Татьяна Глазунова
Конспекта занятия по ФЭМП у детей младшего дошкольного возраста. Тема: «Мы едем, едем, едем…»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №26»
Методическая разработка конспекта занятия по формированию элементарных математических представлений у детей младшего дошкольного возраста
Тема : «Мы едем, едем, едем…»
Разработал: воспитатель
Глазунова Татьяна Владимировна
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Средняя группа
- Темочки
г. Нижний Новгород, 2017
1. Цель занятия : Упражнять детей в использовании математических знаний в игровой ситуации
2. Задачи:
• Обучающие:
- совершенствовать умения сравнивать предметы по ширине (широкий-узкий, цвету (одинаковые-разные, количеству (много-мало, размеру (большой-маленький) и обозначать результаты сравнения соответствующими словами;
- упражнять в знании геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник) и умение находить их в окружении.
- совершенствовать умение выделять один предмет из группы;
• Развивающие:
- развивать мышление: учить видеть закономерности в расположении предметов и воспроизводить их.
- развивать зрительное и слуховое внимание, память.
• Воспитательные:
- воспитывать интерес к математике, самостоятельность детей.
3. Тип занятия : интегрированное.
4. Форма занятия : занятие проводится в игровой форме.
5. Продолжительность: 15 минут.
6. Участники: Воспитатель, дети.
7. Возраст обучающихся : Младшая группа (3-4 года).
8. Оборудование и материалы : Бабочки - желтые, красные, синие, зеленые; бумажные цветы тех же цветов (по количеству детей). Тазики с водой и кисточки и краски трех цветов (красный, синий, зеленый). Тарелка с конфетами. 2 ручейка из бумаги (широкий и узкий).Билеты с изображением геометрических фигур () разного цвета;
9. Предварительная подготовка: Загадывание загадок про цветы и насекомых, дидактические игры «Скажи какой?», «Один-много», «Разноцветные ежики»
10. Методы и приемы работы с детьми : дидактические игры, демонстрация материала, беседа, разговор, совместные действия воспитателя и ребенка, словесные методы (подсказывание, просьба произнести, вопросы, пояснения воспитателя, выполнение поручений, отгадывание загадок, экспериментирование.
11. Структура занятия :
Этап занятия Содержание Время
Организационный момент Игра - приветствие «Возьмемся за руки» 1 минута
Мотивационно -ориентированный, побудительный этап (проблема) «Волшебный паровозик» 2 минуты
Практический этап Задание №1 Загадка.
Задание № 2: Ручейки
Задание № 3: «Цветочная поляна»
Задание № 4: «Найди цветок для бабочки»(дидактическая игра)
Задание№ 5: Физкультминутка
«Бабочки»
Задание №6 «Лесная лаборатория»(экспериментирование) 1 минута
2 минуты
1 минута
2 минуты
1 минута
2 минуты
Заключительный этап Коробочки с подарками от «Лесной лаборатории»
Ответы на вопросы воспитателя 2 минуты
1 минута
12. Ход занятия :
1. Организационный момент:
Игра - приветствие «Возьмемся за руки»
(дети вместе с воспитателем берутся за руки и образуют круг)
Давайте все возьмёмся за руки и улыбнёмся друг другу.
В круг широкий, вижу я,
Встали все мои друзья.
Мы сейчас пойдем направо, раз, два, три.
А теперь пойдем налево, раз, два, три.
В центре круга соберемся, раз, два, три.
И на место все вернемся, раз, два, три.
Улыбнемся, подмигнем,
Заниматься мы начнем.
2. Мотивационно-ориентированный, побудительный этап (проблема) :
(дети стоят полукругом перед воспитателем).
Воспитатель: - Ребята, я вам предлагаю сегодня отправиться в путешествие в лес! Как вы думаете, на чем можно туда поехать?
Дети: - На машине, на автобусе, на поезде.
Воспитатель: - Молодцы! Я вам предлагаю отгадать загадку и тогда вы узнаете, на чем мы с вами отправимся в путь! Согласны?
Дети: - Да!
Воспитатель:
Я стучу, стучу, стучу.
В дальний путь тебя качу.
Мимо леса, мимо гор
Я гоню во весь опор.
