ГАЛИНА ДЕРЯБИНА
Конспект занятия в разновозрастной группе старшего дошкольного возраста «Образ цветов в музыке, в поэзии, в легендах»
▼ Скачать + Заказать документы
Буканская средняя общеобразовательная школа филиал
муниципального казённого общеобразовательного учреждения
«Малобутырская средняя общеобразовательная школа»
Мамонтовского района Алтайского края. Дошкольная группа. Малокомплектный детский сад «Чебурашка»
Конспект занятия эстетической направленности разновозрастной группе старшего дошкольного возраста.
Публикация «Конспект занятия в разновозрастной группе старшего дошкольного возраста „Образ цветов в музыке, в поэзии, в легендах“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Старшая группа
- Цветы. Все о цветах
- Цветы. Конспекты занятий
- Темочки
(дети от 5-и до 7-и лет).
Тема: «Образ цветов в музыке, в поэзии, в легендах».
Составила: Воспитатель, музыкальный руководитель
Дерябина Галина Яковлевна
С. Буканское. 2022г.
Интеграция образовательных областей :
Познание, Речевое развитие, Художественно-эстетическое развитие.
Цель:
-Развивать музыкальный вкус, эстетическое отношение к окружающему миру.
-Показать детям как музыка связана с красотой растительного мира.
-Расширить представление о разнообразии цветов, о том, как музыка может передать красоту цветочного мира.
-Вызвать желание участвовать в импровизациях выполнения движений под музыку.
-Развивать инициативу, самостоятельность в создании музыкальных образов, находя наиболее выразительные средства воплощения.
-Развивать способность слушать музыку, передавать е настроение, характер, содержание.
Ход занятия.
Под звучание фонограммы «Звуки природы» дети заходят в группу и встают вокруг музыкального руководителя.
Муз. рук. Ребята, заходя в группу, вы слышали различные звуки. Может вы слышали их раньше? Каким одним словом можно назвать то, что вы слышали?
Дети: Звуки природы!
Муз. рук. Ребята, как часто мы с вами говорим о том, что нужно беречь природу, её животный и растительный мир. Люди, животные, птицы, растения. Все мы живем в одном общем доме под названием планета Земля. Я предлагаю всем взяться за руки. Мы с вами будем выполнять движения под стихотворение Л. Дайнеко «Общий дом». И пусть каждый из вас поделится друг с другом частичкой тепла, доброты и хорошего настроения.
Л. Дайнеко
Есть на Земле огромный дом (разводя руки через стороны, поднимают руки вверх)
Под крышей голубой. (соединяют кончики пальцев, локти разводят в стороны)
Живут в нем солнце, дождь и гром (через стороны, медленно опускают руки вниз)
Лес и морской прибой. (соединяют раскрытые ладошки, пропуская пальчики между собой, плавные отталкивающие движения рук от себя к себе)
Живут в нём птицы и цветы (имитируют взмах крыльев, соединяют ладошки, имитируют раскрытие бутона)
Весёлый звон ручья (круговые движения кистями рук)
Живёшь в том светлом доме ты (протягивают ладошки вперед)
И все твои друзья.
Куда б дороги не вели, (отводят правую руку в сторону, затем левую)
Всегда ты будешь в нём. (прикладывают ладошки к груди)
Природою родной земли зовется этот дом. (перед грудью, делая круг, поднимают руки вверх и опускают вниз).
(Детям предлагается присесть на заранее приготовленные стульчики).
Муз. Рук. : О разнообразии природы на нашей планете Земля можно говорить бесконечно. Красота природы, а особенно цветов, всегда радовала сердца людей. Художники пишут о природе картины. Поэты пишут стихи. А что же музыка? Может ли музыка воспеть восход солнца, шелест листьев, звон ручья, появление зеленой травки?
Дети: Да!
Муз. рук. Ребята, сейчас вы услышите знакомую вам музыку. Я, предлагаю вам, превратится в цветы, представить себе цветок и показать под музыку как он вырастает, как распускается и как он радуется солнышку.
«ВАЛЬС ЦВЕТОВ» - муз. П. И Чайковского
(Дети импровизируют под музыку, затем садятся на места).
