Галина Загоренко
Конспект занятия «Виртуальная экскурсия в мир часов»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия «Виртуальная экскурсия в мир часов»
Область: «Познание»
Интеграция: «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Социализация», «Физическая культура», «Музыка»
Программное содержание:
Цель : Расширить знания детей об истории возникновения и видах часов.
Публикация «Конспект занятия „Виртуальная экскурсия в мир часов“» размещена в разделах
1. Продолжать знакомить детей с историей возникновения часов, рассказать и показать разные виды часов, дать простейшее понятие об устройстве часового механизма.
2. Развивать знание детей об окружающем через знакомство с художественной литературой.
3. Активизировать словарь детей словами «маятник», «ходики», «гири».
4. Воспитывать желание познавать что-то новое.
5. Формировать заинтересованность.
Предварительная работа:
- с детьми (беседы о временах года, о режиме дня, чтение стихотворений, пословиц, поговорок) ;
- совместная работа с детьми на тему: «Какие бывают часы» (рисование -раскраски);
- совместная работа с детьми и родителями по созданию коллекции в мини музее часов «Тик - так»;
Материал и оборудование:
- выставка мини музея различных часов;
- презентация «Виртуальная экскурсия в музей часов»;
- аудиозапись: «Крик петуха», «Звон будильника», фрагмент детской песенки «Бьют часы на старой башне»
- альбом с изображением солнечных часов, песочных, водяных;
- свечка
Методы и приемы:
- психогимнастика
- отгадывание загадок
- проговаривание пословиц
- использование аудиозаписи
- чтение стихотворений
Оборудование: пополнить мини музей различных часов (в том числе часы-ходики, слайды «солнечные часы», «цветочные часы» и т. д. проектор.
Ход образовательной деятельности.
Звучит фрагмент детской песенки «Бьют часы на старой башне»
Воспитатель:
Ребята, сейчас мы с вами прослушали песенку, о чем она?
Дети: про часы, про время
Беседа с детьми:
- Ребята, как вы думаете, какие часы бывают? ( дети называют: электронные, наручные, настенные и др)
- Из каких частей они состоят? (циферблат, цифры, стрелки: минутная, секундная, часовая)
Воспитатель:
Правильно. А сейчас я предлагаю вам отгадать две загадки:
Ног нет, а хожу, рта нет, а скажу.
Когда спать, когда вставать, когда работу начинать.
Что это?
Дети: часы.
Воспитатель: Молодцы. А вот ещё одна.
Мы день не спим, мы ночь не спим.
И день, и ночь стучим, стучим.
А что это?
Дети: тоже часы.
Воспитатель:
- Ребята, а вы хотите оказаться в мире часов?
- Тогда идемте сюда (подвожу детей к мини музею часов).
- Посмотрите, сколько здесь часов. Какие они разные! Есть часы с «боем», говорят «часы бьют» - демонстрирую. Есть будильники, они звонят – демонстрирую, есть настольные, настенные-ходики и даже напольные часы – показываю. Есть часы песочные, есть часы-медальоны- показываю.
- Ребята, а вы знаете, как появились часы?
- Хотите, я вам об этом расскажу и покажу (дети присаживаются на стульчики. Показ презентации.)
Слайд 1
«Солнечные часы»
Давным – давно, когда люди не знали о часах, они узнавали время по солнцу. Просыпались тогда, когда вставало солнце, обедали, когда солнце в полдень подымалось высоко, и заканчивали дела, когда солнце садилось. И вот люди заметили, что тень от дерева не стоит на месте, а движется вслед за солнцем. И тогда они придумали часы: вкопали в землю столб, нарисовали вокруг него круг, разделили круг на части. Всходило солнце, и тень от столба медленно двигалась по кругу. Так люди научились пользоваться первыми древними часами. Они назывались «солнечные часы».
Слайд 2.
«Песочные часы»
Песочные часы — простейшее устройство для отсчёта промежутков времени, состоящее из двух прозрачных сосудов, соединённых узкой горловиной, один из которых частично заполнен песком. Время, за которое песок через горловину пересыпается в другой сосуд, может составлять от нескольких секунд, до нескольких часов.
