Ольга Саржан
«Человеческие потребности». Конспект занятия-встречи в «Бизнес-клубе деловых детей»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Формирование у детей представления о социальных потребностях человека (потребность в общении, уважении, о потребности в реализации интересов, расширить представления детей о системе мер по охране здоровья и потребности в безопасности).
Задачи:
Образовательные:
Совершенствовать умение детей анализировать ситуацию, ставить проблему и оценивать правильность её решения;
Публикация «„Человеческие потребности“, Конспект занятия-встречи в „Бизнес-клубе деловых детей“» размещена в разделах
Раскрыть значимость жизненно важных потребностей в жизни человека (потребность в пище, в воздухе, воде, жилище, одежде.);
Закрепить у детей понятие «потребности человека» путём рассужде-ний, через игровые проблемные моменты;
Развивающие:
Развивать воображение, самостоятельность, мышление, связную речь.
Активизировать мыслительную деятельность.
Воспитательные:
Приучать ребёнка к аккуратности, ответственности, к бережливости, экономности.
Материал и оборудование: шкатулка, магнитная доска, схематичное изображение пирамиды, состоящей из четырех полосок разного цвета, прикрепленную на доске, картинки, на липучке с изображением еды, воды, воздуха, батареи отопления, солнца, кроватки, дома, одежды, зубной щетки, спортсмена, сотового телефона, семьи, портфеля, картинки – карточки для игры «Собери портфель».
Ход занятия:
(Дети стоят полукругом.)
Воспитатель:
I. С добрым утром, ребята!
- Я желаю вам, чтобы доброе настроение сопровождало вас в течение все-го занятия.
Сегодня я принесла вам волшебную шкатулку. Из неё каждый из вас сможет достать то, что поднимает вам настроение. Только вещи в шкатулке невидимые, поэтому вы должны рассказать нам, что вы достали. (Достаю из шкатулки невидимый предмет) Мне поднимает настроение хорошая музыка.
– Ребята, у каждого из нас были разные желания, которые исполняла вол-шебная шкатулка.
Но вместе с желаниями у каждого ребёнка и взрослого есть свои потребности. Что означает это слово? (Потребности – это то, без че-го человек не может жить и всё то, что он хочет иметь) — об этом пойдет речь на занятии, мы еще раз вспомним, на какие группы делятся потребности, от чего они зависят. Садитесь. (Дети садятся на стульчики.)
II. Сегодня мы с вами будем строить пирамиду потребностей, которую предложил американский психолог Абрам Маслоу в 1954 году. Потребности Маслоу распределил по мере возрастания. В основании нашей пирамиды будут располагаться потребности, без которых человек или любое живое существо не сможет прожить. (На доске расположена пирамида из четырех частей разного цвета)
1) – Дети, подумайте и назовите свои потребности, то без чего вы не сможете жить?
(Если дети затрудняются, предлагаю загадки) :
Ты весь мир обогреваешь
И усталости не знаешь,
Улыбаешься в оконце,
А зовут тебя все. солнце – тепло
И уха он, и бульон,
Щи, рассольник — тоже он.
Он гороховый, капустный.
И, конечно, очень вкусный.
Суп – еда
Она помогает нам чистыми стать,
Посуду помыть и белье постирать.
вода
Окружает нас всегда,
мы им дышим без труда,
он без запаха, без цвета.
Угадайте, что же это?
воздух
В нашем доме под окошком
Есть горячая гармошка:
Не поет и не играет –
она дом обогревает.
Батарея – тепло
Если ты захочешь спать,
В спальне ждет тебя…кровать — сон
(Дети выставляют карточки с картинками нижнюю ступень пирамиды) — это физиологические потребности, без которых человек обойтись не может.
2) Что произойдет, если человек не будет удовлетворять какие-то из этих потребностей? Не будет спать, есть, будет дышать загрязненным воздухом, испытывать недостаток воды или пить загрязненную воду? (Заболеет)
Все ли люди хотят быть здоровыми? Значит какие еще потребности человека можем назвать? (Сохранение здоровья, безопасность жизни). Следующая ступенька пирамиды называется — безопасность.
Как вы понимаете, что такое безопасность? (Это когда человеку в окружающем пространстве ничего не угрожает). Объясните, как вы понимаете такую фразу: «Мой дом — моя крепость».
-А как надо вести себя дома, чтобы обеспечить свою безопасность?
(Нельзя открывать двери человеку, которого не знаешь, т. е. чужому; не включать электроприборы; не брать спички).
Вторым домом, для вас является детский сад. Значит, в детском саду, вы должны чувствовать себя тоже в безопасности, для этого нужно соблюдать правила. Какие это правила? (в д/с нельзя кататься по перилам лестницы, нельзя драться, прыгать с высоких поверхностей).
Молодцы, если мы будем соблюдать эти правила, значит, защитим себя от беды. (Дети выставляют на вторую ступеньку пирамиды картинку с изображением дома).
Санки я возьму,
И гулять пойду.