Муз. рук. Ребята, как называется музыка, под которую вы выполняли движения?
Дети: «Вальс Цветов».
Муз. рук. А как зовут композитора, который написал эту музыку?
Дети: Петр Ильич Чайковский!
(Воспитатель спрашивает у детей, какие цветы они изображали, и помогала ли музыка, в создании образа (2-3 ребенка)
Муз. Рук. Очень красивая музыка. И двигались вы выразительно, изящно, красиво. У вас получился красивый танец из разнообразных цветов.
Воспитатель: Цветы радуют нас своей красотой. Их очень много. Цветы растут в лесах, в полях, в саду, Когда за окном холодно и морозно мы можем любоваться с вами нашими комнатными цветами. (дети подходят к уголку природы)
Посмотрите сколько цветов в нашем «Уголке природы», названия у них совсем не такие как у цветов садовых и полевых. И я предлагаю всем вспомнить и назвать каждый цветок. (воспитатель показывает цветок, дети определяют его название).
Присаживайтесь и мы продолжим наш разговор. (дети садятся на стульчики)
Воспитатель: Ребята, вот мы говорим с вами «растительный мир», а как можно одним словом назвать растительный мир нашей планеты Земля?
Дети: Флора!
Воспитатель: А что означает это слово?
Дети: Цветение.
Воспитатель: Правильно. Древние мифы и легенды донесли до нас много интересных историй одну из легенд, я хочу вам рассказать. Вот послушайте.
«В древнем Риме родилась, и жила богиня и звали её Флора. Она покровительствовала садам, цветам и юности. Когда она проходила по лесу всё вокруг зеленело. Куда посмотрит, вырастал цветок. Зелёная травка всегда и всюду сопровождает Богиню
Флору. Они не могли существовать друг без друга, Флора очень любила отдыхать на зеленой травке, а травка старалась быть зеленее и пушистей.
А вы ребята, любите зеленую травку, любите на ней покувыркаться, отдохнуть?
Дети: Да!
Муз. рук. Ребята, а вот композитор Зинаида Роот написала музыку к замечательной песенке «Травушка – муравушка». А мы с вами знаем движения к этой песенке. Становитесь в хоровод, споем песню про травушку –муравушку.
ХОРОВОД: «ТРАВУШКА – МУРАВУШКА» муз. З. Роот
Муз. рук.
Зазеленела травка, а в след, за ней в лесу на полянках появляются первые цветы.
Для человека цветы всегда были символом совершенства. Цветы давно и прочно вошли в нашу жизнь. Подарить цветы, значит выразить человеку свои искренние чувства, почтение, уважение. Цветы- эти хрупкие творения всегда были рядом с человеком.
Цветы, как люди на добро щедры,
И щедро нежность людям отдавая.
Они цветут сердца отогревая
Как маленькие теплые костры.
Всю жизнь цветы не оставляют нас
Прелестные наследники природы
Они заходят к нам в рассветный час
В закатный час заботливо уходят.
Ребята, послушайте песню «Цветы». Музыку к это песне написал современный композитор Стас Намин.
ПЕСНЯ: «ЦЫЕТЫ»- муз. С. Намина (исполняют взрослые)
Давайте же мы с вами ближе познакомимся ц цветами и посмотрим, в их добры, доверчивые глаза. Полюбуемся ими, подружимся и постараемся сами быть стать добрее, мудрее и красивее.
Ребята, а какой цветок самый первый появляется на свет, когда еще снег не весь растаял?
Дети: Подснежник.
Муз. рук. Древняя легенда рассказывает : «Когда Адам и Ева были изгнаны из рая, шел снег Еве, было очень холодно. Тогда несколько снежинок решили утешить её и превратились в цветы. Увидев их, Ева повеселела. У неё появилась надежда, что всё будет хорошо. Отсюда и символ подснежника – Надежда. Послушайте как П. И. Чайковвский изобразил образ подснежника в музыке. (
Видео презентация на фоне музыки «ПОДСНЕЖНИК» муз. П. И. Чайковского из цикла: «Времена года».(отрывок)
Ребята, послушайте притчу-короткую историю еще об одном очаровательном цветке, о ландыше. (слайд с изображением ландыша)
Ландыши являются символом любви. В древние времена считалось, если юноша подарит девушке ландыш, а она прикрепит его к волосам или к одежде,-это означало, что она выйдет за него замуж. А если бросит на землю, то означало что предложение выйти замуж девушка отклонила.
