Караваева Татьяна Асламбековна
Конспект занятия «Здравствуй, гостья весна»
▼ Скачать
Конспект организованной образовательной деятельности в подготовительной группе: Караваева Татьяна Асламбековна
воспитатель МБДОУ «ЦРР – детский сад «Ласточка»
Тема: «Здравствуй, гостья весна»
Пояснительная записка.
Цель: Создание социальной ситуации развития речи детей в процессе образовательной деятельности.
Задачи:
1. Создать условия для побуждения детей к речевой активности (речевое развитие);
2. Создать условия для развития фразовой речи детей (речевое развитие);
Публикация «Конспект занятия „Здравствуй, гостья весна“» размещена в разделах
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. Конспекты занятий, НОД на весеннюю тему
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
3. Обеспечить условия для упражнения детей в согласовании существительных с прилагательными, глаголами, в подборе относительных прилагательных и в словообразовании (речевое развитие);
4. Создать условия для обучения детей делить слова на слоги, выделять и называть первый звук в словах (речевое развитие);
5. Обеспечить условия для выражения детьми своего мнения (социально – коммуникативное развитие);
6. Обеспечить условия развития поисковой активности детей (познавательное развитие)
7. Обеспечить условия для воспитания внимания к собственной речи и речи друзей.
Организация детских видов деятельности:
1. Общение ребёнка с взрослым;
2. Общение ребёнка с героями;
3. Общение ребёнка со сверстниками;
4. Поисковая деятельность;
5. Двигательная активность;
6. Игровая деятельность.
Методы проведения: познавательный, игровой, беседа, рассматривание иллюстраций.
Условия для проведения: общение ребенка со сверстниками и взрослым, поисковая деятельность, продуктивная деятельность.
Оборудование и материалы: предметные картинки (солнышко, проталина, травка, почки, насекомые, птицы) ; картинки из серии «Птицы» (грач, кукушка, скворец, ласточка, соловей, дятел, снегирь) ; картинки для игры «Ассоциативные цепочки» (снег, солнце, заяц, шубка, река, льдина, берлога, медведь, белка, дупло, бельчата, молоко, пенек, луна, еж, жуки) ; куклы — Снеговичок, Ежик, Бабочка; бутафорское мороженое; аудиозапись «Голоса птиц». Конфеты в фантиках. Венки: для Марта — с изображением снежинок и капелек воды; для Апреля — с изображением почек и листочков; для Мая — с изображением травы и цветов.
Предварительная работа: наблюдение на прогулках за весенними изменениями в природе; беседа «Перелетные птицы»; слушание аудиозаписи «Голоса птиц» (грач, кукушка, скворец, ласточка, соловей); разучивание с детьми загадок и стихотворений о весне; рисование на темы: «Ранняя весна», «Березка весной», «Весенние первоцветы».
Ход образовательной деятельности
Этап образовательной деятельности: Организация рабочего пространства Деятельность взрослого Деятельность детей Психолого-педагогические условия /Условия социальной ситуации развития
Вводная часть (организационный и мотивационный момент)
Раздается стук в дверь и вбегает Снеговик: Ой! Ой! Ой! Так я и растаю! Что же мне делать? Как спастись!
Воспитатель: Ребята, прошла зима. В какие игры мы любили играть зимой?
Воспитатель: А какое сейчас время года?
Воспитатель: Наступила весна. Солнышко светит все ярче и ярче. Снеговичкам становится жарко, они медленно тают. Покажите, как это происходит. Ответы детей
Дети выполняют этюд «Тающие снеговички»
Ответы детей
Условия для проявления любознательности и эмоционального вовлечения в деятельность;
- развития речевой активности;
- развития инициативы, самостоятельности и активности детей;
- развития внутренней поисковой деятельности
Дети медленно опускают руки, головы, садятся на коврик, ложатся, расслабляются.
Воспитатель: Что вы чувствовали, пока были тающими снеговичками?
Воспитатель: Ребята, это наш знакомый Снеговичок. Он начал подтаивать. Как же нам его спасти? Чем мы можем ему помочь?
Воспитатель: Можно отвезти Снеговичка на Север, спрятать его в холодильник или морозильник, накормить мороженым. Вот тебе, Снеговичок, холодное мороженое. Остынь немножко. Дети предлагают различные варианты ответов.
Трогают Снеговичка. Жалеют его. Гладят.
Ответы детей
Основная часть Снеговичок: Спасибо, ребята. Мне уже легче. Я тут услышал стихотворение, только не догадался, про кого оно. Вот послушайте:
В овраг ручьями катится,
Деревьям дарит платьица,
В цветы оденет луг
И станет летом вдруг.
Ты знаешь, кто она?
Красавица… Воспитатель: Молодцы! Отгадали загадку Снеговичка. А Какая весна в нашем краю?
Ответы детей
Условия для:
- развития речевой активности;
- проявления внимания;
- эмоционального вовлечения
Снеговик: я никогда весны не видел. Расскажите мне о ней, пожалуйста.
Воспитатель: давайте, выполним просьбу Снеговичка. Отправимся в гости к Весне, братцы весенние месяцы нас уже ждут. Снеговичка возьмем с собой. На каком бы транспорте нам поехать, чтобы всё хорошо рассмотреть? Дети предлагают путешествие на разных видах транспорта, выбирают путешествие на поезде. Они выстраиваются друг за другом, кладут руки на плечи впереди стоящего ребенка. Условия для:
- развития речевой активности;
- развития инициативы, самостоятельности и активности детей;
- развития внутренней поисковой деятельности
Звучит гудок поезда Воспитатель: Загудел паровоз. И вагончики повез. Чох-чох, чу-чу! Я далёко укачу! надевает одному из детей венок месяца Марта. Первая станция называется «Хорошая погода». Выйдем погулять. Месяц Март приготовил для вас загадки.
