Аликулиева Ольга
Конспект занятия в подготовительной группе «Занятная водичка»
▼ Скачать + Заказать документы
Утинский детский сад
Конспект по познавательно - исследовательской деятельности
для детей подготовительной группы
Цель: помочь детям реализовать представления о свойствах воды.
Интеграция образовательных областей: «Социально – коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие».
Виды деятельности:познавательно – исследовательская, коммуникативная, игровая. Задачи
1. Образовательные:
Публикация «Конспект занятия в подготовительной группе „Занятная водичка“» размещена в разделах
- ознакомление детей со свойствами воды: отсутствие собственной формы; текучесть; пар тоже вода;
- вода может растворять предметы,
- объяснить детям, почему вода иногда нуждается в очистке, и дать элементарное представление о процессе фильтрации.
- развивать навыки проведения лабораторных опытов:
- закрепить умение работать с посудой
стеклянной и прозрачной.
- закрепить умение работать с
растворителями, соблюдать при этом необходимые меры безопасности.
2. Воспитательные:
- развивать социальные навыки:
- умение работать в группе;
- учитывать мнение партнёра;
- отстаивать собственное мнение, доказывать свою правоту.
- прививать бережное отношение к воде.
3. Развивающие:
- активизировать и обогащать словарь детей
существительными, прилагательными, глаголами
по теме занятия.
Планируемые результаты:умеет поддерживать беседу о свойствах воды; высказывать свою точку зрения; доказывать свою правоту; проявляет интерес к исследовательской деятельности.
Предварительная работа: беседы о воде, её роли в жизни человека; проведение занятий - экспериментирований с водой; рассматривание иллюстраций на тему "Вода"; использование игр о воде: "Какая бывает вода?", "Волшебная палочка", "Разрезные картинки"; чтение художественной литературы; наблюдение за водой во время прогулок.
Методические приё мы:круг друзей «Солнечные лучики», беседа – диалог; игра «Хорошо - плохо», игра «Какая бывает вода», физкультминутка «Ручейки», чтение стихотворения Н. Рыжовой «Волшебная вода», отгадывание загадок, исследовательская деятельностьдетей, подведение итогов.
Оборудование: прозрачные, стеклянные стаканчики разной формы;
фильтровальная бумага; вещества, которые будут растворять в воде, (соль, сахар, мука, краска, растительное масло, предметы круглой и квадратной формы на каждого ребенка, кипятильник, видео «Фонтан».
Ход совместной деятельности
Этапы
Деятельность педагога
Деятельность детей
Ожидаемые результаты
Водная часть
Организационный момент
Введение в ситуацию (мотивация, постановка проблемы
Основная часть
Актуализация (повторение, закрепление) знаний и умений
Заключительная часть Осмысление (итог, рефлексия)
Организационный момент
Круг друзей «Солнечные лучики»(дети стоят в кругу).
- Улыбнитесь - улыбка согревает и улучшает настроение! А что нас ещё согревает и улучшает наше настроение? Правильно солнышко. А мы представим, что наши руки – это солнечные лучики, коснёмся ими друг друга и подарим тепло своим друзьям.
Ребята, сегодня я хочу вас пригласить в волшебную лабораторию. Что делают в лаборатории? Правильно, проводят опыты. А какие опыты проводили мы с вами?
- Ребята, я хочу вам показать что- то удивительное (видео «Фонтан»)
- Кто знает, как этот предмет называется? (фонтан) Для чего он нужен? А что льется в фонтане (вода).
- Что можно сказать о воде, за которой мы наблюдаем?
Практическая часть. «Вода - жидкость, не имеет собственной формы». - Вы сказали: "вода льется, течет". Давайте это проверим. Для начала подойдите к столу. Здесь вы видите много посуды. Какая она?
- Как нужно с такой посудой обращаться.
- Возьмите бутылочку с водой и вылейте немного воды на блюдечко.
Выливать надо медленно, чтобы увидеть, как вода льется, течет и растекается на блюдечке.
Самостоятельная работа детей.
- Почему вы смогли перелить воду из бутылочки на блюдечко? Почему вода растеклась по блюдечку? - Совершенно верно. Если бы вода не была жидкой, она не смогла бы течь в реках, ручейках, не текла бы из крана. А поскольку вода жидкая, может течь, то её называют жидкостью. Посмотрите, у вас на столе лежат кубики и шарики. Какой формы эти предметы?
- Если мы опустим их в стакан, положим на стол, на блюдечко, на ладошку, изменят ли они свою форму?
- А есть ли форма у воды? Что бы ответить на этот вопрос, проведем опыт: Будем наливать воду в чашечку, блюдце, баночку.
Самостоятельная работа детей.
- Итак, что происходит с водой, когда мы её наливаем в баночку? Какую форму она принимает?
- А что с ней произошло, когда мы налили её в чашку, в блюдце?
