Елена Трифонова
Конспект занятия в старшей группе по ознакомлению с природой нашей страны «Перелётные птицы»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия в старшей группе
по ознакомлению с природой нашей страны “ Перелётные птицы ”
Программное содержание.
1. Продолжать знакомить детей с весенними изменениями в природе – перелётными птицами.
Публикация «Конспект занятия в старшей группе по ознакомлению с природой нашей страны „Перелётные птицы“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Перелетные птицы
- Перелетные птицы. Конспекты занятий, НОД
- Птицы. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2013
2. Закреплять названия перелётных птиц, учить узнавать их по описанию. Познакомить со звуками природы, пением птиц.
3. Воспитывать эстетическое отношение к природе.
Предварительная работа.
1. Наблюдение за птицами на прогулках.
2. Рассматривание птиц на иллюстрациях.
3. Беседы о жизни птиц в разное время года.
4. Разучивание стихов о птицах.
5. Проведение дидактических игр “Кто больше назовёт птиц”, “Зимой и летом ”.
6. Чтение рассказов В. Бианки, Г. Скребицкого, А. Баркова, Г. Снегирёва, Л. Н. Толстого о птицах.
7. Разучивание физкультурной минутки.
8. Разучивание пословиц о птицах и временах года.
Атрибуты.
1. Иллюстрации с изображением перелётных птиц.
2. Магнитофон, кассеты с записью пения птиц, “Весенней песни” Ф. Мендельсона-Бартольди, фортепьянного концерта Вивальди “Времена года. Весна”.
Ход занятия.
На фоне тихо звучащей музыки Ф. Мендельсона-Бартольди воспитатель читает стихотворение Г. Ладонщикова:
- Хорошо в лесу в апреле.
Пахнет лиственною прелью,-
На деревьях гнёзда вьют;
На полянках медуница
Выйти к солнышку стремится,
Между травами сморчки
Поднимают колпачки;
Набухают веток почки,
Пробиваются листочки,
Начинают муравьи
Поправлять дворцы свои.
- Вот и пришла весна. Прилетели птицы. А кто же к нам прилетел?
(дети называют птиц и показывают картинки с их изображением)
- Ребята, кто знает стихи о перелётных птицах? Расскажите их. (Дети рассказывают стихи о зяблике, журавлях, скворце, ласточке, грачах)
1. Лишь утро в саду настаёт,
Ещё не проснувшись, я слышу:
На ветке, то громче, то тише,
Без удержу зяблик поёт.
Купается в алом рассвете,
Прищёлкивает язычком,
Как будто бы лучшим на свете
Позавтракал он
Червячком! (Т. Белозёров)
2. Зиме конец,
Летит скворец
B громко распевает:
-Пришла весна,
ясна, ярка.
Смотрите, как свё тает!
3. Курли-курли-курли,
Летят, летят журавли!
Курлы-си, курлы-си,
По Руси! По Руси!
(р. н. песенка)
4. Милая певунья,
Ласточка родная,
К нам домой вернулась
Из чужого края.
Под окошком вьётся
С песенкой живою:
“Я весну и солнце
Принесла собою…”. (И. Белоусов)
5. Кричат, торопятся с утра
В халатах чёрных мастера.
На ветках вяза и осины
Грачи плетут свои корзины.
- Почему птицы покидают родные края? (отв. детей)
- Да, они устраивают себе зимовку в более тёплых краях. Но наступила весна, и "великое переселение птиц на Родину началось.
Летят птицы из дальних стран.
Летят через широкие моря, где некуда присесть, если устанут
крылья.
Летят через высокие горы, где от снежных вершин веет холодом.
Летят через пустыни и степи, через леса и реки. Усталые, измученные прилетают птицы в родные места.
Прилёт идёт не как попало, а в строгом порядке: первыми к нам прилетают те птицы, что улетели от нас последними осенью; последними те, что улетели первыми" [4].
- Куда весна приходит раньше - в поле или в лес? Почему? (в поле снег тает быстрее, т. к. место открытое)
- Как только в поле появляются проталины, первыми прилетают … кто? (грачи) Правильно, их так и называют - вестовые весны. День 17 марта, когда прилетают грачи, издавна на Руси называли грачевником. Какую народную пословицу о граче вы знаете? (“Грач на горе – весна на дворе”).
