Милана Шамхалова
Конспект занятия «Знакомство с русской избой и печью» (вторая младшая группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия «Знакомство с русской избой и печью»
(вторая младшая группа)
Образовательные задачи:
способствовать формированию представления о жилище русского народа, избе, через предметы старинного русского быта
познакомить с предметами старинной кухонной утвари: чугунок, ухват
Темочки:
- Быт и народные традиции, предметы старины
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Младшая группа
- Народный быт. Конспекты
- Русская изба
- Русская изба. Конспекты занятий
- Русская печь, печка
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2023
закреплять правила безопасности при обращении с горячими предметами
Развивающие задачи:
продолжать развивать мелкую моторику рук.
Воспитательные задачи:
воспитывать бережное отношение к старинным вещам, интерес к малым фольклорным формам: потешкам, загадкам.
Предварительная работа:
рассматривание пшена, гороха, фасоли
беседа о пользе каши.
чтение р. н. сказок: «Колобок», Гуси-лебеди».
лепка «Колобок».».
Материал и оборудование:
Макет русской печи; кухонная утварь: чугунок, ухват, дрова; иллюстрации с изображением печи; миски с крупами (горох, фасоль, пшено в одной миске) на каждого ребёнка, пустые миски на каждого ребёнка; иллюстрации к сказкам с изображением русской печи («Гуси-лебеди», «По щучьему велению, «Колобок», «Волк и семеро козлят»).
Ход занятия.
Воспитатель. Сегодня я предлагаю вам отправиться в путешествие в далекое прошлое, когда люди жили в деревянных домах, в которых не было воды, батарей отопления и даже света. Назывались они избами. Давайте заглянем в такую избу и посмотрим, как в доме все устроено.
(Хозяйка встречает детей в национальной русской одежде.)
Хозяйка. Здравствуйте, здравствуйте, детушки! В гости ко мне пришли? Заходите, заходите в мой дом, я в нем хозяюшка – бабушка Варварушка. Гостям в нашей избе всегда рада. Рассаживайтесь поудобнее. Сядем рядком-поговорим ладком.
Как уютно в моей избе!
Спозаранку печка топится,
Котик лапкой умывается,
Вам, ребята, здесь нравится?
(руками обводит убранство русской избы)
- Вы, посидите, отдохните, да послушайте загадку.
- Барыня-сударыня толста и бела, щей да каши наварила, пирогов напекла. (Печь)
Хозяйка. Ребята, а кто-нибудь из вас видел настоящую печь? (Ответы детей.)
- Посмотрите, какая у меня печь стоит. Печь в русской избе самое главное. Без печи изба — не изба.
- Как вы думаете, для чего в деревенской избе ставили печь? (Ею отапливали избу, в ней готовили.)
- В старину печка была самая главная в доме, она и накормит, и обогреет.
- А чем же топили печь? (Дровами).
- У моей печи лежат дрова?
- Да, вот они (показывает). Дрова закладывали не у края, а в самой глубине печи. В печи грели воду, варили щи да кашу, пекли хлеб, пироги. А ещё печь служила для сушки одежды, валенок, рукавичек после зимних прогулок.
- На печи даже спали. Вот это место называется лежанка. После того, как печь истопили, лежанка становилась тёплой. На печке, да под печкой, да около печки любили погреться многие животные
- Кто свернулся клубочком на моей печи? (Кошка)
- Печь держали в чистоте и ласково называли ее Матушкой. Если голоден — печка-матушка щами и кашей угостит, если замерз на морозе, прислонись к ней – будет жарко.
- Послушайте, какие слова ей говорили:
Ой, ты печка-сударыня,
Помоги нам, боярыня,
Ты свари, испеки,
Обогрей, освети,
Полечи и спаси,
В дом богатство неси!
Хозяйка. Дети, а ваши мамы в чем варят щи и кашу? (Ответы детей)
- Давным-давно в старину кастрюль не было у людей. Еду варили вот в такой посуде, которая называется чугунок (показывает). У чугуна горлышко шире, чем дно, а бока самые широкие. Чтобы приготовить еду, чугунок ставили в печь на горящие угли. Использовали для этого вот этот предмет – ухват (хозяйка берет чугунок ухватом и ставит его в устье печи). С помощью ухвата и доставали чугунок, чтобы не обжечься.
- Чем я поставила чугунок в печь? (ухватом).
- Что я поставила в печь с помощью ухвата? (чугунок).
- А ваши мамы, бабушки чем пользуются, когда берут горячие кастрюли с плиты? (прихватками, полотенцем).
- С огнем и горячими предметами надо быть осторожными!
Хозяйка. Ой, ребята, пока мы с вами разговаривали, кот Васька созорничал, рассыпал банки с крупой и все крупы перемешались! А я ведь в печи собиралась кашу варить пшенную. Поможете мне? (Ответы детей)
- Спасибо, ребята! А чтобы дело у нас побыстрее спорилось, давайте разомнем пальчики (проводится пальчиковая гимнастика).
Маша каши наварила,
Маша кашей всех кормила.
Положила Маша кашу
Кошке-в чашку,
Жучке-в плошку,
А коту-в большую ложку.
В миску-курице, цыпляткам
И к корытце поросятам.
Всю посуду заняла,
Все до крошки раздала.
- А вы знаете, как выглядит пшено? (Ответы детей)
- Посмотрите в мисочки и опишите пшено. Какое оно?
- А что за крупа ещё оказалась в миске? (Фасоль, горох).
- Пшено оставляем в миске, а вот горох и фасоль выбираем и кладём в другую миску.
(Дети выполняют практическую работу по сортировке круп.)
Хозяйка. Какие, ребятки, вы молодцы. Как ловко вы справились с заданием. Спасибо за помощь. Теперь я смогу наварить пшенной каши.
- Ребята, а вы сказки любите читать? Я тут приготовила для вас иллюстрации, на которых есть печь-матушка. Ну-ка, попробуйте отгадать, из каких они сказок? (Показывает иллюстрацию — дети называют сказку).
Воспитатель. Ребята, нам пора возвращаться в группу. Скажем бабушке Варварушке «спасибо» за гостеприимство и попрощаемся. До новых встреч!
Обобщающая беседа хозяйки по вопросам:
- Где мы сегодня побывали?
- С чем познакомились?
- Как называют русскую печку?
- Почему её так называют?
- Что вам больше вам запомнилось в избе у бабушки Варварушки?
- Трудно было сортировать крупу?