Булютина Наталья
Конспект занятия «Знакомство с русским народным костюмом» в подготовительной группе
Цели: знакомство с русским народным костюмом, его элементами и
Задачи:
• Познакомить детей с русским народным костюмом, его особенностями; подчеркнуть основное назначение одежды – беречь человека, предохранять от болезней и неприятностей.
• Воспитывать интерес к жизни предков, уважение к ним.
• Воспитывать чувство любви к Родине, гордости за свой народ.
• Активизировать словарь детей: понева, рубаха, сарафан, кокошник, порты. Обогатить словарный запас новыми словами: оберег, кичка, душегреи.
Предварительная работа: знакомство детей с жилищем русского человека-избой, с традициями гостеприимства, с особенностями русского народного костюма; разучивание пословиц, хороводов.
Методические приемы: сюрпризный момент, беседа, ряжение, рассказ воспитателя, рассматривание одежды, вопросы, динамическая пауза.
Ход занятия
Ребята, Давайте поговорим с вами сегодня о нашей стране России, ее народах и культуре, традициях. А какое полное название нашей страны? Какой город является столицей нашей России? В каком городе живем мы с вами? Как называют людей, которые живут в России?
-Ребята, вы большие молодцы. Представляете, я сегодня нашла книгу неизвестного автора, она без обложки: вы хотите узнать, что там?
. Очень интересно узнать, что же там внутри. Ребята, тут что-то есть, как же интересно (достаются картинки, вешаются на стену).
Какие красивые костюмы представлены на картинках.
- Ребята, давайте повторим, как называется страна, в которой мы живем?
(Россия)
Верно. так вот Россия, очень большая страна и она многонациональна.
Каждая страна, каждая национальность, отличается от других своей культурой и промыслами, видами деятельности.
Наша Нижегородская область знаменита такими видами промыслов как городецкая роспись, хохломская роспись, Гжель, дымковская игрушка. Элементы промыслов отражались в предметах жизнедеятельности народа как: посуде, музыкальных инструментах, мебели, игрушках и национальных костюмах.
Давайте рассмотрим узоры. Какие основные цвета используются в хохломской росписи? В гжельской? Какие основные элементы отражаются в городецкой росписи? кого на них мы можем увидеть?
-Молодцы, вернемся к национальным костюмам. Вы можете видеть их на доске. Так вот, На Руси национальный костюм имел свои отличия в зависимости от места жительства и делился на повседневный и праздничный. По национальной одежде можно было понять, откуда человек родом, чем он занимается.
Посмотрите, какие картинки прислал нам музей, давайте получше их рассмотрим.
- Чем отличалась мужская одежда от женской?
Характеристика одежды. Основными атрибутами русского женского костюма были: рубаха, сарафан, передник, лапти. Рубаха – главная часть русского народного костюма. Эта длинная, ниже колен, одежда. Рубаху красиво украшали вышивкой. Поверх рубахи надевали сарафан и передник. На голову платок или кокошник. Самой распространенной обувью были плетеные лапти.
Основой мужского костюма тоже была рубаха. Она доходила до колен и имела разрез посередине или сбоку. Рубаху носили на выпуск и подпоясывали кушаком или пояском. Обязательной частью мужского костюма были широкие, длинные штаны – порты. Порты заправляли в сапоги, или их обертывали онучами (узкие длинные куски ткани) и поверх одевали лапти.
Вы заметили сколько узоров на одежде? (Показывать на виды росписи и называть ее на рубашке, сарафане). Как называется роспись с такими узорами?
- Как вы думаете, ребята, каким национальным музыкальным инструментом знаменита Россия на котором до сих пор играют?
-Балалайка, правильно. (включается музыка, на одной из картинок указывается балалайка, показывается если есть в наличии). Даже на балалайке люди рисовали узоры.
А сейчас давайте представим, что мы оказались на русской пляске. Но для этого нам нужно иметь хорошую физическую подготовку. Поэтому давайте встанем так, чтобы не мешать своему соседу и не стукнуться об парту. Повторяем за мной. (ПЕСНЯ). Молодцы, садитесь.
- Давайте повторим, какие виды промыслов есть в нашей области? (Помогать и показывать картинки). Какие основные атрибуты мужской национальной одежды вы узнали? А женской?
-Молодцы. Как вы думаете, когда в наше время мы наряжаемся в национальные костюмы?
Что вам больше всего запомнилось? Какой костюм? Вы все большие молодцы. Какая у вас хорошая память. Спасибо за занятие.