Ковалева Инна Николаевна
Конспект занятия «Воздух невидимка» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия в подготовительной группе
Подготовила : воспитатель Ковалева И. Н.
Образовательная задача:
- Систематизировать и уточнить представления детей о свойствах воздуха.
- Расширить представления детей о значимости воздуха в жизни человека.
- Учить работать в коллективе и индивидуально во время опытов.
Публикация «Конспект занятия „Воздух невидимка“ в подготовительной группе» размещена в разделах
Развивающая задача:
- Развивать познавательный интерес в процессе экспериментирования.
- Развивать умение делать выводы и умозаключения.
- Развивать мышление, воображение, любознательность, наблюдательность.
Воспитательная задача:
-Воспитывать интерес к познанию природы посредством стихии воздуха.
Ход занятия
-Здравствуйте, ребята. Мне очень приятно видеть ваши приветливые лица и добрые глаза. Ребята сегодня к нам на занятие пришли гости. Давайте поздороваемся. (Приветствие гостей)
А сейчас давайте встанем в круг, и поздороваемся друг с другом.
(игра на общение) коммуникация
Станем рядышком, по кругу
Скажем " Здравствуйте!" друг другу,
Нам здороваться не лень
Всем "Привет1 " и "Добрый день";
Если каждый улыбнется.
Утро доброе начнется.
-Доброе утро!
(присаживайтесь на стульчики)
-Мы занятие начинаем
Интересно здесь бывает
Постарайтесь все понять
Много нового узнать!
Сегодня мы поговорим с вами об одном из важнейших веществ в природе, без которого невозможна жизнь на Земле. Это загадочное вещество-невидимка. Его нельзя увидеть глазами и потрогать руками.
Ребята, я приготовила для вас сюрприз. Вношу коробочку, прошу ее открыть
Что в них находится? (В ней ничего нет)
- Вы уверены? В них действительно ничего нет?
А я думаю, что там все таки что-то есть. – (воздух.)
- Проверим ваши предположения.
У вас на столах лежат мешочки. Попробуйте набрать в них воздух.
- Сделайте вывод.
Так есть ли воздух в нашей коробочке?
Мы это доказали.
О том, что все, что кажется нам пустым, на самом деле заполнено воздухом. Люди догадались об этом очень давно.
-Правильно, это воздух. Для чего нужен воздух? (чтобы дышать)
-Да, мы настолько привыкли к этому, что даже и не замечаем. Ну-ка давайте сначала вдохнем глубоко, а затем выдохнем.
-Что мы с вами вдохнули? (воздух)
-А теперь попробуйте не дышать. Сделайте глубокий вдох и задержите дыхание.
-Что вы почувствовали, когда не дышали? Вам было комфортно? (плохо)
-Какой вывод можно сделать?
- Воздух необходим для дыхания, человек без воздуха жить не может.
-А кто еще дышит воздухом? (птицы, звери, растения).
-Что было бы, если на земле исчез воздух? (не было бы жизни на земле)
-Правильно, тогда планета Земля стала бы безжизненным небесным телом.
Ребята, где и как люди используют воздух? (воздух помогает человеку : летать на самолетах, запускать воздушные шары, передвигать парусные корабли, крутить колеса мельницы).
(слайды)
-Как мы в играх используем воздух?
(слайды)
-Как воздух помогает растениям и животным?
(слайды)
-Кто-нибудь сейчас видит воздух?
-А может, его вовсе и нет?
-Сегодня на занятии мы с вами попробуем, как настоящие ученые -исследователи выяснить : "Есть ли воздух, где и как его обнаружить". Ученые работают в помещении, где много приборов для опытов, как это помещение называется? (Лаборатория)
В Лаборатории надо соблюдать определенные правила: соблюдать тишину, не перебивать друг друга, не мешать друг другу, работать тихо и аккуратно, внимательно.
