. Смирнова Е. О, Мещерякова С. Ю. Ермолова Т. В. Игры и игрушки для детей раннего возраста. - М., 2004.