Ольга Чижова
Конспект занятия «Жаворонки прилетели»
▼ Скачать
Ребята! Возмитесь за руки и представьте, что на нас солнышко льет свои теплые лучики, под ними мы все становимся добрее, умнее и внимательнее. Почувствуйте это тепло. А теперь мысленно пошлите свои лучики друг другу, и улыбнитесь.
Если снег везде растаял,
День становится длинней,
Если все зазеленело,
И в полях звенит ручей,
Если солнце ярче светит,
Если птицам не до сна,
Если стал теплее ветер,
Значит к нам пришла весна….
Вот и закончилась холодная зима, пришла к нам красавица Весна. А вы знаете, что бывает не одна весна, а целых три? Какие они и как называются?
Назовите первые признаки весны?
Публикация «Конспект занятия „Жаворонки прилетели“» размещена в разделах
Март – первый месяц весны, Весна света. День стал длиннее, солнце ярко светит, греет сильнее.
Апрель - второй месяц весны, Весна воды. Тает снег, бегут ручьи, на реках ледоход.
Май - последний весенний месяц, Весна зелёной травы. На деревьях распускаются листья, появляется зелёная травка, расцветают цветы.
Снег тает, ручьи бегут, птицы прилетают, животные просыпаются, оживает природа и т. д.
Основная часть:
Весна принесла и свои весенние праздники. Сегодня у нас праздник «Сороки». Вот послушайте про это сказку. (достает книгу сказок). Сказку слушайте, да прикидывайте, что в ней правда, а что вымысел.
В некотором царстве, в некотором государстве жила – была Весна - Красна. Всем люба была за своё веселье да трудолюбие. Да и она тех, кто работать любил, земле – матушке поклонялся, щедро одаривала. Но вот однажды захватил весёлую хлопотунью в плен злой Вьюговей, стало на земле холодно и голодно, невесело; звери в норы забрались, птицы в гнёздах съёжились. Задумались люди, что делать, кого Весне – Красне на помощь послать? Самим идти – дороги не ведают, медведя послать, он все тропинки в дремучих лесах знает, тот ещё не проснулся. Приуныли. Но пришла помощь откуда не ждали. Налетела откуда ни возьмись птичья стая: «Мы везде летаем, всё знаем, всё видим – вернём Весну – Красну. А вы встречайте нас через двадцать седмиц, три дня и три ночи, потому что путь неблизкий и трудный. С этими словами и улетели сорок птиц из разных стай. А сейчас уже и назначенный ими срок подходит: пора к встрече готовиться. А вы готовы к ней? (Да). Ещё с давних времён повелось, чтобы птицы с дороги не сбились, их весной закликали. Дети,Предлагаю и нам покликать их. Я буду проговаривать слова заклички, а вы за мной повторяйте. (Встаем около стульчиков)
Закличка:
Ах грач на горе – (показ руками горы над головой)
Знать, весна на дворе! (разводят руками в стороны и отпускают)
Холод-стужу напустила,
Ручки-ножки познобила! (дальше слова продолжить… перечисление птиц)
Вот сколько птичек-целая стайка! Слетелись к нам весенние песни распевать. Здравствуйте, птицы! Здравствуй Весна-красна!
Ребята,слышите как птицы радостно щебечут? давайте послушаем пение птиц (включается запись с голосами птиц. Воспитатель называет птицу,) . А это поет жаворонок…
В давние времена люди больше всего любили звонкого певца-жаворонка, который своими переливчатыми трелями заставлял природу пробудить от зимнего сна. В каждом доме все хозяйки со своими детками пекли из теста вкусные, ароматные булочки особой формы, похожие на птичек-жаворонков. Дети с «жаворонками в руках с криком, звонким смехом, радостно бежали кликать весну.
И я вам, дети, предлагаю слепить жаворонков.
Занимайте места за столами. Сейчас мы с вами будем лепить птиц-жаворонков из теста. (надевайте фартучки,нарукавники)
Но перед началом работы мы с вами пальчики разомнем
Пальчиковая игра «Десять птичек – стайка».
Пой – ка, подпевай – ка:
Десять птичек стайка. (Сжимают и разжимают пальцы рук)
Эта птичка – соловей,
Эта птичка – воробей,
Эта птичка – совушка,
Сонная головушка.
Эта птичка – свиристель,
Эта птичка – коростель,
Эта птичка – скворушка,
Серенькое пёрышко.
Эта – зяблик.
Эта – стриж.
Эта – развесёлый чиж.
Ну, а эта – злой орлан. (Поочерёдно загибают пальчики)
Птички, птички по домам. (прячут руки за спину)
Я с утра тесто замесила и оно как раз подошло.
Потрогайте его какое оно получилось мягкое, пластичное
Делаем по образцу:
1)Раскатываем из теста длинную колбаску
2)Концы колбаски складываем как бы в круг.
3)Один конец вставляем в середину круга и затягиваем
4)Вытягиваем клюв
5)ножом делаем хвост
6)А что бы совсем стало похоже на птичку, сделаем им глазки. Их мы сделаем из изюма. Я приготовила вам много кондитерских украшений и вы можете украсить птичку по своему желанию, ведь у нас праздник птиц! А еще был такой обычай класть в хвост птички «сюрприз» (денежку, зернышко, (надо найти….) Люди верили, что если попадется денежка- будут богатыми, зернышко- будет большое хозяйство (надо найти….).
Выбирайте и вы для своих жаворонков сюрприз.
Вот какие красивые жаворонки у нас получилась! теперь положим их на противень, а потом отнесем их на кухню и попросим повара их испечь.
Хозяйки всегда старались испечь жаворонок с растопыренными крылышками для того, чтобы их отдавать детям. А отдавая говорили: «Жаворонки прилетели на головку сели», тем самым благословляли детей на здоровье.
Я тоже для вас испекла жаворонков. (раздает детям).
Детки давайте возьмем своих жаворонок в ладони, поднимем руки вверх и споем нашим жаворонкам закличку :
Жаворонки прилетите,
Студену зиму унесите,
Теплу весну принесите:
Зима нам надоела,
Весь хлеб у нас поела.
Дети в хвост жаворонка я тоже положила вам сюрприз. Хвостик отламайте и сюрприз мой доставайте!
Слайды к сказке.
Заключительная часть Дети скажите пожалуйста, что интересного вы сегодня узнали?
А что вам больше всего понравилось и запомнилось?
Мне тоже было с вами очень интересно работать. Я надеюсь, что об этой замечательной традиции вы расскажите своим близким и друзьям и будете ее продолжать каждую весну.
А гостей мы тоже угостим жаворонками с сюрпризам. (Угощают).уходят.
Давайте полюбуемся вашими жаворонками-веснянками, они получились очень красивые! Мне очень нравятся!
Ребята, скажите, пожалуйста, куда же мы сейчас отнесём ваших жаворонков-веснянок?
Конечно ребята, к повару, попросим её испечь ваших удивительных пташек.
Ребята, вам понравилось лепить жаворонок? Ответы детей.