Не боюсь я вьюгу,
Я надену… (шубу) – одежда
(Дети выставляют на вторую ступеньку пирамиды картинку с изображе-нием одежды).
У нее с утра дела:
Чистит зубы добела.
(Зубная щетка.)
соблюдение гигиены
(Дети выставляют на вторую ступеньку пирамиды картинку с изображе-нием зубной щетки).
Болеть мне некогда, друзья,
В футбол, хоккей играю я.
И очень я собою горд,
Что дарит мне здоровье… спорт
(Дети выставляют на вторую ступеньку пирамиды картинку с изо-бражением спортсмена).
Мы с вами в детском садике каждый день делаем зарядку. Давайте и сей-час позанимаемся.
Физминутка.
Раз — подняться, потянуться.
Два — согнуться, разогнуться.
Три — в ладоши три хлопка,
Раз, два, три.
Головою три кивка
Раз, два, три.
На четыре — руки шире.
Пять — руками помахать.
Шесть — тихо сесть.
(Дети выполняют упражнения с ускорением)
– Действительно, каждый человек нуждается в безопасности и сохранении здоровья. Поэтому существуют такие службы, которые помогают людям в сложных ситуациях. Это пожарная помощь, милиция и скорая помощь. Давайте вспомним номера, по которым нужно звонить в случае опасности. 101 – пожарная помощь (служба спасения, 102 – милиция, 103 – скорая помощь.
3) Предлагаю вам поиграть в молчанку.
«Молчанка»
Летели три утки,
Молчи три минутки!
(Дети сидят, молчат, понемногу начинают отвлекаться и разговаривать.)
- Ребята, правда, трудно долго молчать, когда столько друзей рядом! Это называется потребность в общении. Так называется третья ступенька нашей пирамиды.
(Дети выставляют на третью ступеньку пирамиды картинку с изо-бражением сотового телефона).
Человек не может долгое время находиться без общения. Мы все хотим иметь друзей. А какие качества и умения нужны, чтобы было много друзей?
-Доброта, умение общаться, знание вежливых слов…
Словесная игра «Доскажите вежливые слова» :
Мальчик вежливый и развитый
говорит, встречаясь (здравствуйте)
Днём при встрече мне не лень
Сказать знакомым: … «Добрый день!»
А вечером при встрече
Скажу я:… «Добрый вечер!»
Я Настю знаю с малых лет,
Ей весело скажу: … «Привет!»
И во Франции и в Дании на прощанье говорят (до свидания)
Растает даже каменная глыба,
от слова теплого … (спасибо)
- Потребность в общении, дружбе, любви необходима каждому человеку.
— Каждому человеку нужна забота и любовь. Кто о вас больше всего заботится? (мама, папа) А как назвать вас всех вместе: папу, маму и вас? (Семья).
- У всех есть потребность жить в семье.
(Дети выставляют на третью ступеньку пирамиды картинку с изображением семьи).
4) Вы в детском саду общаетесь, учитесь дружить, узнаете много нового, интересного. Для чего человеку нужны знания? (Чтобы хорошо учиться в школе, получить хорошую профессию)
Человек всегда учится чему-то. То есть испытывает потребность в образовании. Четвертая ступенька нашей пирамиды называется – образование.
Где получают образование? ( В образовательных учреждениях: школе, техникуме, лицее, гимназии, институте, колледже, университете).
(Дети выставляют на четвертую ступеньку пирамиды кар-тинку с изображением портфеля).
Игра «Собери портфель»
(Играет 2 команды. Одна «собирает» красный портфель, другая – синий. Дети по очереди берут со стола по одной картинке. С изображенными на них школьными принадлежностями и переносят их в портфели. На столе должны остаться предметы, которые в школе не пригодятся. Выигрывает команда. Которая быстрее выполнит задание.)
III. Итог занятия.
Мы выяснили, что у каждого человека очень много разных потребностей. Давайте еще раз посмотрим на нашу пирамиду. Самая большая нижняя часть нашей пирамиды обозначает те потребности, без которых человек прожить не может. Какие это потребности? (Физиологические). Следующая часть пирамиды поменьше предыдущей. Тоже очень важные потребности. Какие? (Безопасность и сохранение здоровья). Другая часть еще меньше. Какие потребности сюда отнесем? (Семья и общение). И последняя часть самая маленькая. Глядя на модель наших потребностей, можно увидеть, что без образования человек может прожить. Но именно образование помогает ему легко преодолевать горы трудностей, позволяет найти работу, где хорошо платят и, соответственно, удовлетворять другие свои потребности : например, отдохнуть на море или съездить в другую страну; детям своим покупать больше одежды, игрушек или чего-то вкусного…
Ребята, что вам понравилось сегодня на занятии? Заседание в нашем бизнес-клубе закончилось. Если вам было интересно, познавательно и увлекательно, то подарите нам весёлую улыбку, а кому было трудно, не очень интересно, подарите грустную улыбку. Спасибо всем за занятие.
С уважением педагог-психолог Саржан Ольга Павловна