Римма Шашкова
Конспект занятия в старшей группе по рисованию «Марья-искусница. Золотая хохлома»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Совершенствовать умение рисовать концом кисти, ватной палочкой; выполнять узор в определённой последовательности.
Задачи:
1. Расширять и уточнять представления детей о предметах народного художественного промысла русских мастеров – хохломской посуде, особенностях её росписи.
2. Развивать умение активно и творчески применять ранее усвоенные способы рисования при создании узоров по мотивам хохломской росписи.
Публикация «Конспект занятия в старшей группе по рисованию „Марья-искусница, Золотая хохлома“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Рисование. Все материалы
- Рисование. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Хохлома. Знакомимся с хохломской росписью
- Хохлома. Конспекты занятий
- Хохлома. Рисование, роспись
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2024
3. Развивать самостоятельность, эстетические чувства и эмоции, чувство ритма и композиции.
4. воспитывать любовь и интерес к народному творчеству.
Предварительная работа:
1. Познавательные беседы о народном декоративно – прикладном искусстве. 2. Рассматривание изделий прикладного искусства, иллюстраций, стилизованных образцов.
3. Цикл занятий в области «Художественное творчество» (декоративное рисование).
4. Рисование элементов хохломского узора, составление композиций, роспись силуэтов в совместной деятельности воспитателя с детьми и самостоятельной художественной деятельности детей.
5. Дидактические игры: «Обведи рисунок», «Продолжи узор», «Поможем художнику», «Золотая хохлома», «Составь узор на посуде», «Угадай-ка!».
Материал и оборудование:
1. Выставка предметов народно – прикладного искусства: игрушки, музыкальные инструменты, посуда – расписанные хохломской росписью
2. Гуашь красного, зелёного, чёрного цвета; тонированные тарелки, салфетки, кисти, ватные палочки, баночка с водой.
Ход занятия:
(Перед занятием в группе оформлена выставка посуды, музыкальных инструментов, игрушек расписанные хохломской росписью.)
Дети проходят под русскую народную музыку, их встречает воспитатель в костюме «Хохлома» Марья искусница.
1. Организационный этап:
Марья искусница :
Здравствуйте, мои дорогие
И маленькие и большие.
Вижу, как вы подросли
До чего ж все хороши! Меня зовут Марья искусница.
Сегодня день у нас особый,
Я приглашаю вас друзья.
А вы со мной идти готовы?
В чудесный мир зову вас я.
Дети: (Да)
2. Мотивационно-ориентировочный этап:
Марья искусница :
А вы любите отгадывать загадки?
Дети: (Да)
Марья искусница : Тогда слушайте:
Ветка плавно изогнулась, и колечком завернулась.
Рядом с листиком трёхпалым, земляника цветом алым.
Засияла, поднялась, сладким соком налилась.
А трава, как бахрома. Что же это? …
Дети: (Хохлома)
Марья искусница : Правильно, мои дорогие! Я приглашаю вас на необычную выставку!
Чудеса сейчас придут
Интересно будет тут!
Посмотрите вокруг, сколько разных предметов, украшенных яркими, нарядными узорами, которые отливают золотом.
Марья искусница : А вы не знаете, ребята, от чего и почему, очень часто называют золотою Хохлому?
Дети: (на всех изделиях присутствует золотой цвет)
Вот здесь посуда: ложки, плошки и кувшины. Вот это музыкальные инструменты: бубны, трещотки, свистульки. Даже игрушки есть: куклы в расписных сарафанах, мячики, матрешки и петушки.
А как вы думаете, из чего раньше на Руси все это делали?
Дети: (Из глины, из дерева)
Марья искусница :
Ох, Россия, ты Россия,
В каждом доме терема
Всей земле на удивление –
Золотая Хохлома.
3. Проблемно - поисковый этап:
Марья искусница : Ой, ребятки, посмотрите, непорядок какой, как это на мо выставку попали эти некрасивые тарелки? Что с ними не так?
Дети: (Они не расписанные)
Марья искусница : Вот беда, так беда, да сколько их много, может, вы мне поможете исправить все?
Дети: (Да)
Марья искусница : Но стачало нам надо набраться сил, отдохнуть.
Физминутка:
Хлопают в ладошки дружные матрешки. (Хлопают в ладоши)
На ногах сапожки (Руки на пояс, поочередно выставляют ногу на пятку вперед)
Топают матрешки. (Топают ногами)
Влево, вправо наклонись, (Наклоны телом влево – вправо)
Всем знакомым поклонись.
4. Практический этап:
Марья искусница : Отдохнули?
А теперь я предлагаю вам стать настоящими народными мастерами и расписать самим тарелки под хохлому. Проходите в мою мастерскую, наденьте фартуки и рукава, чтобы не испачкаться.
Для начала давайте вспомним, какие элементы использовали мастера хохломской росписи.
Дети: (Веточки, ягодки, кустики, цветы)
Марья искусница : Абсолютно верно. Хохломские мастера любят их рисовать и называют ласково «травкой» или еще травный узор. Они вырисовывают травку с завитками, которые называются «кудриной», от слова кудри.
Марья искусница : А какие цвета используют в своей работе хохломские мастера?
Дети: (Золотой, красный, черный, зеленый)
Марья искусница : Какой цвет используют мастера для фона?
Дети: (Красный, жёлтый, чёрный)
Марья искусница :
Все листочки, как листочки
Здесь же каждый золотой
Красоту такую люди
Называют хохломой!
Совершенно верно, мои дорогие мастера. И мы с вами тоже будем использовать в работе эти цвета. А работать мы будем с помощью кисти и ватных палочек.
Но знаете, я вам расскажу один секрет, настоящие мастера перед работой, обязательно разминают ладони, пальцы.
Приготовьте свои руки.
Пальчиковая гимнастика:
Кисти, кисти помогите хохлому рисовать начните!
(Сжимают и разжимают кисти рук)
Столы стоят кругом, посередине лежат образцы расписанных тарелочек, дети расписывают. Звучит негромкая музыка. Марья искусница расписывает свою тарелочку и объясняет, напоминает технику рисования кудрины. (напоминает, что кисть держим вертикально столу тремя пальцами, рисуем кончиком кисти.) Подбадривает, подсказывает, поощряет. Уточняю, то моно нарисовать с помощью ватных палочек - рисуем ягодки.
- Ай, да молодцы! Рукодельницы
- Настоящие мастера по хохломской росписи!
Вот и закончили своё дело народные умельцы - мастера.
Марья искусница :
Ох, какие же вы молодцы! У вас получились замечательные изделия народного промысла с хохломской росписью. Вот вы Марьюшке угодили. У каждого получился свой, неповторимый узор. Не перевелись еще мастера на земле Русской. Помогли мне?
А теперь народ порадуем, да на выставку мою понесём….
Итог:
Понравилось вам быть мастерами?
Какой росписью мы расписывали тарелочки?
Что нового вы узнали?
Какие элементы хохломской росписи вы использовали в работе?
С какими трудностями вы столкнулись?
А я хочу вас поблагодарить,
тарелочки вы заберите, да близких порадуйте!