Макаренко Виктория Геннадьевна
Конспект занятия «Волшебство из бабушкиного сундучка»
▼ Скачать + Заказать документы
«Волшебство из бабушкиного сундучка»
Подготовила: воспитатель
МБДОУ детский сад № 16
Макаренко Виктория Геннадьевна
Холмская, 2022г.
Возраст воспитанников: старший дошкольный возраст (5-6лет)
Виды деятельности: коммуникативная, познавательно – исследовательская, изобразительная
Образовательные области: познавательное развитие, социально – коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие
Публикация «Конспект занятия „Волшебство из бабушкиного сундучка“» размещена в разделах
Цель: побудить интерес к культурному наследию своего народа, к истории и традициям родного края
Задачи:
Образовательные:
• обогатить знания детей об историческом прошлом родного края (Кубани);
• сформировать представление о жизни и быте кубанских казаков;
Развивающие:
• развивать познавательный интерес к истории своего народа;
• развивать творческие способности дошкольников посредством приобщения к различным видам деятельности.
Воспитательные:
• воспитывать чувство патриотизма
Оборудование:
Икт – оборудование: мультимедийная установка, изделия народно-прикладного искусства, костюм взрослый «Кубанская казачка», соленое тесто, скалки детские, заготовки из соленого теста (вишенки, кружочки из теста, фартуки детские, салфетки, поднос для готовых изделий, лента.
Предварительная работа: Рассматривание старых фотографий, альбомов, беседы с детьми.
1 этап: Способствуем формированию у детей внутренней мотивации к деятельности
Содержание Обратная связь на высказывание детей
Воспитатель, незаметно для детей, переодевается в костюм «Кубанской казачки» и входит в группу
Приветствие:
Я с утра сюда пришла,
Это я (имя и отчество воспитателя)
Здравствуйте, мои друзья!
Здравствуй солнце золотое, (руки в стороны)
Здравствуй небо голубое, (руки вверх).
Здравствуй вольный ветерок, (качает руками над головой).
Здравствуй, маленький дружок! (каждый ребенок по очереди называет свое имя)
- Ребята, а вы ничего во мне необычного не замечаете?
- Как вам мой новый наряд?
- На мне костюм «Кубанской казачки». А ведь я неспроста надела такой наряд, я хочу познакомить вас с жизнью и бытом наших предков - кубанских казаков.
/на слайдах № 1 – 2 представлены карты России и Краснодарского края (Кубани)/
- Ребята, посмотрите на экран, что вы видите? Как называется наша страна?
- А кто сможет мне ответить, как называется наша малая родина? Кто такие казаки? Как вы думаете, что они делали, чем занимался казак и казачка?
/на слайдах № 3-4 представлены картины из жизни казачества Кубани/
Мы живем в благодатном и красивом крае. А чем богата наша Кубань? Какие будут мнения?
- Ребята, я точно знаю, что ваши папы и мамы, бабушки и дедушки тоже называют себя казаками и казачками и они сохраняют традиции кубанского казачества в ваших семьях, следуют им, и бережно передают их из поколения в поколение: от старших к младшим.
- А кто знает из вас традиции казачества? Что думаете по этому поводу?
Подвижная игра: «Заря – заряница»
(Дети встают в круг, руки держат за спиной. Водящий – заря ходит за спиной игроков в кругу с лентой и говорит:)
Заря-заряница,
Красная девица,
По полю ходила,
Ключи обронила.
Косы золотые,
В ленты обвитые. –
(С последними словами заря осторожно кладёт ленту на плечо одному из играющих, который заметив это, берёт ленту, и оба бегут в разные стороны по кругу. Тот, кто добежал первым становится на свободное место в кругу. Тот, кто остался без места становится зарёй и игра повторяется. Бегущие не должны пересекать круг, играющие в кругу не оборачиваются, пока заря выбирает, кому положить на плечо платочек)
- Натолкнулась сегодня в кладовке у моей бабушки вот на этот сундук и принесла его к вам. Какие будут идеи, что в нем хранится?
/на слайдах № 4-5 представлены картины жилища казаков и убранства казачьей хаты/
- У кубанского народа была такая традиция – хранить все самое лучшее. Дорогие и старинные изделия хранились в сундуке и передавались они детям и внукам из поколения в поколение. Там хранится много интересного и взяла я свой костюм кубанской казачки из этого старинного сундука.
- Хотите узнать секреты старинного сундука? А вам это интересно? Открываем? Но чтобы было еще интересней, предлагаю отгадать названия предметов по загадкам!
Загадки:
- Чтобы тесто раскатать,
Что нам нужно в руки взять?
/на слайде № 6 представлена скалка
- Сделана из дерева, расписана цветами, нужна для резки овощей, нужна на кухне маме
/на слайде № 7 представлена разделочная доска/
- «Не лопата, не совок, что захватит - то в роток. Кашу суп или окрошку Вы узнали? Это…»
/на слайде № 8 представлена деревянная ложка/
«Книзу узок, верх широк, Не кастрюля, а …»
/на слайде № 9 представлен казанок/
- Какие молодцы ребята, сколько посуды хранится в этом сундуке! Интересно, для чего она? Что мы с ней можем делать, придумаем, ребята?
