Наталья Галкина
Конспект занятия в технологии продуктивного чтения-слушания «Братья Гримм «Соломинка, уголь и боб»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Закрепление знаний о литературном жанре сказке, создание условий для развития интереса к чтению
Задачи
Обучающие:
1. познакомить с новой сказкой Бр. Гримм «Соломинка, уголь и боб».
2. формировать умение отвечать на вопросы по содержанию сказки, повторять отдельные слова и фразы из текста.
Развивающие:
1. Развивать связную речь, внимание, наблюдательность, умение делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи.
Темочки:
- Братья Гримм, «Бременские музыканты», сказки
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Литература, чтение. Конспекты занятий
- Темочки
2. Развивать способность к целостному восприятию произведений.
Воспитательные:
1. Воспитывать у детей чувство товарищества, желание прийти друзьям на помощь.
Ход:
Мотивационный этап
-Ребята, посмотрите, что я нашла. Коробка упакована в красивую блестящую бумагу. Так и хочется ее развернуть. Ой, смотрите, на ней прикреплена записка.
Как коробку развернете,
Вы картинки в ней найдете.
Вы, ребята, не зевайте
Сказку сразу называйте!
- посмотрим? (разворачиваю бумагу, открываю коробку. А в ней сюрприз).
Игра «Угадай из какой сказки герой»
Дети по очереди достают картинки, рассматриваем и называем сказки.
Последним достаю картинку к сказке «Уголек, соломинка и боб».
-это картинка из сказки? (да, нет. Как вы думаете почему)
- кто здесь нарисован? (веточка, камешек. Вам трудно догадаться кто это? Это друзья боб, соломинка и уголек)
- Хотите узнать историю про этих героев? (да)
- а как мы можем узнать, кто они такие и что с ними случилось? (посмотреть мультик, спросить у мамы, прочитать. Если не отвечают. Ваш вариант – прочитать сказку)
- А поможет нам книга сказок. Я предлагаю послушать сказку «Уголек, боб и соломинка».
Ориентировочный этап.
- Для чего мы будем читать сказку? Что мы хотим узнать? (как их зовут, и что с ними случилось).
Исполнительский этап
- Я прочитаю сказку братьев Гримм «Соломинка, уголь и боб», садитесь правильно, чтобы удобно было слушать.
Жила-была одна старушка, старая-престарая. Восемьдесят лет ей было. Пошла старушка на огород, собрала целое блюдо бобов и решила их сварить (это плоды такие. Растут на огороде). «Вот,- думает,- сварю бобы и пообедаю».
Растопила она печь и, чтобы огонь разгорелся получше, подбросила в топку пучок соломы. А потом стала сыпать в горшок бобы.
Вот тут-то всё и началось. (Как вы думаете, что произошло дальше)
Когда сыпала она бобы в горшок, один боб взял да и упал на пол.
Упал и лежит рядом с соломинкой.
И сюда же, на пол, выскочил из печки раскаленный уголёк.
Вот соломинка и говорит :
— Милые друзья, откуда вы здесь?
— Я, — отвечает уголек, — из печки. Если бы, — говорит, — я оттуда не выскочил, я бы пропал: пришлось бы мне сгореть и рассыпаться золой. (это то, что остается после сгоревших дров)
А боб говорит:
— И мне посчастливилось, что я сюда упал. (Интересно, в чем бобу посчастливилось?)
А то пришлось бы мне, как и другим моим приятелям-бобам, в кашу развариться. А соломинка говорит :
— И я рада, что в печку не попала, а здесь лежу.
— Ну, а что же мы теперь делать будем?- спрашивает уголёк.
— Я думаю,- сказал боб,- вот что. Пойдёмте-ка путешествовать. (Вот они чего надумали).
— Пойдём, пойдём! — сказали уголёк и соломинка.
И пошли они вместе — боб, соломинка и уголёк — путешествовать. Долго шли и пришли к ручейку.
