Татьяна Баркина
Конспект занятия «Знакомство с русской народной куклой»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: обеспечить появление интереса и любви к русской тряпичной кукле как к виду народного художественного творчества.
Задачи:
- Обеспечить знакомство с историей и традициями на Руси.
- Обеспечить узнавание новых слов и их значений: «обрядовая кукла», «оберег», «безликая».
- Обеспечить развитие творческих способностей детей.
- Обеспечить развитие мелкой моторики рук.
- Вызвать желание самим сделать тряпичную куклу.
- Способствовать развитию доброжелательного отношения друг к другу.
Публикация «Конспект занятия „Знакомство с русской народной куклой“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Куклы-обереги. Народные тряпичные куклы
- Народная культура, фольклор
- Народные куклы. Конспекты занятий
- Темочки
- Способствовать развитию терпеливости, усидчивости.
Предварительная работа: чтение русской народной сказки «Василиса прекрасная», беседа по содержанию, заучивание пословиц о труде.
Материал: тряпичная кукла; технологическая карта изготовления тряпичной куклы «Желанница», сундучок; по три круга (диаметр-15 см, 20 см, 25 см)ткани разного цвета на каждого человека, квадрат белой ткани (15х15 см) на каждого человека, вата, хлопчатобумажные нитки, ножницы.
Вводная часть
Воспитатель. Ребята, к нам прилетел голубь. как вы думаете, зачем он прилетел? (Ответы детей). Что он нам принес? (Письмо). Но почему голубь? Скажите, кто нам письма приносит? (Почтальон). Я догадалась, что это почтовый голубь. В давние, давние времена эти умные птицы доставляли письма. Я предлагаю прочитать письмо. «Здравствуйте ребята! Я - вечный путешественник. Всю свою жизнь я путешествую то в прошлое, то в будущее. Однажды я побывал в гостях у добрых, трудолюбивых, дружных людей. Когда вошел к ним в избу, то увидел печку – матушку, длинный стол, рядом стояли дубовые лавки. В этой семье любят делать игрушки из разного материала. В свободное время взрослые и дети лепят игрушки из глины, вытачивают их из дерева, шьют из ткани игрушки. Я советую вам посмотреть на них. Они интересные и красивые. До свидания. Путешественник».
Воспитатель. Ребята, как вы думаете, в каком времени побывал путешественник? (В прошлом) Как вы догадались? (Печка - матушка, лавки дубовые, и т. д.). Вы хотите посмотреть на эти удивительные игрушки? Как мы можем попасть в прошлое? (Ответы детей). Я думаю, нам помогут «Часы времени». Попробуем с помощью «Часов времени» попасть в избу, где делают удивительные игрушки. Чтобы «Часы времени» помогли попасть в прошлое, нужно правильно разложить картинки в прошлое или настоящее. Дети раскладывают карточки. (Предложить проверить ребенку правильно ли, разложили картинки. Если кто-то из детей допустил ошибку «Часы времени» не будут работать). Звучит бой часов
Воспитатель. Вот наши часы заработали. Чтобы перенестись в прошлое, нужно закрыть глаза и, пока вы будете слышать бой часов, не открывать. (Воспитатель в это время надевает фартук и/или повязывает платок. Стихает бой часов. Дети открывают глаза.)
Воспитатель. Здравствуйте, дорогие гости! Проходите, рассаживайтесь. Расскажите, вы откуда ко мне в гости пожаловали. (Из детского сада, группы) Зачем вы пришли? (Игрушки посмотреть). А о чем вам сегодня я расскажу вы узнаете, когда ответите на мою загадку.
Загадка:
Платья носит,
Есть не просит,
Всегда послушна,
Но с ней не скучно.
Дети: - Кукла!
Воспитатель: Все-то вы знаете? Давайте раскроем платок и посмотрим, что за кукла там находится? (раскрывают и находят тряпичную игровую куколку)
Воспитатель: Ребята, а какая это кукла, из чего она сделана?
Дети: Передают куклу друг другу и описывают ее, высказывают свое мнение.
Воспитатель:
Ребята вы садитесь поудобней,
Вам поведаю рассказ,
С чем играли наши предки
Без утайки, без прикрас. (Презентация слайдов)
Воспитатель: Ребята, на Руси было большое многообразие куколок. (слайд)
Я расскажу о некоторых. Но вначале хочу сказать, что названия кукол очень просты. Люди, что видели, что делали - так и называли. Традиционная тряпичная кукла безлика. Лицо, как правило, не обозначалось, оставалось белым. Кукла без лица считалась предметом неодушевленным, недоступным для вселения в него злых, недобрых сил, а значит, и безвредным. Игрушки никогда не оставляли на улице, не разбрасывали по избе, а берегли в корзинах, коробах, запирали в ларчик.