- Правильно, вода приняла форму того предмета, в который её наливали - чашки, блюдца, баночки. Что же показал нам опыт? (вода не имеет собственной формы, она принимает форму того предмета, в который её наливают).
- А сейчас я предлагаю поиграть вигру «Хорошо – плохо». - Разобьемся на две команды. Одна команда отвечает на вопрос: «Вода - это хорошо. Почему?» Другая команда отвечает на вопрос: «Вода - это плохо. Почему?».
- Итак, начали: «Вода это хорошо. Почему?»
(вода нужна для питья, чтобы умыться и вымыть руки; водой можно закаляться, играть с водой, готовить еду, мыть полы, посуду, игрушки, стирать одежду; вода нужна для того, чтобы поливать цветы, растения в огороде; в воде живут разные животные, возле воды обитают птицы).
- Первая команда отлично справилась с заданием. Послушаем теперь вторую команду. «Вода - это плохо. Почему?»
«Вода может нагреваться». - Ребята, а теперь такой вопрос: может ли вода кипеть, булькать и шипеть? Когда это происходит?
- А что так сильно нагревает воду, что она закипает?
- На наше занятие я принесла один из электроприборов. Кто мне скажет, как он называется?Совершенно верно - это кипятильник.
Давайте с его помощью попробуем нагреть воду.
- Вода постепенно начинает нагреваться. Что с ней происходит?
- А какая кипящая вода? Можно ей обжечься?
- Приведите примеры, где вода очень - очень горячая, а где теплая.
- Итак, скажите, какое свойство воды мы узнали из этого опыта?
«Пар - это тоже вода».- Сейчас я выключу кипятильник. Вода становится спокойной, но еще остается горячей. - Ребята, посмотрите, что это поднимается над баночкой? Правильно это пар. - Только не понятно, откуда он взялся?
- Вы правы, если сильно нагреть воду, то она превращается в пар.
- Сейчас мы это проверим. Я осторожно подержу зеркало над паром.
- Что вы видите на зеркале?
- Значит, мы можем сделать вывод: " Пар - это тоже вода, очень сильно нагретая".
Физкультминутка «Ручейки»А теперь мы ручейки, Побежим в перегонки. (бег на месте)
Прямо к озеру спешим,
(ходьба на месте) Станет озеро большим.
(руки в стороны) С рыбками поплаваем,
(круговые движения руками) С бобрами поиграем.
(хлопки в ладошки)
Вернёмся к маме с папой мы
(прыжки на месте)
Вновь став ребятами.
(ходьба на месте) «Вода – растворитель». - Ребята, я попрошу вас подойти к моему столу. У меня на столе стоят три блюдца, накрытые салфетками. Чтобы узнать, что там лежит, нужно отгадать загадки.
Загадки .
Белый камень в воде тает.
(сахар). В воде родится,
Воды боится.
(соль). .Желтое, а не солнце,
Льется, а не вода,
На сковороде - пенится,
Брызгается и шипит (масло)
- Ребята, а почему соль и сахар боятся воды
- Предлагаю вам всем пройти и сесть за столы, на свои места. - Что находится в желтых баночках? (соль) А что в зеленых (сахар)
- Давайте посмотрим, что станет с солью и сахаром, если мы их положим в воду. - Возьмите две баночки с водой. В одну положите ложечку соли и размешайте её ложкой. Что получается? Почему?
- Затем, в другую баночку положите сахар. Размешайте его. Сахар исчез. Почему
- А все ли вещества могут растворяться в воде, как вы думаете? Если в воду налить масло оно также исчезнет как соль и сахар? Добавьте в ваши баночки с водой несколько капель масла.
Самостоятельная работа детей. - Что произошло с маслом в воде? Молодцы, ребята. Проведя сейчас опыты с солью, сахаром, маслом, с каким же новым свойством воды вы познакомились?
- Правильно, дети. В воде одни вещества растворяются, другие не растворяются совсем.
«Очистка воды».- Ребята, посмотрите еще раз на ту баночку, куда мы наливали масло.
Оно так и осталось плавать на поверхности воды. Можно пить такую воду? Почему?
- Да, действительно, такая вода не пригодна для питья. А что нужно сделать, чтобы она стала чистой?
- А вы знаете, это можно сделать, но только с помощью фильтра.
Самый простой фильтр для очистки воды мы можем сделать с вами сами из обычной салфетки. Посмотрите, как я это сделаю. (Показать,как сделать фильтр и как его установить в баночку.)
Самостоятельная работа детей. - У всех все правильно получилось, какие вы молодцы! Давайте посмотрим, как работают наши фильтры. Очень осторожно будем лить масленую воду в баночку с фильтром.
Самостоятельная работа детей.