Сегодня я для вас организовала небольшую лабораторию в группе
Давайте отправимся в нашу лабораторию, проводить опыты (садимся за столы)
Чтоб природе другом стать,
Тайны все её узнать,
Все загадки разгадать
Научиться наблюдать,
Будем вместе развивать качество — внимательность,
А поможет всё узнать
Наша наблюдательность.
Вот мы и очутились в самой настоящей научной лаборатории. итак начнем наши опыты:
1 опыт Можно ли воздух услышать?
Возьмите кусочек фольги и приложите к губам и подуйте вдоль на нее так, чтобы получился звук. Услышали звук? Что происходит? Что делает артист, играющий на духовых инструментах? Воздух помогает нам говорить и слышать. Когда мы с вами говорим- происходит колебание воздуха. Эти колебания достигают ушей наших слушателей. Звуки распространяются по воздуху. Например, на Луне, где нет воздуха, ничего не слышно, бесполезно разговаривать – звуки не передаются.
2 опыт.
Возьмите в руки стакан, внутри которого находится полоска бумаги. Потрогайте ее, какая она, мокрая или сухая? (ответы детей) Лида, какая она? Переверните стакан вверх дном и медленно опускайте его в воду. Самое главное, что стакан нужно держать прямо, не наклоняя пока он не коснется дна. Как вы думаете, намокнет полоска или нет? (ответы детей) Достанете стакан из воды, проверьте намокла полоска бумаги или нет.
Давайте еще попробуем, но теперь стакан немножко наклоним. Что появляется в вое? (видны пузырьки) Откуда они взялись? (воздух выходит из стакана и его место занимает вода) Проверьте полоску бумаги. Какая она стала? (мокрая, вода вытеснила весь воздух из стакана и заняла все пространство. Вывод: в стакане есть воздух, поэтому он помешал намочить полоску бумаги, значит воздух занимает место.
3 опыт:«А ну-ка, подуй»
С помощью трубочки для коктейлей сдуть со стола или с ладошки бумажный мячик. Можно предложить поиграть в игру «Футбол». Всё теми же бумажными мячиками, только поставить ворота.
Воздух в рот мы наберём
И на мячик дуть начнём.
Мячик словно оживёт,
Ногами по столу пойдёт.
Физкультминутка
Дует ветер с высоты
Дует ветер с высоты.
Гнутся травы и цветы.
Вправо-влево, влево-вправо
Клонятся цветы и травы. (Наклоны в стороны.)
А теперь давайте вместе
Все попрыгаем на месте. (Прыжки.)
Выше! Веселей! Вот так.
Переходим все на шаг. (Ходьба на месте.)
Вот и кончилась игра.
Заниматься нам пора. (Дети садятся.)
4 опыт с водой и трубочкой.
Воздух окружает нас по всюду. Как вы думаете, если ли воздух внутри нас? Давайте проверим. Для этого опыта нам понадобится стакан с водой и трубочка. Опустите в стакан с водой трубочку и подуйте в нее.
-Что происходит? (выходят пузырьки)
-Как они появились?
-Вот наше открытие: воздух есть и внутри нас. Мы дуем в трубочку и он выходит, но чтобы подуть еще, мы сначала вдыхаем новый воздух, а потом выдыхаем через трубочку и получаются пузырьки.
-Ребята, а с какими пузырями можно поиграть? (с мыльными)
-Сейчас и мы будем пускать мыльные пузыри.
Физминутка «Мыльные пузыри» под музыку.
Воды обыкновенной стаканчик набери,
Пускать из мыльной пены мы будем пузыри.
Он, воздухом надутый, по воздуху плывет,
Но и одной минуты на свете не живет.
-Замечательно, ребята, много пузырей надули. Закрываем баночки и ставим на место.
-Мыльный пузырь - это тоненькая пленочка мыльной пены, внутри которой воздух. Воздух легкий, поэтому пузыри» летают».
-Предлагаю продолжить наши исследования.
