Юлия Бобрович
Конспект занятия «Золотая хохлома» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательная область:
«Художественно – эстетическое развитие».
Тема:
«Золотая хохлома»
Вид:
продуктивная деятельность (декоративное рисование)
Цель:
развитие декоративного творчества детей, умение создавать узоры по мотивам хохломской росписи.
Задачи:
1. Совершенствовать умение рисовать концом кисти, тычком (ватной палочкой); выполнять узор в определенной последовательности.
Публикация «Конспект занятия „Золотая хохлома“ в подготовительной группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Хохлома. Знакомимся с хохломской росписью
- Хохлома. Конспекты занятий
- Темочки
2. Расширять и уточнять представления детей о предметах народного художественного промысла русских мастеров – хохломских изделиях, особенности их росписи.
3. Развивать творческое воображение; устойчивое внимание, память, речь,
4. Воспитывать интерес к народно-прикладному искусству и традициям русского народа, чувство гордости за сою страну и уважение к труду народных мастеров.
5. Активизировать речь словами: завиток, травка, ягодки, осочки.
Предварительная работа.
Познавательные беседы о народном декоративно-прикладном искусстве.
Рассматривание наглядно - дидактического пособия «Хохлома», изделий.
Рисование элементов хохломского узора.
Чтение художественной литературы, заучивание стихотворений.
Демонстрационный, раздаточный материал и оборудование:
Хохломские изделия, коробка, расписанная хохломской росписью, наглядно-дидактическое пособие «Хохлома», заготовки-шаблоны хохломской посуды, кисти, тычок- ватная палочка, гуашь (красная, зеленая, черная, желтая, баночки с водой, салфетки, видеофильм, фоновая музыка.
Ход образовательной деятельности
1. Вводная часть (Звучит веселая народная музыка)
Психологическая разминка
Собирайся-ка, народ,
У нас ярмарка идет.
А на ярмарке что есть,
Вам всего не перечесть.
Птички, зайчики, вертушки,
Куклы, мишки, погремушки.
Всем игрушки продаем,
Всех на ярмарку зовем.
Воспитатель. Ребята, какие вы все красивые, нарядные! Мы встречаем ярмарку! А вот и наши коробейники!
Богдан: Эй, честные господа! К нам пожалуйте сюда!
Как у нас ли тары – бары, хохломские есть товары!
Гости дорогие, подходите, поглядите,
Товары выбирайте, а понравится – разбирайте,
Для красы и для души!
Поварёшки, чашки, ложки и диковины – ковши!
Роспись Хохломская, словно колдовская,
В сказочную песню просится сама.
И нигде на свете, нет таких соцветий,
Всех чудесней наша Хохлома!
Алмас: На мой товар полюбуйтесь,
Только не торгуйтесь
Ложки золочёные,
Узоры кручёные.
Хочешь щи ими хлебай,
А хочешь музыку играй.
Дамир: Принесли мы вам посуду
Здесь ни глина, ни фарфор,
А чудесных рук творенье
Посмотри, какой декор!
Здесь посуда знатная
Складная да ладная
Она повсюду славится,
Она и вам понравится
Воспитатель: Ребята, посмотрите, нам коробейники принесли не только свой товар, но и красивую коробку (коробка украшена хохломской росписью). Давайте посмотрим, что в ней? Дети, посмотрите, в коробке есть послание: «Здравствуйте, ребята! Обращаемся к вам с просьбой: мы получили большой заказ - изготовить изделия, а у нас много работы, мы одни не успеваем. Не поможете ли нам?» Хохломские мастера.
Что делать? Вы хотели бы попробовать себя в качестве мастеров и расписать товары?
А вы что-нибудь знаете о хохломской росписи. Как ее используют? (для росписи изделий). Молодцы! Давайте больше о ней узнаем. Садитесь на стулья послушайте и посмотрите.
Основная часть
Воспитатель (выставка изделий) Посмотрите, сколько здесь замечательных красивых вещей. Вы уже многие из них видели в нашем музее «Золотая хохлома». Все это создано руками мастеров. Какие изделия вы видите? (ложки, чаши, тарелки, бокалы)
Есть сказка, как возникла хохлома. О ней нам поведают наши ребята.
Ксюша: Существует легенда об искусном мастере - резчик по дереву. Делал он чашки ложки, ковши да плошки. Кашу варил, из тех плошек ее ел да не жалел каши для птиц в саду и кормил их. Как то прилетела к нему в сад сказочная птица- жар, золотое перо. Поклевала каши, а улетая, задела крылом посуду и стала она золотой.
