Любовь Владимировна Волкова
Конспект занятия по знакомству с жанром пейзажа
▼ Скачать + Заказать документы
Цель. Закрепить у детей представления о новом жанре живописи «пейзаж» и средств выразительности, вызвать эмоциональный отклик на настроение живописных полотен.
Задачи:
Образовательные. Уточнить и закрепить знания у детей о мире искусства, его видах, о том, кто создает произведения искусства. Учить использовать полученные знания в собственном творчестве.
Развивающие. Особое внимание уделить развитию у детей эмоциональной отзывчивости на произведения искусства, использованию в речи искусствоведческих терминов.
Публикация «Конспект занятия по знакомству с жанром пейзажа» размещена в разделах
Воспитывающие. Воспитывать у детей интерес, любовь к искусству, желание всматриваться в произведения искусства, соотносить увиденное с личным опытом.
Словарная работа: репродукция, оригинал, экскурсовод, риза, пропасть, величавая.
Материал. Репродукции картин изображающие разные виды живописи: пейзажа, портрета, скульптуры, натюрморта,
наборы мелких картинок с изображением живой природы.
Предварительная работа. Знакомство с миром искусства, прослушивание музыкальных отрывков, чтение и разучивание стихов,
Рассматривание и изучение картин известных художников: «Золотая осень» Левитана. «Первый снег», «Февральская лазурь» И. Грабарь. И. Шишкин «На севере диком» и др.
Дидактические и художественно – развивающие игры: «путешествие в мир искусства», «придумаем натюрморт», «весёлое рисование».
Воспитатель: - Дети, сегодня мы поговорим о живописи. А как вы думаете, почему она так называется? (Ответы детей). Да, картины написаны так, словно перед нами живой мир: люди, животные, природа, какие-то события, которые удивили художника, вызвали его интерес. В этих картинах художник как бы остановил время, в них запечатлена его память о том, что он видел. Работая над картиной, художник оставляет в ней частичку своей души, своего сердца. Но картины открывают свои тайны не всем, а только тем, кто внимательно смотрит. О чём пишут художники?
Медленно открываются двери, и перед глазами детей картины замечательных и художников. Воспитатель предлагает совершить экскурсию по импровизированному залу картинной галереи и отыскать в нём натюрморты, пейзажи, портреты.
Детям предлагается внимательно посмотреть на картины, постоять у понравившихся, полюбоваться ими. Воспитатель в это время подходит то к одной группе детей, то к другой, включаясь в разговор по поводу картин. Дети рассматривают картины, делятся впечатлениями.
Воспитатель: - Дети, мы с вами уже знаем, что живопись это один из видов изобразительного искусства. Познакомились с жанрами живописи : пейзаж, портрет и натюрморт. Вы помните это?
Дети: - Да! Воспитатель:- А я забыла, и не могу разделить картины на жанры, мне нужна ваша помощь. Поможете мне? Дети: - Да!
На планшетах три таблички с надписями «натюрморт», «пейзаж», «портрет». Воспитатель предлагает внимательно рассмотреть картины и разобрать их по жанрам к надписям.
Проводится игра «соревнование». Для этого дети делятся на три команды, каждая команда имеет название: «пейзаж», «натюрморт», «портрет». Командам даётся задание найти картины заданного им жанра, чья команда быстрее поместит картины на планшетах под названием.
Воспитатель. - А вот группа картин изображающих природу. Как называется этот жанр живописи? Дети. - Пейзаж. Воспитатель. – Про что художники здесь хотят нам рассказать? Дети. – Про природу. Воспитатель. - Да, про красоту нашей родной природы. От небольшого уголка леса, поля до величавых просторов, разнообразие её состояний: утро, вечер, ночь, закат, рассвет, полдень, осень, зиму и т. д. И здесь художники передают настроение, состояние – то, что происходит в душе человека, когда он видит солнце, ощущает холодный ветер и дождь, когда попадают в грозу, снегопад. С помощью цвета, красок каждый художник передаёт своё отношение к увиденному. И мы, глядя на ту или иную картину, начинаем ощущать те же чувства.
Физминутка.
Ветер дует нам в лицо. (Машут руками на лицо).
Закачалось деревцо. (Качаются из стороны в сторону).
Ветер тише, тише, тише. (Приседая, машут руками вверх- вниз).
Деревцо всё выше, выше. (Тянутся вверх).
Воспитатель читает стихотворение М. Ю. Лермонтова «На севере диком»
На севере диком стоит одиноко На голой вершине сосна И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим Одета, как ризой она. И снится ей все, что в пустыне далекой, В том крае, где солнца восход, Одна и грустна на утесе горючем Прекрасная пальма растет.
Затем воспитатель обращает внимание детей на картину И. И. Шишкина «На севере диком» (1891 Холст, масло. 161 118 см.)
-Дети, когда И. И. Шишкин прочитал стихотворения М. Ю. Лермонтова, он решил написать по стихотворению картину «На севере диком». Назвав эту картину первой строчкой из известного стихотворения Лермонтова, Шишкин недвусмысленно указал на её источник. Это художественное произведение было выбрано Шишкиным для иллюстрации собрания сочинений, которое готовилось к выпуску в свет и приурочивалось к 50-летию со дня гибели поэта. Так же, как и в стихотворении Лермонтова, в картине мощно звучит тема одиночества. На неприступной голой скале, посреди кромешной тьмы, льда и снега, стоит одинокая сосна. Луна освещает мрачное ущелье и бесконечную даль, покрытую снегом. Кажется, в этом царстве холода нет больше ничего живого. Но наперекор морозам, снегам и ветрам дерево живет.
Вопросы детям:
- Какие картины этого художника вы уже знаете? - Как вы понимаете выражение «север дикий»? (Риза, величавая) - Посмотрите, какая сосна на картине? - Какими словами М. Ю. Лермонтов описал ее убранство? - Какими словами можно сказать о небе, о снеге? - Какие чувства вызывает у вас эта картина?
Воспитатель предлагает детям войти в картину, осмотреться, рассказать всем об увиденном, вызывает 2-3 детей.
Воспитатель. - Опиши свои впечатления. (Что ты чувствуешь? : холод, мороз, страх).
Рассказ воспитателя по картине.
«Художник И. И. Шишкин изобразил пейзаж, который он назвал «На севере диком». Эта картина навеяна настроением от прочтения стихотворения М. Ю. Лермонтова.
На переднем плане – величавая сосна, которая поражает зрителя своим великолепием. Странная, одинокая красавица на обрыве принарядилась в богатые, пышные одежды. Она горда и не преступна. Пушистый, рыхлый, розоватый снег покрывает горные вершины.
На втором плане – глубокая ужасающая тьмой пропасть и ночное сине-зеленое небо, на котором повисли облака, похожие на бесформенные куски ваты. Лишь одинокая луна нарушает покой неприступной красавицы.
Анализ занятия.
Воспитатель:
- Дети о чем, мы сегодня говорили на занятии? - Что интересного вам запомнилось?