Одни куклы игровые, с ними только играли, с пяти лет девочки уже сами могли сделать свою первую куклу, в некоторых домах их накапливалось до ста штук. Это например тряпичный зайчик на пальчик. Детям с трех лет делали зайчика на пальчик, чтобы они имели друга собеседника. Зайчик надевался на пальчик и всегда был рядом с ребенком. А также кукла перевертыш, которая также служит для игры, в процессе которой крестьянская девочка, чем различается традиционная одежда девушки и замужней женщины. Девушка-это красота, птичка, которая улетит из родительского дома, а женщина-хозяйственная, у нее все заботы о доме.
Другие нужны были для обрядов.
Многорукую куклу "Десятиручку" дарили на свадьбу, затем помещали на видное место в доме там, где женщина проводит время в работе. Её делали девушки и женщины для того, чтобы им хватило сил и энергии справляться со своими обязанностями.
Неразлучники
Это свадебная кукла. Мужская и женская фигура символично объединены общим плечом, чтобы дела вместе делались, и друг на друга положиться можно было.
Третьими же не играли, эти обереги могли храниться в укромном месте, их не показывали. (слайд) Были куклы, которые хранили в красном углу вместе с иконами, оберегали дом, семейный очаг.
«Кубышка-травница» наполнена душистой лекарственной травой. Куклу надо помять в руках и по комнате разнесется травяной дух, который отгонит духов болезни. Кукла следит за тем, чтобы болезнь не проникла в дом. Такую куклу можно подвесить над кроватью ребенка, дать ему поиграть. Еще ее можно оставить у кровати больного. (слайд)
Гимнастика
Кукла подружка – «Желанница» помогает в исполнении желаний.
Загадаешь желание, привяжешь кукле на платье красивую ленточку или сделаешь для нее любое другое украшение, и зеркальце поднесешь к личику: "Гляди, какая ты красавица. А за подарочек мое желание исполни". А потом спрячешь свою подруженьку в укромное местечко до поры. Можете не верить, но все, что попросишь, исполнится. Показывать ее никому не следовало. (слайд).
А это кукла «Ночь-день». Эти куклы оберегали жилище. Кукла день молодая, живая, работящая, веселая хозяйка дня. Следит за жизнью людей при свете дня. Кукла «НОЧЬ» задумчивая, мудрая, она хозяйка ночи. Она дарит сон и оберегает его.
А одна куколка спряталась, но мы можем ее услышать, если соберем картинку. (дети подходят к небольшому столику)
2. Д/и «Собери картинку»
Воспитатель: Дети, что у вас получилось?
Дети: Колокольчик.
Воспитатель: (достает куколку из сундучка) Это кукла веселая и задорная, приносит в дом радость и веселье. Это оберег хорошего настроения.
Ребята, посмотрите, в сундуке что-то еще лежит, давайте посмотрим, что в нем находится?
(открывают сундук, в котором лежат лоскутки и нитки) Как вы думаете, что можно сделать из этих лоскутков (ответы детей).
Ребята, давайте сделаем куклу-оберег «Желанница», а помогут нам мамы. Присаживайтесь за стол, делу время, потехе час!
Оберег - предмет, оберегающий владельца от бед, защищает дом или человека, приносит любовь, счастье, каждая деталь оберега имеет определенный смысл. Сделанный собственноручно, оберег несет отпечаток не только защиты, но и потенциал мыслей и чувств человека, сделавшего его. Так что, приступая к работе, запаситесь добрыми мыслями и хорошим настроением.
Физ. минутка «Нам пора передохнуть»
Нам пора передохнуть, Потянуться и вздохнуть. (Глубокий вдох и выдох)
Покрутили головой, И усталость вся долой!
Раз- два- три- четыре- пять шею надо разминать.
(Вращения головой)
Встали ровно. Наклонились. Раз – вперед, а два – назад.
Потянулись. Распрямились. Повторяем всё подряд.
(Наклоны вперед и назад)
А потом мы приседаем. Это важно, сами знаем.
Мы колени разминаем, наши ноги упражняем.
(Приседания)
5. Изготовление куколки «Желанница»
Раньше такие куколки имели еще общие имена: рванки и мотанки. При их создании не применялись ни иглы, ни ножницы. Так как делающий куклу не хотел, чтобы владелец оберега был подвержен «колото-резанной» жизни. Создавались они из лоскутков ношеной одежды, и сохраняли в себе теплоту мыслей человека, носящей ее.
(на интерактивной доске изображение технологической карты)
Педагог наблюдает за работой, помогает, поощряет детей.
Во время работы тихо звучит народная музыка.
Итог.
Воспитатель: Что вы узнали сегодня нового на занятии? (Ответы детей)
- С какими куклами познакомились?
– Какую обереговую куклу вы изготовили? (Веснянку)
– Испытывали ли вы трудности при ее изготовлении?
– Чему научились? (Ответы детей)
Спасибо, наше занятие окончено.
Если человек хочет верить и видеть силу, как кажется на первый взгляд, в простенькой куколке, то эта кукла и станет для него магической.
До свидания!