Ручеёк маленький, узенький, а перебраться через него трудно — мостика нет. Как тут быть? (Действительно, как же быть)
Подумала соломинка и говорит :
— Мы вот что сделаем: я перекинусь с бережка на бережок, а вы по мне переправитесь (перейдете, как по мосту. (Вот что соломинка придумала! Молодец)
Так они и сделали. Перекинулась соломинка с берега на берег, и первым побежал по ней уголёк. Бежит, как по мосту. Добежал до середины, слышит — плещет внизу вода. Стало ему страшно, остановился он и кричит:
— Боюсь воды (взрослый делает паузу, приглашая детей продолжить вместе) боюсь воды!
А пока он стоял и кричал, соломинка от него загорелась (уголек же горячий, он из печки выпал, распалась на две части и полетела в ручей. Уголёк тоже упал в воду, зашипел: «Тону, спасите!» — и пошёл ко дну.
А боб осторожней был — он на берегу остался. Остался на берегу и давай смеяться над угольком и соломинкой. (Вот так друг оказался) Смеялся он, смеялся да и (взрослый делает паузу, приглашая детей продолжить вместе) лопнул от смеха. Плохо бы ему пришлось, но, на его счастье, сидел на берегу бродячий портной. Достал портной нитки и сшил обе половинки боба. А так как у портного белых ниток с собой не было, зашил он боб чёрной ниткой. С тех пор у всех бобов чёрный шов посредине.
- Вот какая история приключилась с героями сказки «Соломинка, уголь и боб»!
- Понравилась вам сказка? (да)
Физкультминутка: предлагаю и нам с вами отправиться в путешествие, как и наши сказочные герои:
Дети утром рано встали,
За грибами в лес пошли. (Ходьба на месте.)
Приседали, приседали,
Белый гриб в траве нашли. (Приседания.)
На пеньке растут опята,
Наклонитесь к ним, ребята,
Наклоняйся, раз-два-три,
И в лукошко набери! (Наклоны.)
Вон на дереве орех.
Кто подпрыгнет выше всех? (Прыжки.)
Если хочешь дотянуться,
Надо сильно потянуться. (Потягивания – руки вверх.)
Три часа в лесу бродили,
Все тропинки исходили. (Ходьба на месте.)
Утомил всех долгий путь –
Дети сели отдохнуть. (Дети садятся.)
Задаю вопросы:
- Ребята, как встретились друзья в сказке?
- Какое препятствие ожидало друзей?
- Как повели себя друзья?
- Что можно сказать про соломинку? (она смелая и хотела помочь друзьям перейти на другой берег).
- Что делал Боб, когда его друзья попали в беду?
Каким он оказался? Его можно назвать? (осторожным, не стал помогать друзьям).
-Ребята, чем закончилась сказка? (Путешествие не состоялось, потому что герои не смогли помочь друг другу).
-А если бы ваши друзья попали в беду, как бы вы поступили? (Не стали бы смеяться. Помогли бы своим друзьям).
-Ребята, чему научила нас сказка? (Чтобы дружба была крепкой всегда нужно приходить друзьям на помощь, не бросать в беде, поддерживать в трудную минуту).
-Ребятки, вы все правильно говорите! Но, что-то мне не нравится конец у этой сказки. Очень уж грустно она закончилась. Давайте придумаем другой конец.
-представьте, что вы оказались в сказке, как бы вы помогли героям сказки перейти ручеек? (построить плот, лодку, мостик)
-Я с вами согласна! Давайте нарисуем лодку для наших друзей.
Рефлексивный этап
-Кто из героев понравился больше всех и почему? Если боб - Почему?
-Что мы можем посоветовать бобу на будущее?
- Ребята, если вам понравилось наше знакомство со сказкой предлагаю вам нарисовать солнышко, а если не понравилось, то тучку.
- Сегодня вы все были дружными, активными, веселыми. Я вами очень довольна!
Перспективный этап
Кто-нибудь знает сказку похожую на эту? «Пузырь, соломинка и лапоть» Попросите дома маму почитать ее.