Чтение стихотворения:
Часы песочные – точные!
В них песчинки текут-
Секунды бегут!
Как песчинки собрались,
Холмиком улеглись
В колбочке из стекла,
Так и минутка истекла!
Слайд 3.
«Цветочные часы»
Многие растения раскрывают и закрывают венчики своих цветков по определённому «расписанию». Это зависит от того, какие насекомые — дневные или ночные — их опыляют и от места, где живут растения.
Венчики цветов открываются и закрываются с такой точностью, что по ним, как по часам, можно определять время.
Слайд 4.
«Механические часы»
Прошло много лет, и человек придумал часы с механизмом.
Внутри часов находится пружинка, к ней прикрепляется зубчатое колесико. Оно цепляется за другое колесико и вертит его. Второе колесико вертит стрелки, а стрелки показывают часы и минуты.
Физминутка :«Часы»
Произносится текст стихотворения и одновременно выполняются сопровождающие движения.
Тик-так, тик-так,
Все часы идут вот так.
Тик-так, тик-так. (наклоны головы к плечам)
Смотри скорей, который час.
Тик-так, тик-так. (раскачивания туловища)
Налево - раз, направо - раз,
Тик-так, тик-так. (наклоны туловища влево - вправо)
Мы тоже можем так.
А сейчас послушайте поговорки о часах :
Делу время - потехе час. Времени не воротишь. Аппетит приходит во время еды. День и ночь – сутки прочь.
А как вы думаете, зачем людям нужны часы?
Дети: Смотреть время…
Воспитатель: Как вы думаете, когда появилось время?
Дети: давно.
Воспитатель: Время было всегда, оно бежало вперёд. Время вертится, движется. Оно не видимо, без цвета и запаха. Его нельзя руками потрогать. Например, воздух – он тоже невидимый и мы его никак не ухватим руками. Так и время. И всё-таки люди придумали для отчёта невидимого времени вполне видимые часы. Часы- это не время, а всего-навсего машинка, которая отсчитывает его.
Включить видеозапись «Бой курантов»
Воспитатель: Ребята, что это такое?
Дети : Куранты бьют…
Это самые главные и точные часы, которые находятся в Москве – столице нашей России.
Воспитатель: Ребята узнавали люди время и по живым часам. Эти часы важно ходят по двору, хлопают крыльями и, взлетев на забор, кричат: «Ку-ка-ре-ку! Просыпайтесь! Скоро утро!» (включается аудиозапись крика петуха)
Но хотя и кричит петух в одно и то же время, и с ним оплошности бывали: то во сне с жёрдочки свалится – раньше времени поднимет крик, то лисы испугается и начнёт кричать.
Слайд 5.
«Водяные часы»
А вы слышали когда-нибудь такое выражение: «Время течёт»? А ведь когда-то время действительно текло и капало. В водяных часах. В высокий и длинный стеклянный сосуд с дыркой у дна наливалась вода. Капля за каплей она сочилась из отверстия. Но водяные часы тоже оказались неудобными, требовалось постоянно доливать воду в опустевший сосуд.
Слайд 6.
«Восковые часы» (огненные)
А знаете ли вы, что восковая свеча – это тоже часы, древние, огненные. Брали восковую свечку, наносили на неё полоски, каждая полоска – час. Тает от огня воск, исчезают полоски одна за другой. Сколько полосок растаяло, столько прошло часов. Получилось, что время не только течёт, но ещё и сгорает.
Воспитатель. И так ребята, что нового вы узнали о времени и часах?
Дети: Узнали, что время измеряется часами
Воспитатель: С какими видами часов мы познакомились?
Дети: Солнечные, водяные, песочные, огненные и даже живые часы. А так-же современные часы: настенные, наручные, говорящие, электронные…
Воспитатель: Видите, сколько мы сегодня нового и интересного узнали о времени и о часах. Понравилась вам экскурсия?
А сейчас я вам раздам подарки – медальоны. Это часы. Вы на них будете смотреть и вспоминать то, о чём мы сегодня говорили – о времени и о часах.