Ребёнок в роли месяца марта загадывает загадку. Дети отгадывают.
Ответы детей
Март: Угадайте, ребята, кого Солнышко весной разбудит? А помогут вам мои картинки. Разложите их по порядку. Первая картинка — «солнышко». Условия для:
- развития речевой активности;
- развития инициативы, самостоятельности и активности детей;
- развития внутренней поисковой деятельности;
- эмоционального вовлечения
Работа в парах
Дети выкладывают на полу картинки: солнышко — проталина — травка — почки — насекомые — птицы. А затем по порядку объясняют свой выбор. Условия для:
- развития познавательных интересов;
- развития речевой активности;
- усвоения правил взаимодействия друг с другом;
-развития внутренней поисковой деятельности;
- развития инициативы;
- развития познавательных интересов;
- развития речевой активности, -построения речевого высказывания.
Звучит звук дождя.
Воспитатель: Что это за звук?
Воспитатель: Подул ветерок, набежали на небо тучки, спрятали солнышко, и вдруг начался дождик. Ответы детей
Дети играют в пальчиковую игру: «Дождик»
Условия для:
- развития речевой активности;
- развития инициативы, самостоятельности и активности детей;
- развития внутренней поисковой деятельности;
- эмоционального вовлечения
Воспитатель: Спрячемся от дождика в вагончиках. Поехали дальше.
Дети продолжают путешествие на поезде. Воспитатель надевает второму ребенку венок месяца Апреля.
Апрель: Здравствуйте, ребята, я — Апрель. Отгадайте, куда вы приехали?
Ответы детей
Апрель: Молодцы, угадали! Какие деревья растут в лесу?
Ответы детей. Условия для:
- развития познавательных интересов;
- развития речевой активности;
- усвоения правил взаимодействия друг с другом;
-развития внутренней поисковой деятельности;
- развития инициативы;
- развития познавательных интересов;
- развития речевой активности, -построения речевого высказывания
Воспитатель: Ребята, закройте глаза, прислушайтесь, что это за звуки?
Дети прислушиваются. Рассуждают. Условия для:
- развития познавательных интересов;
- выражения детьми своих мыслей;
- проявления воображения;
- развития речевой активности;
- эмоционального вовлечения
Заключение Звучит аудиозапись «Голоса птиц»
Воспитатель: Верно. Это пение птиц. В лес прилетело много птиц. Выберите картинки с изображением птиц, голоса которых вы сейчас услышали.
Работа в микрогруппах:
Дети выбирают картинки — грач, кукушка, скворец, ласточка, соловей — и объясняют свой выбор. Условия для:
- - взаимодействия друг с другом;
Снеговик: Ой! Я укололся. Кто это?
Ежик:
Что я вам — уборщица?
Лес никак не подмету.
Соблюдайте чистоту!
Зачем приехали?
Ежик: Все звери заняты. Хотите узнать, что они делают? Тогда поиграем в такую игру. Я буду показывать вам картинки, а вы догадайтесь, чем они между собой связаны.
Воспитатель: Мы хотим узнать, почему лесных зверей не видно?
Воспитатель: Поблагодарим ежика за интересную игру и попрощаемся с ним. Ответы детей
Игра «Ассоциативные цепочки»
Дети прощаются с ёжиком
- поддержка спонтанной речи детей, её обогащение;
- развитие инициативы и самостоятельности.
Воспитатель: Продолжим наше путешествие. Садимся в вагончики и едем на встречу с месяцем Маем.
Далее воспитатель надевает ребенку венок месяца Мая.
Май: Здравствуйте, ребята. Отгадайте, что у меня в руках?
Ответы детей
Май: Верно, бабочка. На что похожа бабочка? Ответы детей Условия для:
- развития познавательных интересов;
- развития речевой активности;
- усвоения правил взаимодействия друг с другом;
-развития внутренней поисковой деятельности;
- развития инициативы;
- развития познавательных интересов;
- развития речевой активности, -построения речевого высказывания
Воспитатель: Действительно, бабочка похожа на разноцветный цветок. Какие весенние цветы вы знаете, ребята? Выберите цветок и скажите, сколько слогов в этом слове. Дети выбирают заранее подготовленные цветы и выполняют задание
Воспитатель: Весной можно наблюдать самое богатое разноцветье красок. Ребята, давайте все вместе нарисуем картину весенней природы, используя свой любимый весенний цвет и объясните, почему он вам нравится. Снеговичок, приглашаем и тебя рисовать вместе с ребятами. Детям предложены краски, восковые мелки, цветные карандаши. Рисуя они объясняют свой выбор) Условия для:
- развития познавательных интересов;
- выражения детьми своих мыслей;
- проявления воображения;
- развития речевой активности;
- эмоционального вовлечения;
- развития познавательных интересов;
- развития речевой активности, -построения речевого высказывания
Воспитатель: Посмотрите на ваши прекрасные рисунки. Весна вас благодарит за эту красоту. Кто желает прочитать стихи о весне? Дети читают заранее выученные стихи
Снеговичок: Спасибо вам, ребята, за интересное путешествие, и вам, братцы-месяцы. Теперь я знаю, что такое весна. Побегу в холодильник прятаться. Воспитатель: Пора возвращаться домой.
Дети возвращаются домой на поезде.
Список литературы:
1. Занятия по речевому развитию. Методическое пособие для воспиателей. ФГОС, 2012г. Гризик Т. И.
2. Развиваем речь, 2015г. Земцова О. Н.
3. Электронный сайт: MAAM.RU