Настя: Это, конечно, сказка. Но когда смотришь на эти изделия, кажется, что тут сказочная птица постаралась. Слава об этой посуде и до Москвы дошла, и дальше по всему миру пошла. Под Нижним Новгородом, находится село с весёлым названием Хохлома. В Хохломе посуду делали из мягких пород деревьев (липы, берёзы, ольхи). Потому и называется эта посуда хохломской.
Кира: Удивляя, прорастая,
Как-то празднично жива
Молодая, непростая,
Черно-красная трава.
Листья реют, не редея
От дыхания зимы:
Входим в царство Берендея –
В мир волшебной Хохломы.
Воспитатель: Молодцы, хорошо рассказали. Посмотрите, дети, какие яркие изделия! А как же они становятся такими красивыми? Как вы думаете, трудно ли изготовить такую посуду? Давайте с вами посмотрим видеофильм, как делают такие изделия.
(Видеофильм о хохломе).
Воспитатель: Видите, ребята, какой это долгий и кропотливый труд по созданию такой красоты.
Воспитатель: Какое настроение создает хохломская роспись?
Дети: Радостное, веселое.
Воспитатель: Такая раскрашенная посуда создает вокруг себя праздник.
(показать изделия и задать вопросы)
Воспитатель: Какой цвет используют мастера для фона? (красный, жёлтый, чёрный)
Назовите элементы узора в хохломской росписи? (завиток, травинка, капельки, листочки, кустики, осочки, ягодки)
А какие ягоды рисуют умельцы? (малина, земляника, смородина, рябина, крыжовник).
Сейчас мы с вами поиграем. Я буду показывать вам различные элементы хохломской росписи, а вы должны будете правильно их называть.
Игра «Угадай-ка»
Воспитатель: Ребята, мы на ярмарке! Здесь не только торгуют, показывают свои товары. На ярмарке играют, поют, развлекаются.
Приглашаю детвору
На весёлую игру,
А кого не примем
За уши поднимем.
Уши уйдут красные.
До того прекрасные.
(Звучит музыка. Воспитатель берёт в руки кольцо, к которому прикреплены яркие ленты. Дети берутся за ленты).
Еле - еле, еле – еле,
Закружились карусели,
А потом, потом, потом
Всё бегом, бегом, бегом.
Тише, тише, не спешите,
Карусель остановите.
Раз - два, раз - два -
Вот и кончилась игра.
Воспитатель: Ну вот поиграли, а сейчас давайте, мы станем молодыми мастерами хохломской росписи. Пойдемте в нашу художественную мастерскую. И распишем изделия, которые прислали на мастера.
Ребята, раньше хохломской росписью расписывали только посуду. А сейчас, посмотрите,(презентация "Хохлома в наши дни") и машины, и клавиатуру, и фантики от конфет… Вот и мы сегодня с вами распишем медальон. Прежде чем начать расписывать его, давайте вспомним, как будем выполнять работу.
Объяснение воспитателя:
Работу нужно начинать с фона изделия, дальше изобразим завиток, изогнутую веточку. Почему? (Завиток – главный элемент хохломской росписи, потому, что на нём рисуют все остальные элементы).
Потом нарисуем крупные элементы: ягоды, листья. Затем – мелкие элементы: капельки, травку, завитки и т. д.
Как нужно рисовать травку и завитки? (Концом тонкой кисти, чередуя цвета).
Что мы можем использовать для рисования ягод? (Кисть, тычок).
Какие цвета будете использовать? (Красный, чёрный, зелёный, желтый).
У каждого из вас есть шаблон медальона. Давайте его разукрасим и сделаем хохломским. Каждый из вас сам придумает свой хохломской узор.
Воспитатель: Теперь, юные мастера, можете смело приступать к работе!
(Звучит музыка. Самостоятельная деятельность. Детям оказывается необходимая помощь в индивидуальном порядке).
Заключительная часть
Воспитатель:
Ребята, а давайте устроим выставку ваших работ.
Посмотрите, какие получились замечательные медальоны. Вы настоящие мастера!
Кому мы сегодня помогали?
А как мы им помогли?
Ребята, понравилось вам быть мастерами?
Какие элементы хохломской росписи использовали?
Что оказалось самым трудным для вас?
Воспитатель: Когда наши работы немного высохнут, мы их отправим мастерам. А некоторые оставим в нашем музее «Золотая хохлома». Нужно пополнять экспонатами музей, он же действующий. Все очень хорошо трудились. Всем спасибо!
Воспитатель: Следующий раз мы отправимся с вами на ярмарку и познакомимся с изделиями других народных мастеров и ремесленников.
Солнце закатилось,
Наша ярмарка
Ладно завершилась.
Мы друг другу на прощанье
Скажем дружно: «До свиданья!»