Ольга Бердникова
Конспект занятия «Железное кружево на улицах города»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Железное кружево Абакана»
Цель: знакомство с искусством города.
Задачи:
продолжать формировать представления детей об искусстве города (чугунные ограды, ворота и т. д.);
развивать умение видеть тонкость работы, композиционное решение, ритмичность, декоративность узора;
закрепить знания детьми видов орнамента: геометрический, растительный;
развивать умение самостоятельно определять вид орнамента, творческое воображение, художественный вкус;
Публикация «Конспект занятия „Железное кружево на улицах города“» размещена в разделах
вызвать у детей эмоциональный отклик на «железное кружево», желание всматриваться в него,
воспитывать чувство гордости и уважения к мастерам-кузнецам.
Материалы: фотографии чугунных орнаментов; мультимедиа; чёрная бумага, клей, ножницы, белая бумага, карандаши, восковые мелки.
Ход занятия:
Воспитатель показывает детям плетёную салфетку.
- Ребята, вы знаете, что это?
- Давайте рассмотрим, как сплетено кружево, из каких элементов состоит.
- А на улицах города мы можем увидеть такую красоту? Где?
Знакомство с «чугунным кружевом»
- Сегодня я приглашаю вас на прогулку по городу Абакану. (Показ слайдов)
- Знаете ли вы, что это?
- Что общего между кружевами и чугунными решётками?
- Проехать по нашим улицам одно удовольствие : осенние деревья,
красивые дома и аккуратные решётки. Кажется, что вдоль бульваров вьётся длинная лента чугунных кружев : то широкие, то узкие, то пышные, то строгие. И окрашены они в чёрный цвет. Черные узоры решёток особенно красиво смотрятся зимой, когда белоснежный фон подчёркивает красоту и изысканность чугунного рисунка.
Знакомство с профессией кузнеца
- Вы знаете, кто делает чугунное кружево и как?
Кузнечное дело - одно из древнейших ремёсел на земле.
Железо - грубый, неподатливый материал, но при сильном нагревании становится пластичным. Мастер-кузнец ковал, закручивая самые удивительные узоры. Называли таких мастеров ковалями. Работа у них очень сложная: сначала выковывались длинные прутья, потом прутья раскалялись на огне, становились мягкими, и их можно было согнуть, придать им любую форму.
- Как вы думаете, всегда ли были такие красивые, сложные узоры?
Вначале ограды были похожи на обычный деревянный забор и состояли только из прутьев, скреплённых вместе. Потом прутьям стали придавать форму копья с острым наконечником наверху. Казалось, что богатыри стояли на страже. Затем расстояния между прутьями стали увеличивать и вплетать между ними узор. Мы с вами знаем, что мастера издавна все свои изделия старались так украсить, чтобы они радовали глаз, были нарядными. Так каждый мастер-коваль делал свой очень красивый узор, непохожий на другие.
- Полюбуемся творениями чугунных мастеров-кузнецов, рассмотрим эти чугунные кружева (фотографии).
- Из каких элементов состоит узор?
- Узоры чугунных решё ток можно разделить на два вида: строгие, геометрические и растительные. В геометрических узорах можно увидеть кольца, дуги овалы круги, ромбы и квадраты, а растительные узоры включают в себя завитки, цветы, листья. Часто в узор вплетались изображения сказочных животных и людей (кони, львы, русалка). На всех чугунных решётках узор ритмический. Это значит, что один элемент повторяется много раз.
Каждый элемент узора коваль должен прикрепить к основе. Чугунным прутьям, иначе он не будет держаться.
Растительные узоры удивительно разнообразны, нарядны и напоминают кружева. Их так и называют - «чугунное кружево»
Игра «Определи вид орнамента»
Цель: закрепление умения определять вид орнамента по характерным элементам.
(Детям предлагаются различные образцы чугунных решёток, оград)
- Давайте посмотрим внимательно на образцы решёток и определим, какой (геометрический или растительный) орнамент.
- Почему решётки можно сравнить с кружевом?
Много выдумки проявляли кузнецы при украшении ворот, оград, балконов. Посмотрите на кованые гирлянды из ветвей и листьев. Они плавно закручиваются навстречу друг другу. У ворот две половинки, узоры одинаковые, но они «смотрят» друг на друга. Они симметричные.
- Давайте определим место в городе, где есть эти чугунные узоры: ворота, ограды, балконы (показ слайдов).
- Люди, проходя мимо, удивляются красоте узора да умению мастеров. Узор легкий, праздничный, как будто невидимый волшебник превратил живые букеты цветов в чугунное кружево.
- Этот узор не такой нарядный. Он более строгий, торжественный, здесь нет цветов и листьев, но он тоже красивый - крупные завитки причудливо переплетаются друг другом, образуя сложный, благородный узор.
- Почему такой узор мы называем декоративным?
Практическая работа.
- Ребята, а вы хотите, чтобы у нашего детского сада были такие красивые кружевные ворота?
- Давайте сделаем эскизы и передадим мастерам.
(Детям предлагается разнообразный материал для изготовления эскизов)
Выполнение работы детьми по подгруппам.
Выставка – презентация эскизов
Каждая подгруппа презентует свой эскиз, аргументирует выбор орнамента.
- Сегодня мы с вами увидели настоящее чудо - чугунное кружево в нашем городе.