яна войнова
Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе «Жизнь первобытного человека»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия в старшей группе по познавательному развитию «Жизнь первобытного человека»
Войнова Яна
Конспект «Жизнь первобытного человека»
ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ.
Публикация «Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе „Жизнь первобытного человека“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Первобытные люди для дошкольников
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2016
Познакомить детей с внешним обликом и бытом первобытного человека; расширить словарный запас введением новых слов, развивать воображение, фантазию, логическое мышление. Учить детей использовать предметы – заместили. Способствовать развитию мелкой моторики.
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА: Беседа о первобытных людях, рассматривание иллюстраций, чтение о первобытных людях «Моя первая энциклопедия», журнал издательства ООО «Де Агостини» № 10 «Первобытный человек»
МАТЕРИАЛЫ И ОБОРУДОВАНИЕ: Иллюстрация по теме, муляжи продуктов (рыба, орехи, ягоды, макет костра, макет пещеры, веточки для вертела, плоский камень, длинный камень, палки, веревки и «копья» по количеству детей; игрушки-моталки.
Ход ЗАНЯТИЯ:
Ребята, сегодня нас с вами ждут удивительные приключения. Сейчас я расскажу вам правдивую историю. Давным-давно это было, на нашей планете, где уже жили разные животные и птицы, появился … (показ картины – первобытного человека).
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.
Жил на свете первобытный человек
Он впервые в жизни видел даже снег
Строил хижины, готовил дичь
И бросал он обезьянам громкий клич.
Палкой землю ковыряя,
Пропитанье добывал,
И законы от природы
Очень чётко соблюдал.
Воспитатель: Давным-давно это было. На нашей планете, где уже жили разные животные и птицы, появился человек. Откуда он появился? Мы не знаем. Но он все-таки появился. Вот какой он был (показ иллюстрации). У человека не было ни острых зубов, ни когтей, он не умел летать, правда, он был быстр, ловок и сообразителен.
Древние люди, в те давние времена, жили человеческими стаями. И в каждой стае был вождь, старейшина. Пока взрослые члены стаи занимались охотой, дети учились у самых мудрых и опытных наставников. Сегодня я буду вашим вождем.
Посмотрите, во что был одет древний человек?
Дети: Древний человек был одет в шкуру.
Воспитатель: Да, тогда не было современной одежды. Из костей, добытых на охоте животных, человек научился делать иглы, чтобы сшивать шкуры животных и делать из них одежду. А кто знает, зачем ему шкура? (на мультимедийном экране демонстрирует сюжетные картинки)
Дети: Шкура нужна была первобытному человеку, чтобы не замерзнуть. Шкура защищала от холода.
Воспитатель: Может быть, вы сможете сказать, что ещё нужно было человеку, чтобы выжить? (Наводящие вопросы воспитателя.)
Дети: Чтобы выжить ему нужна была вода, еда и дом.
Воспитатель: Как вы думаете, где жили древние люди?
Дети: Они жили в пещерах и строили шалаши из веток.
Воспитатель: А вот и наша с вами пещера. Здесь темно и холодно, бр-р-р. Я стала замерзать. Что бы такое придумать, что бы стало теплее и светлее.
Дети: Развести огонь
Воспитатель: Да, хорошо было бы развести костер, вот и дрова приготовлены. Да вот беда, как же добыть огонь? (Ответы детей). Я вам открою один секрет. Первобытные люди ждали, когда в лесу от молнии загорится дерево, и этот огонь они берегли в своей пещере. Но есть еще один способ добычи огня. Нужно взять немного лесного мха, поставить на него палочку и быстро вращать ее ладонями. Делать это нужно, пока не появится огонь. (Дети «добывают» огонь). Да, процесс этот трудный и долгий. Чтобы ускорить его, я предлагаю подуть на костер. (Дети дуют на костер, появляется «огонек»). Ну, вот сразу стало светло и тепло.
(Звучат голоса леса).
Воспитатель: Вы слышите, кто-то большой и злой ходит возле нашей пещеры. Это, наверное, хищники! Я боюсь! Что же делать? (Ответы детей). Нам надо вооружиться. Древние люди изготавливали оружие из разных материалов: из камня – ножи и дротики, наконечники копий; из дерева – копья и ручки топора, дубины. Каменное острие они привязывали к дереву с помощью гибких растений – лиан. Давайте-ка и мы попробуем сделать копье первобытного человека. Правда, каменные наконечники мы заменим картонными, а лианы веревками. Но для защиты нашей пещеры это сгодится. Согласны? (Дети делают копья). У нас настоящее оружие, и теперь нам не страшны ни какие хищники, ни саблезубые тигры, ни даже мамонты.
Динамическая пауза «Острова».
Раз, два – острова.
(Два хлопка, полукруг одной рукой, затем другой в сторону, как бы изображая два острова)
Три, четыре – мы приплыли.
(Два хлопка, обеими руками изобразить волнообразные движения от себя)
Пять, шесть – сходим.
(Два хлопка, поочередное движение правой рукой, ладошкой вниз (отбиваем мяч, левой ладошкой вверх (подбрасываем мяч)
Семь, восемь – сколько сосен.
(Два хлопка, правую руку вытянуть вверх, затем на слове «сосен» вытянуть левую)
Девять, десять – мы в пути.
(Два хлопка, средним и указательными пальцами обеих рук выполнить движение от себя вперед, изображая «шаги»)
Досчитал до десяти!
Воспитатель: Человек все необходимое для питания добывал в лесу и реке. Ребята, как вы думаете, какие продукты питания могли дать лес и река?
Дети: Первобытный человек охотился на дичь, собирал ягоды, грибы и различные корешки, собирал яйца диких птиц, ловил рыбу, собирал орехи.
Что- то хочется есть. А вы проголодались? Пойдемте ловить рыбу. (Игра «Кто быстрее поймает рыбку»). Какой большой улов!
Воспитатель: Посмотрите сколько всего вкусного и полезного дала нам природа. (Показывает детям муляжи продуктов.) Как же нам все это приготовить?
Дети: Продукты можно сварить, пожарить, посушить
Воспитатель: Чтобы разделать птицу, нам необходим нож. Для этого мы возьмем длинный камень, который заточим о другой камень
Воспитатель: А жарить мы ее будем на вертеле. Нанизываем курицу на палочку и подвешиваем над костром. Но вертел необходимо кому – то крутить. Чтобы мясо не сгорело. А пока жарится курица, давайте приготовим рыбу и яйца, выкопаем корешки палкой-копалкой.
После еды, пещерные люди любили полакомиться вкусненьким. Но, ни конфет, ни печенья в те времена не было. Зато в лесах было видимо-невидимо вкусных и сладких ягод. Давайте отправимся в лес за ягодами. (Игра «Собери ягоды»).
Воспитатель: А сейчас мы с вами опять превратимся в современных детей (дети снимают шкуры). Молодцы дети, мы отлично справились со всеми первобытными трудностями. Скажите, как жилось первым людям на нашей цветущей планете?
Дети: Первобытным людям было тяжело. Они с трудом добывали еду, одежду и т. п
Воспитатель: Что им необходимо было делать, чтобы выжить в нелегких природных условиях?
Дети: Первобытные люди должны были много думать, трудиться.
Воспитатель: Верно. А еще ребята первые люди были очень дружны, помогали друг другу и всегда держались вместе. Давайте последуем их примеру и дружно продолжим прогулку.