- Я думаю, самое время узнать, что же готовили кубанские казаки?
/на слайде № 10 представлены блюда кубанской кухни/
- Очень богаты и разнообразны блюда кубанской кухни, но одно из самых любимых блюд у казаков считались вареники.
/Звучит запись песни «Варенички». На слайдах № 11-12 представлены вареники с различными начинками/
Если дети отвечают неверно:
- интересный вариант!
-кто еще так думает?
Если дети отвечают правильно:
-Точно!
-Именно так! Как здорово, что ты это знаешь!
Если дети отвечают «не знаю» :
- А кому интересно узнать?
- Какой ты внимательный (наблюдательный!
- Мне очень приятно было узнать ваше мнение, ребята!
- Интересный вариант!
- Кто еще как думает?
- А кому интересно узнать?
- Я уверена, что у вас получится!
2 этап: Способствуем планированию детьми их деятельности
Содержание Обратная связь на высказывание детей
- А как вы думаете, что нужно, чтобы такие вареники получились?
- А сюрпризы у вареников бывают? - Согласна. Это важно! А еще?
- Здорово! Интересно! Как необычно! Отличная мысль!
- Ребята, а не хотите ли вы стать поварами и налепить настоящих вареников?
- Но для начала скажите, что нам для этого нужно? А предметы из нашего сундучка помогут нам в этом.
- Кто знает, что поможет нам не испачкаться в процессе работы?
- Ух ты, класс!
- Это важно! А еще?
- Это будет чудесно!
- Думаю, получится здорово!
- Как интересно! Как необычно!
- Прежде, чем приступить к нашей работе, нам нужно потренироваться. Заодно и разомнем свои пальчики!
Физкультминутка:
(выполнение движений детьми в соответствии с текстом)
Мы просеяли муку,
А потом стакан воды,
В мисочку налили,
И туда яичко вбили,
Чуть-чуть посолили.
Тесто замесили.
Скалкой тесто раскатали,
И кружочки делать стали.
Нет! Мы вовсе не шалили, —
Мы вареники лепили! В случае, если дети не захотят:
- Какие вы нетерпеливые… Поскорее хочется воплотить в жизнь свой замысел? Понимаю…
В случае, если дети заинтересуются предложением:
- Отлично, уверена, вам понравится!
3 этап: Способствуем реализации детского замысла.
Содержание Обратная связь на высказывание детей
- Мне кажется, мы готовы творить!
- Приглашаю вас приготовить свои первые вареники
(на детских стульчиках висят фартуки, а на столах приготовлены: дощечки для каждого ребёнка и воспитателя; кусочек соленого теста, готовая вишенка из теста, маленькая скалка, подносы для готовых изделий)
- Ребята, у каждого из вас есть набор для приготовления вареников.
При необходимости воспитатель поясняет назначения предметов и даёт советы.
- Уважаемые повара! Я бы хотела показать вам некоторые секретные приёмы работы
( воспитатель на своей дощечке демонстрирует технику лепки вареника: для начала нам необходимо раскатать с помощью скалки небольшой блинчик из теста. В центр блинчика вкладываем вишенку. Складываем блинчик пополам так, что бы вишенка была внутри и защипываем по краям.).
-Желаю вам интересной и творческой работы! (самостоятельная деятельность детей).
- Что это будет? Какая у тебя идея? Где ты расположишь это? Как ты хочешь это украсить?
- Необычно! Оригинально! Мне очень нравится! Хорошая идея!
- Ребята, для тех, кто заканчивает, я напоминаю, что у хорошего повара, рабочее место всегда в порядке. Для этого, у вас есть влажные салфетки и мусорное ведро!
4 этап: Способствуем проведению детской рефлексии по итогам деятельности.
Содержание Обратная связь на высказывание детей
- Мне очень интересно посмотреть, что у вас получилось! Предлагаю выложить ваши вареники на одну общую доску и рассмотреть их!
- Какая красота! Полюбуйтесь на работу друг друга! Похоже у вас настоящий талант!
- (имя ребёнка, расскажи, пожалуйста, о своей работе. Всё ли получилось так, как ты задумал? (Воспитатель опрашивает всех детей, которые хотят рассказать). В случае, если дети будут недовольны результатом:
- Какая необычная идея! Ни у кого такой нет! Ты настоящий оригинал!
В случае, если дети довольны:
- Мне очень нравится твоя работа!
- Приглашаю всех со своими авторскими варениками на коллективное фото!
- Я так рада, что у вас всё получилось!
-Что вы сейчас чувствуете? Какое у вас настроение?
- Зачем мы этим занимались?
- Что еще нужно уточнить?
- Ребята, что мы планируем дальше с ними делать?
- А теперь, с вашего разрешения, я отдам нашему повару вареники, чтобы он их приготовил!
- Это важно! А еще?
- Хорошая идея!
- Замечательно! Вы очень сообразительны!