Светлана Воротникова
Конспект занятия-экскурсии «Весны очарованье»
Конспект занятия-экскурсии
Цель: приобщение детей к наследию мировой живописи посредством восприятия художественного образа весны, воплощённгона полотнах великих художников.
Репродукции картин: А. К. Саврасов «Грачи прилетели», С. Ю. Жуковский «Весна в лесу», В. А. Фёдоров «Весна в Терпигореве», С. Ю. Жуковский «Подснежники», Н. А. Сергеев «Яблони в цвету в Малороссии», А. М. Герасимов «Окно».
Публикация «Конспект занятия-экскурсии „Весны очарованье“» размещена в разделах
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. Конспекты занятий, НОД на весеннюю тему
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Экскурсии в детском саду. Конспекты экскурсий для дошкольников, фотоотчеты
- Темочки
Словарь: колорит, перспектива, композиция, красота весеннего пейзажа, наследие, живопись.
Оборудование и материалы: стойки для картин, дидактическая игра «Собери картину».
Мотивационная ситуация: Сюрпризный момент «Игровой конверт».
Ход занятия – экскурсии :
Создана картинная галерея.
Дети сидят на ковре перед ними конверт с письмом.
-Ребята возьмите конверт, откройте его.
-Прочитайте, что там написано. (дети читать на умеют)
-Как прочитать письмо? (Ответы детей)
-Ребята, отгадайте загадку:
Пробудившись ото сна,
Кистью мягкою она
На ветвях рисует почки,
На полях –грачей цепочки,
Над ожившую листвой-
Первый росчерк грозовой,
А в тени прозрачной сада-
Куст сирени и ограды. (Весна0
-А теперь послушайте что же в письме. А тут задание:
Молодцы, весну узнали-
Загадку верно отгадали.
Каждый год с её приходом
Просыпается весна
И узнать её не сложно-
Сделать это по приметам можно.
На картины посмотрите-
Признаки весны найдите!
-Ребята, я приглашаю вас в галерею. Давайте рассмотрим картину А. Саврасова «Грачи прилетели».
-Однажды проходя по окраинесела Молвитино, увидев грачёвник, он так был изумлён увиденным, что решил запечатлеть птиц, прилетевших первыми с наступлением весны. Художник постивал перед собой ящик с принадлежностямидля живописи,этюднк и начал писать пейзаж с натуры, прямо под открытым небом.
Воспитатель рассказывает детям, что изображено на переднем плане (берёзы на которых вьют из соломы и тонких прутьев гнёзда грчи, затем в них появятся птенцы, поселились птицы вблизи домов, из–за лёгкости добывания корма. за грачёвником виднеется небольшая церковь, она – главная достопримечательность села.) На картине мастер сумел передать наповторимое состояние природы – наступление весны. Сочетание тёплых серо – коричневых и холодных серо -голубых тонов, создаёт ощущение прихода весны, пробуждения природы.
-Ребята, какую весеннюю примету изобразил художник в своей картине? (Прилёт грачей).
-Ребята обратите внимание на эту картину Станислава Юлиановича Жуковского «Весна в лесу».Смотрите пейжаж наполнен солнцем, оно как волшебник, превращает снег в вод. у. Совсем недавно по этой лесной дороге презжали сани, запряжённые лошадьми, а сейчас по ней лишь ручьи. Лшь только в воде лес может увидеть своё отражение и полюбоваться стройными соснами на фоне лазурного неба.
-Какую весеннюю примету изобразил художник на картине? (Таяние снега)
-Обратите внимание на картину Вячеслава Андреевича Фёдорова «Весна в Терпигореве».Посмотрите, работа наполнена солнечным светом, недавно освободившееся ото льда река Пловутка синевой разлилась на заднем плане. На переднем хорошо видны дом, деревья и даже птицы, а вот девочку в белом платье и косынке разглядеть не просто. -Ребята, найдите на картине девочку и расскажите чем она занята.
Рассказ детей.
(Художник изобразил девочку, которая вышла во двор, покормить кур. На ней надето пллатье с коротким рукавом, это указывает, что на улице тепло, но ещё не лето, потому – что на деревьях нет листвы, кое где появляется трава)
-Ребята, как вы думаете какую весеннюю примету изобразил художник на этой картине? (Смену одежды).
-Ребята, давайте поиграем! Игра «Собери пазл».
Дети делятся на две группы и встают около столов. За одним столом дети складывают картину А. К. САврасова «Грачи прилетели», за другим столом складывают картину В. А. Фёдорова «Весна в Терпигореве2.
-Ребята, обратите внимание на эту картину. Её написал Станислав Юлианович Жуковский и называется она «Подснежники».
-Рассмотрите её и назовите примету весны? (первые цветы)
-На картине изображены подснежники, растущие на подоконнике в небольшом деревянном ящике. Это первоцветы. А почему же художник их рисует в доме на окне?
-Их не стали срывать и ставить в вазу, а выкопали вместе с землёй и пересадили в ящик, чтоб ещё долго ими восхищаться.
-Здесь художник помещает нас зрителей в комнату, давая возможность полюбоваться видом из окна, устремясь в самую даль, где мощной, зелёной стеной стоит хвойный лес, русское поле с талой водой и островками снега. Но яркие цветы возвращают наш взгляд. Они как будто разговаривают между собой.
-Пройдёт ещё немного времени изацветут деревья:абрикос, вишня, …
Воспитатель обращает внимание детей на картину Николая Александровича Сергеева «Яблони в цвету. ВМалороссии».
-Посмотрите ребята, здесь художник изобразил один из майских дней. Деревья распускаются, воздух наполняется цветочным ароматом, на который слетаются насекомые. Цветение деревьев покрывает всё белым ковром, словно снегом. И кажется, что мы где – там в окружении этих деревьев,наслождаемся просторами малой России. А самого любознательного зрителя дорога, идущая в глубь украинского села, приглашает в белые домики с соломенными крышами.
-Ребята, представьте, что вы вошли в один из домиков, что вы там увидели?
(Рассказ детей).
Воспитатель обращает внимание детей на следующую картину.
-А увидели мы там распахнутое окно, на подоконнике которого стоят два прекрасных букета цветов. Из окна открывается великолепный вид. (тропинка к дому, забор, цветущие яблони)
-Какую весеннюю приметуизобразили живописцы на двух последних полотнах? (Цветение деревьев).
Итог.
-Ребята, можете ещё раз рассмотреть все шедевры художников.
-Какие два произведения написаны одним художником?
-Какая картина понравилась больше, чем остальные?
-Почему?
Ответы детей.