- Аккуратно уберите фильтр и посмотрите на воду. Какая она стала? - Куда же делось масло? Мы с вами узнали самый простой способ очистки воды. Но с фильтрованной водой мы с вами сталкиваемся каждый день. Вода, которая попадает к нам, в наши квартиры через водопровод, тоже фильтрованная. Сначала воду берут из реки или из какого-нибудь подземного водохранилища. Затем она попадает на специальные водоочистительные станции, где с помощью сложных фильтров, непохожих на наши, воду очищают от песка, грязи, разных микробов. И только после этого вода уже попадает в водопровод.
Итог занятия. -
Ребята, человек ни дня не может прожить без воды. А какая же всё таки бывает вода? Я предлагаю поиграть вигру «Какая бывает вода».
Правила игры: дети встают в круг, воспитатель в центре круга, с мячом, задает вопросы и бросает мяч одному из детей. Тот ловит мяч, отвечает на вопрос "какая бывает вода?" и возвращает воспитателю мяч. После игры, воспитатель приглашает детей подойти к «фонтану».
- Ребята, вода - одно из самых удивительных веществ на планете. Какие новые свойства воды вы узнали на сегодняшнем занятии?Стихотворение Н. Рыжовой "Волшебная вода".Вы, слыхали о воде?
Говорят она везде!
Вы в пруду её найдёте,
И в сыром лесном болоте.
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране,
Как сосулька замерзает,
В лес туманом заползает,
На плите у вас кипит,
Паром чайника шипит.
Без неё нам не умыться,
Не наесться, не напиться!
Смею вам я доложить! Без воды нам не прожить!- Действительно, без воды невозможно жить на земле, поэтому воду надо беречь и охранять. Рефлексия -Молодцы, сегодня вы все хорошо поработали. Перед вами на столе лежат смайлики веселые и грустные. Если вам было интересно на занятии, возьмите веселый смайлик, если не интересно — грустный.
приветствуют педагога
одежда, печка, солнышко
Сахар, соль, растворяли в вод; холодная, тёплая, горячая вода; растаивали снег, замораживали разноцветную вод; лед превращали в воду.
для красоты, украшения города, создаёт приподнятое настроение, звук льющейся воды помогает успокоиться.
Чистая, прозрачная, журчит, льется
стеклянная
аккуратно, постараться не стукать её друг об друга, можно разбить
она течет, жидкая
кубик имеет квадратную форму, шарик – круглую
нет, в любом месте они остаются кубиком и шариком, форма их не меняется
форму баночки
вода приняла форму этих предметов.
вода не имеет собственной формы, она принимает форму того предмета, в который её наливают
вода нужна для питья, чтобы умываться и вымыть руки; водой можно закаляться, играть с водой, готовить еду, мыть полы, посуду, игрушки, стирать одежду; вода нужна для того, чтобы поливать цветы, растения в огороде; в воде живут разные животные, возле воды обитают птицы.
если в жару напиться холодной воды, можно заболеть; горячей водой можно обжечься; если неаккуратно с ней обращаться и пролить на пол, можно поскользнуться и упасть; если часто поливать растения водой, они могут погибнуть; если не умеешь плавать, можно утонуть; бывает наводнение и тогда вода разрушает дома
когда её нагревают
огонь, газ, электронагреватель
кипятильник
Дети рассаживаются вокруг стола.
Она кипит, булькает, бурлит
горячая; да, она очень горячая
в чайнике, когда кипятим чай, когда мама варит суп или компот, в грелке;
тёплой вода может быть летом в речке или лужице, где её нагревает солнце; в кувшине, из которого мы поливаем цветы; в кране, где моем руки, в ванне, где купаемся; в стиральной машине, в батареях
вода может нагреваться, может быть теплой и горячей
от горячей воды
оно запотело, и появились капельки, трогают пальчиком и убеждаются, что это вода.
Поднимают салфетки, проверяют, правильно ли они отгадали загадку
потому что они в ней исчезают
соль исчезла
соль растворилась в воде
сахар растворился в воде
масло не растворилось в воде: оно плавает на поверхности воды желтыми капельками
вода одни вещества может растворять, а другие нет
нет, она пахнет маслом
её нужно очистить от масла
Вода стала чистой.
все масло осталось на фильтре
варианты ответов: минеральная, без вкуса, без запаха, прозрачная, без цвета, морская, водопроводная, речная, болотная, родниковая
вода - это жидкость; не имеет собственной формы; может нагреваться, быть горячей; может растворять одни предметы и не растворять другие; воду можно очистить с помощью фильтра; вода добрый друг и помощник человека
выбирают смайлики
Литература
1. Н. А. Рыжова Я и природа: Программа экологического образования дошкольников «Наш дом – природа». – М. : Линка – Пресс, 1996 2. Е. А. Мартынова, И. М. Сучкова Организация опытно – экспериментальной деятельности детей 2 – 7 лет. –Волгоград, Учитель, 2011 3. М. П. Костюченко Исследовательская деятельность на прогулках. – Волгоград, Учитель, 2012 4. Т. Я. Шипунова Экологическое воспитание детей дошкольного и младшего школьного возраста. – Новосибирск, 1994.