А над речкой на мосту
Просигналю вам: ту-ту!
А потом в тумане скроюсь,
Называюсь скорый.
(Поезд.)
Воспитатель:- Молодцы! Конечно - это паровозик, но мы поедем не на обычном паровозике, а на волшебном. Но для этого надо получить билеты, чтобы потом занять каждому определенное место. (Раздать билеты) посмотрите внимательно на свои билеты. Что на них изображено?
Дети: Круги, треугольники, квадраты.
Воспитатель: Конечно –это геометрические фигуры! Обратите,пожалуйста, внимание на цвет фигур на билетах. Они одинакового цвета или разного?
Дети: - Разного цвета. Красные, синие, желтые, зеленые.
Воспитатель: Молодцы! А сейчас проверим, какие вы внимательные. Вам нужно сесть на тот стульчик, на котором изображена такая же фигура, как и на билете. (дети рассаживаются на стульчики) А сейчас я превращаюсь в кондуктора. (надеваю пилотку и жилетку кондуктора). Прошу всех маленьких пассажиров нашего волшебного поезда приготовить свои билеты для проверки! (проверка билетов и мест) .
Воспитатель: - Марина, у тебя какая фигура изображена на билете?
Ребенок:- Красный круг
Воспитатель: -Значит твоё место, где изображён красный круг. Молодец! Ты правильно заняла свое место! Арсений, а у тебя какая фигура изображении на билете?
Ребенок: - Синий треугольник.
Воспитатель: Все верно, ты сидишь на своем месте. Поздравляю, ты очень внимательный!- Ваня, а почему ты сел на это место?
Ребенок: - Потому что на моём билете изображён зелёный квадрат!
Воспитатель: - Совершенно верно, ты тоже очень внимательный!
(проверяю, все ли дети правильно заняли свои места)
Воспитатель:- А сейчас я превращаюсь в машиниста. (надеваю кепку и пиджак).Итак, отправляемся! Пассажиры все готовы?
Дети: - Да!
Воспитатель: - Поехали!
(Включаю музыку "Паровозик из Ромашково" - Песенка паровозика)
3. Практический этап:
Задание №1 Загадка
Воспитатель: - Ребятки, предлагаю вам сделать остановку. Согласны?
Дети: - Да!
Воспитатель: Итак, первая остановка «Загадочная», чтобы двери нашего волшебного поезда открылись, нам нужно отгадать загадку:
Кто на солнышке цветет? Кто пчеле подарит мед?
Дети: - Цветок.
Воспитатель: Верно! Двери вагонов открылись, мы можем выйти!
Задание №2 Ручейки
(На полу лежат 2 ручейка - узкий и широкий.)
Воспитатель:- Ой, ребятки, посмотрите, впереди такая красивая цветочная поляна! Но нам путь преградили ручейки. Сколько их?
Дети:- Два.
Воспитатель:- Одинаковые ли они?
Дети:- Нет! Один узкий, другой широкий!
Воспитатель:- Молодцы! А скажите мне,пожалуйста, на что они похожи?
Дети: - тропинка, шарфик ….
Воспитатель: Все правильно! Как вы думаете, через какой ручеек нам легче перешагнуть?
Дети:- Через узкий!
Воспитатель:- Почему? (ответы детей) Предлагаю проверить ваши предположения. Перешагнем, сначала через широкий ручей, а затем через узкий! (дети перешагивают и делают вывод)
Воспитатель:- Вы оказались правы, через узкий ручеек легче перешагнуть!
Задание №3 «Цветочная поляна»
Воспитатель: - Вот мы с вами и преодолели наше препятствие и оказались на чудесной полянке! Смотрите, здесь растут цветы. Сколько их: много или мало?
Дети: - Много.
Воспитатель: - Одинакового ли они цвета?
Дети:- Нет. Они разноцветные!
Воспитатель:- Какого цвета здесь цветочки?
Дети: - Красные, желтые, синие, зеленые.
Воспитатель: - Молодцы, ребятки! Правильно все цвета назвали! Ой! Посмотрите что это на одном из лепестков написано? (подхожу к цветку и беру его) Ребята, здесь еще одна загадка для нас! Вот послушайте:
Нет, не птица, но летает.