5опыт: «Реактивный шарик». Дети с помощью взрослого надувают воздушный шар, отпускают его и обращают внимание на траекторию и длительность его полета. Выясняют, что для того, чтобы шарик дольше летел, надо его больше надуть: воздух, вырываясь из «горлышка», заставляет двигаться шарик в противоположную сторону. Воспитатель рассказывает детям, что такой же принцип используется в реактивных двигателях.
6 опыт: можно ли услышать воздух?
-Ребята, а воздух можно услышать? Мы это проверим. Предлагаю двоим желающим из вас сыграть на духовых инструментах (дети играют).
-Что мы слышим? (звуки)
-Дети дуют в отверстие инструмента, воздух дрожит и получается звук, звуки распространяются по воздуху. Например, на Луне, где нет воздуха, ничего не слышно, бесполезно разговаривать – звуки не передаются.
7опыт имеет ли воздух запах
-Продолжим исследования.
-Ребята, а как вы думаете, сам воздух пахнет? Понюхайте. (нет)
-Если воздух чистый, то он не имеет запаха. Но он хорошо присваивает чужие запахи. Я возьму мандарин и очищу его. Что почувствовали? (запах мандарина).
-Следовательно, собственного запаха воздух не имеет, абсолютно чистый воздух ничем не пахнет. Запах ему придают окружающие его вещества.
-Мы провели ряд опытов, и узнали: какими свойствами обладает воздух и как его можно обнаружить. И сейчас подведем итоги нашим исследованиям. Прошу, вас, занять свои места на стульях
-Из исследования воздуха мы пришли к выводу :
Слайд
-воздух невидимый;
-бесцветный;
-безвкусный;
-без запаха;
-он есть везде;
-И главное назначение воздуха в том, что мы им дышим.
Слайд
- Состав воздуха. Попробуйте задержать дыхание и сосчитайте про себя. Какое время вы смогли обойтись без воздуха? Без еды человек может обходиться несколько недель, без воды – несколько дней, а вот без воздуха – несколько минут. Воздух нужен людям, животным, растениям, чтобы дышать, а значит – жить. Ребята, людям и животным, заводам и машинам - всем нужен воздух. Воздушный океан очень важен для жизни. Потому что воздухом дышат люди, звери, птицы и растения – все живое на Земле. Может ли жить человек без воздуха?
Какое было желание? (Открыть нос).
- Страшно даже подумать, что будет, если воздух вдруг исчезнет. Без воздуха мы просто погибнем. Почему же на земле его не становится меньше? (ответы) Потому что на Земле есть зеленые растения. Человек дышит кислородом, а выдыхает углекислый газ. А растения как бы дышат углекислым газом, а выдыхают кислород, который необходим людям и животным.
Всего 200 лет назад учёные установили, что воздух – это смесь многих газов, которая выглядит приблизительно так: азота в воздухе больше всего, кислорода – поменьше, а углекислого газа – совсем мало.
- А какой газ, по-вашему, самый важный?
- Почему?
- Верно. Каждый человек дышит – вдыхает кислород, а выдыхает углекислый газ. Дышат люди, животные….
Почему же тогда кислород до сих пор не закончился в воздухе? (ответы детей)
- Итак, воздух необходим для дыхания всем живым организмам. Слайд
-В каком городе хотели бы вы жить?
Слайд
-Как же человек может способствовать тому, чтобы воздух был чист?
Слайд
Больше сажать деревьев, цветов, ухаживать за ними;
Поливать улицы, дорожки водой, чтобы меньше было пыли;
Не бросать мусор;
Водители должны следить, чтобы машины били исправны и не выделяли много вредной копоти
На заводах ставить очистительные сооружения, на трубах - фильтры.
-Мы с вами плодотворно потрудились, спасибо за работу. А закончить наше занятие я хотела бы снова улыбкой. Улыбнемся друг другу самой доброй улыбкой.