Анна Шмел
Конспект занятия «Зачем учиться в школе?»
▼ Скачать + Заказать документы
Зачем учиться в школе?
Цель: Сформировать понимание того, что успех в учении зависит от самих учащихся, от их желания учиться и осваивать знания.
Задачи:
1. Учить анализировать свою учебную деятельность, делать правильные выводы.
2. Повышать мотивацию улучшить учебные достижения, обучать детей приемам самоанализа и самооценки.
3. Воспитывать потребность в учении, убедить в необходимости знаний.
Коррекционная цель:
обучить навыкам позитивного настроя на внимательность и сосредоточенность.
На доске надпись:
Публикация «Конспект занятия „Зачем учиться в школе?“» размещена в разделах
«Учиться — всегда пригодится»
Психолог:
Ребята, основным и главным вашим занятием сейчас является– учеба. Для чего школа?
Ответы обучающихся.
Обучением занимаются учителя. Как происходить процесс обучения?
(ответы обучающихся)
Объясняют разные предметы,, интересно рассказывают, заставляют учащихся учиться. Спрашивают. Контролируют. Ставят оценки.
Психолог:
• Вы можете учиться хорошо или плохо.
• Вы можете слушать или не слушать учителей.
• Вы можете заставить себя преодолевать трудности.
• Вы можете дома дополнительно прочитать, поучить, повторить материал.
Психолог:
предположим, что кто-то из вас принял решение лучше учиться, и наверное задается вопросом: что нужно для того, чтобы лучше учиться и соответственно получать за знания хорошие оценки?
1. Умеете ли вы правильно распределять время?
2. Владеете ли вы приемами запоминания информации?
3. Можете ли вы себя контролировать?
И вот сегодня мы и поговорим о том, зачем нам нужно учиться и как учиться хорошо? Что помогает хорошо учиться?
Много примеров, когда самообразование и упорный труд изменяли жизнь многих людей. Вы можете в этом убедиться, познакомившись с биографиями и многих выдающихся учёных, изобретателей, исторических деятелей.
Ребята, что по-вашему мнению, важно для того, чтобы хорошо учиться? ( ответы детей: (слушать учителя, быть внимательным, дисциплинированным и ответственным, ежедневно делать уроки).
Чтобы разобраться в новой теме или в условиях задачи требуется сила воли.
Воля – это не только умение чего-то пожелать и добиться, но и умение заставить себя отказаться от чего-либо.
Необходимо помнить, что учение – это ежедневный труд. Изо дня в день нужно проявлять усердие, терпение, развивать способности к учёбе.
Психолог: основными качествами личности, составляющими основу умения учиться, являются воля, трудолюбие, способности.
Психолог: Как можно развивать волю?
Воля – это борьба между «ХОЧУ» и «НАДО».
Научиться думать – нелёгкая задача для ученика. Нежелание учиться, плохие отметки – часто происходит от того, что ученики ленятся и не желают учить уроки.
Самый главный враг в учении – это лень – лень помогает нам искать оправдания, такие, например:
«Учитель несправедлив ко мне, поэтому я не хочу учиться, ходить в школу", или
"Все равно я ничего не понимаю в задачах, зачем их решать".
Писатель Б. Заходер в стихотворении «Вредный кот»
рассказал, что может мешать учиться (выбираются ученики из класса) :
1 - й ученик: Вить, привет!
2-й ученик: Здорово, Вова!
1-й ученик: Как уроки?
2-й ученик: Не готовы…
Понимаешь, вредный кот заниматься не дает!
Только, было, сел за стол, слышу: «Мяу».
- Ты зачем пришел? Уходи! - кричу коту.
-Мне и так…невмоготу!
Видишь, занят я наукой, так что брось и не мяукай!
Он тогда залез на стул, притворился, что уснул.
Ну и ловко сделал вид- ведь совсем как будто спит!
Но меня же не обманешь. «А, ты спишь? Сейчас ты встанешь! Ты умен, и я умен!»
Раз его за хвост.
Психолог: Ребята, а кто кому мешал: кот мальчику или мальчик коту (ответы детей)
Вот так иногда мы отказываемся от волевого действия,
находя причины в других, оправдывая себя, а лень-то торжествует.
Что еще мешает нам хорошо учиться? (ответы детей) :
невнимательность, безответственность, несамостоятельность
Серёжа взял свою тетрадь – Решил учить уроки : Озёра начал повторять и горы на востоке. Но тут как раз пришёл монтёр,
Серёжа начал разговор о пробках, о подлодке.
Через минуту знал монтёр, как надо прыгать с лодки.
Но вдруг увидел он в окне, что двор сухой и чистый,
Что дождик кончился давно и вышли футболисты.
Он отложил свою тетрадь –
Озёра могут подождать.
Он был, конечно, вратарём,
Пришёл домой не скоро.
Часам, примерно, к четырём
Он вспомнил про озёра.
Но тут Алёша, младший брат,
Сломал Серёжин самокат.
Пришлось чинить два колеса на этом самокате.
Он с ним возился полчаса и прокатился кстати.
Но вот Серёжина тетрадь
В десятый раз открыта.
– Как много стали задавать! -вдруг он сказал сердито. –
сижу над книжкой до сих пор и всё не выучил озёр!
Психолог:
А что помешало Сереже выучить уроки? (ответы детей).
Психолог:
Для учёбы очень важно быть внимательным. Если быть внимательным, успех в учении вам обеспечен.
В армии командир отдает приказ, подчиненные становятся по стойке «Смирно». Почему нельзя слушать приказ развалившись, засунув руки в карманы?
Оказывается, поза очень связана с вниманием. Значит, если мы хотим быть внимательными на уроке, нужно соблюдать правила, которым нас учат в школе с первого класса : сядем прямо, соберемся, приготовимся слушать учителя.
Психолог:
Что еще мешает учиться?
Неорганизованность, неумение правильно распределять время для выполнения домашнего задания.
Из класса выбираются несколько обучающихся, выполняют задание у доски:
На доске нарисована лесенка,
на самой верхней ступени записывается САМОЕ ВАЖНОЕ, для чего учатся. На ступеньке ниже – менее важное, на следующей ступени – еще менее важное и так, пока не заполните все восемь ступенек. Игра «незаконченные предложения»
Психолог:
зачитывает начало предложения, а обучающиеся, как можно быстрее придумывают к нему продолжение.
1. Я думаю, что хороший ученик — это тот, кто…
2. Я думаю, что плохой ученик — это тот, кто…
3. Больше всего я люблю, когда учитель…
4. Мне всегда неинтересно, когда на уроках…
5. Если нам не задают домашнего задания, я…
.
Психолог: наше занятие помогло нам понять что мешает быть прилежными учениками, как распределять время для учебных занятий, как не лениться, зачем надо учиться.