Высоко она порхает.
На цветочке посидит,
И раскраской всех манит.
Вся такая лапочка,
Маленькая.
Дети: - Бабочка.
Воспитатель: - Правильно! Ребята, посмотрите, а вон там сидят еще бабочки. Скажите, пожалуйста, сколько их?
Дети: - Много.
Воспитатель: - Одинакового ли они цвета?
Дети:- Нет. Они разноцветные!
Воспитатель:- Какого цвета здесь бабочки?
Дети: - Красные, желтые, синие, зеленые.
Задание №4 «Найди цветок для бабочки»
Воспитатель: - Ребята, я вам хочу предложить поиграть немного! Согласны?
Дети: - Да!
Воспитатель: - Нам нужно найти для каждой бабочки свой цветок. (дети берут бабочек и несут их на цветок соответствующего цвета) Все прекрасно справились с заданием! Все бабочки сидят на своих цветочках и лакомятся вкусным нектаром! Я вам предлагаю тоже превратиться в бабочек и еще раз поиграть.
Физкультминутка: "Наша бабочка"
Наша бабочка встряхнулась,
Улыбнулась, потянулась.
Раз – росой она умылась.
Два – изящно покружилась.
Три – нагнулась и присела,
И нектара всласть поела.
На цветочке посидела,
В лес волшебный улетела.
Воспитатель: - Какие замечательные бабочки из вас получились! А сейчас мы с вами поедем в лесную лабораторию. (Дети садятся в вагончики. Включаю музыку "Паровозик из Ромашково" - Песенка паровозика)
Задание №6 «Лесная лаборатория»
Воспитатель: - Вот мы с вами и оказались в лесной лаборатории. Посмотрите здесь стоят тазики! Сколько их?
Дети: - Много.
Воспитатель: - Что там?
Дети: - Вода.
Воспитатель: - Какая она?
Дети:- Чистая.
Воспитатель: - Ребята, а вы хотите превратиться в волшебников?
Дети: - Да.
Воспитатель:- Я вам предлагаю взять волшебные кисточки, окунуть их сначала в волшебные краски, а затем в тазик с чистой водой и посмотреть, что же произойдет (дети берут кисточки и красят воду, первый в красный цвет, второй- синий, третий-зеленый, четвертый - желтый.)
Воспитатель: - Посмотрите, что же у нас произошло?
Дети: - Вода окрасилась в красный, желтый, синий и зеленый цвета.
Воспитатель: - Молодцы! Отличные из вас волшебники получились!
4. Заключительный этап:
Воспитатель: - А сейчас нам пора возвращаться в детский сад. Прошу занять свои места в вагончиках. (включаю музыку "Паровозик из Ромашково" - Песенка паровозика)
(Паровозик останавливается, дети выходят из вагончиков.)
Воспитатель: - Ребятки, посмотрите, что это за коробочки красивые на столе стоят? (подходят к столу) Так, так! Тут записка есть! Читаю записку: «Хорошим ребяткам из лесной лаборатории!» Предлагаю нам открыть коробочки и посмотреть,что там лежит! (открываю коробку)
Воспитатель:- Вот это да! Целая коробка конфет! Скажите мне, пожалуйста, конфет много или мало?
Дети: - Много.
Воспитатель: - Ребята, какого они цвета?
Дети: - Красного и синего.
Воспитатель:- Правильно! Предлагаю девочкам взять конфеты красного цвета, а мальчикам – синего. (дети берут конфеты). Осталось сколько конфет?
Дети: - Одина! (воспитатель берет одну) .
Воспитатель: - А сейчас осталось сколько?
Дети: - Ни одного!
Воспитатель: Молодцы, ребята! М сегодня с вами славно попутешествовали! И узнали много интересного!
13. Литература.
1. Основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы». Под редакцией Н. Е. Верекасы, Москва, 2016.
2. Интернет- ресурсы (https://zagadki-pro.ru)
3. Интернет- ресурсы (https://zanimatika.narod.ru)
4. Интернет – ресурсы (https://www.detsadclub.ru)
5. Формирование элементарных математических представлений. Младшая группа. И. А. Пономарева, В. А. Позина. 2017 г.