Амы с вами знаем песенку про ландыш и я предлагаю её сейчас спеть.
ПЕСНЯ: «ЛАНДЫШЬ» -муз. М. Красева
Воспитатель: А сейчас я расскажу вам о самом маленьком цветке – это Незабудка. (слайд с изображением Незабудки)
-Однажды богиня Флора опустилась на землю и стала одаривать цветы именами. Одарила всех и уже хотела удалиться, но услышала слабый голосок6 «Ты забыла про меня, Флора. Дай мне, пожалуйста, имя!». Флора еле-еле рассмотрела в разнотравье маленький голубой цветочек. «Хорошо»- сказала Флора – «Будешь Незабудкой, а ещё я наделю тебя чудесной силой. Ты будешь возвращать память тем, кто забудет своих близких или Родину»
С тех пор таки повелось если человек увидит Незабудку он обязательно вспомнит своих близких или край, в котором родился.
И еще мы сегодня вспомним о чудесном цветке - Ромашке. Ромашка… милый обаятельный цветок. Он смотрит на нас как будто доверчивые детские глазки. По народному приданию, ромашка растет там, где упадет звезда с неба. А еще девушки гадают на ромашке на суженного, срывая с неё по одному лепестку и приговаривают: «Любит, не любит».
Как много прекрасных цветов на нашей планете Земля. О некоторых из них мы с вами сегодня вспомнили и очень многих не назвали.
Я предлагаю нашим девочкам станцевать танец с цветами и посвятить его всем цветам, которые украшают нашу планету Земля.
ТАНЕЦ С ЦВЕТАМИ.
Воспитатель:Цветы растут на кустарниках, цветы распускаются на деревьях, растут в воде, в горах, в лесу в полях, в садах, в квартирах.
А вы сможете отличить садовые цветы от полевых?
Представьте, что на земле случился сильный ураган. (разбрасывает цветы по группе) Он сорвал все цветы и перемешал их. Когда ураган закончился среди цветом наступила паника, они не знали, как им вернуться домой. Вы должны помочь цветам вернуться туда, откуда их принес ветер. Вот здесь у нас нарисован дом, его нужно украсить садовыми цветами. А на этой полянке не осталось ни одного полевого цветка. Украсьте полянку полевыми цветками.
ИГРА: «ВЕРНИ ЦВЕТЫ НА МЕСТО» (дети делятся на две команды. По сигналу одна команда собирает полевые цветы, другая садовые. После игры дети сами оценивают правильность выполнения задания).
Воспитатель: Ребята, как бы вы хотели, что бы люди относились к природе?
(ответы детей)
-Что бы вы хотели пожелать друг, другу?
(ответы детей)
Воспитатель: Что только люди не делают с природой… : рубят леса, осушают озера, уничтожают птиц, зверей…
Долго терпела природа. Она вздыхала и стонала, но люди не слышали её стонов. И вот природа вскричала: «спасите меня, я гибну! И люди услышали. Они поняли, что если погибнет природа, то всё живое погибнет и люди погибнут то же. Все встали на защиту природы. И вы ребята, можете помочь в этом взрослым. Нужно только любить свою землю и беречь всё живое.
И счастлив тот человек, может видеть красоту своей природы, умеет радоваться ей, стремиться создавать её своими руками.
Ребята, наше занятие подходит к концу.
Вам интересно было сегодня на занятии? Почему?
Дети:….
А что вам больше всего понравилось?
Дети:…
Воспитатель: Что Нового вы сегодня узнали?
Дети:….
Муз. рук И пусть сияет наша Земля разноцветными красками прекрасных цветов.
Я предлагаю закончить наше занятие песней…
ПЕСНЯ: «ГДЕ МЫ ВЗЯЛИ КРАСКИ» -муз. Филатовой.