- Кто прилетает вслед за грачами? (скворцы)
- Что означает прилёт скворцов? (это верный признак весны)
- Что делают скворцы после прилёта? (чистят домики-скворечники, носят в клювах былинки и мягкую подстилку, устраивают уютное гнездо)
- Вслед за скворцами прилетели? …. (отв. детей – жаворонки)
- Голубое небо зазвенело от звонких музыкальных песен. Чем же питаются в это время жаворонки? (семенами различных растений)
- На большой высоте пролетают журавли. Как прибудут – соберутся на ток. Тут-то у журавлей и начнутся пляски. Станут на заре в круг, а посредине хоровода два плясуна: приседают, кланяются, трубят, вытянув шеи. Журавлиные пляски – зрелище захватывающее… (илл.)
- А теперь отгадайте мои загадки. О каких птицах я буду рассказывать? Найдите их на картинках. (воспитатель даёт логические задачи)
1. Маленькая серая птичка с чёрной грудкой и белыми боками. Хвостик длинный. Бегает и трясёт хвостиком. (Трясогузка).
2. Птица большая с длинным клювом и долговязыми ногами. Любит рыбу да лягушек. Живёт на пруду или в болоте. (Журавль)
3. Живёт в лесу, грудка полосатая, хвост длинный, ест мохнатых ядовитых гусениц. (Кукушка)
4. Птицы чёрные, с белыми носами. Ходят важные, тугим пером поблёскивают, носами землю ковыряют, червяков да личинок из неё потаскивают. (Грачи)
Физ. минутка.
- Не все птицы улетают на юг. Некоторые остаются зимовать.
Вспомним одну из них.
- Скачет шустрая синица, Прыжки на месте на 2-х ногах.
Ей на месте не сидится, Прыжки на левой ноге.
Прыг-скок, прыг-скок, Прыжки на правой ноге.
Завертелась, как волчок. Кружимся на месте.
Вот присела на минутку, Присели.
Почесала клювом грудку, Встали, наклоны головы вправо-влево.
И с дорожки – на плетень, Прыжки на месте на левой ноге.
Тири-тири, То же на правой ноге.
Тень-тень-тень. Прыжки на 2-х ногах.
- А какие песни выводят, поют птицы!
1. Зяблики поют звонко и задорно, песни их бывают короткими
“пинь-пинь” или сложными с “росчерком” на конце: “фью-
фью-ля-ля-ля, ля-ля-ви-чиу”. Перед дождём они рюмят “рюм-
рю”.
2. Пеночка- теньковка повторяет на разные тона “тень-тинь-тюнь”,
будто вода капает.
3. Пеночка-трещотка трещит “сип-сип-сип-сирр”.
4. Синичка-гаечка свистит “тью-тюй-тюй-тюй”.
5. А московка как будто выговаривает: “винтик-винтик-винтик” .
6. У большой синицы три слова в песне: “ци-ци-фи, ци-ци-цип, ци-
ци-фи”.
7. Иволга поёт, будто на флейте свистит “фи-ти-лиу”.
8. Овсянка поёт просто, незатейливо: “зинь-зинь-зинь”.
(Дети подражают пению птиц)
- А кто назовёт самых лучших певцов? (отв. детей: в лесу – певчие дрозды; в полях – жаворонки; в рощах и садах - соловей)
Но самая красивая песня у соловья: сложная, с повторами слогов. Соловей и свистит, и щёлкает, и трещит. Нет в мире голоса богаче, гибче и прекрасней, чем голос этой нашей маленькой птички.
- Кто вспомнит пословицу о соловье? (“У соловья волшебное пение да скромное оперение”)
- Послушайте звуки леса, настоящие песни птиц.
Звучит пение птиц в записи.
- Многие композиторы писали музыку о временах года, о природе. Вот и итальянский композитор Вивальди сочинил концерт “Весна”. Послушайте, как он сумел показать радость птиц от того, что наконец-то пришла весна.
Слушание отрывка из фортепьянного концерта Вивальди “Времена года. Весна”
- О каких перелётных птицах мы сегодня вспомнили? Когда они прилетают? Что дают птицы людям? (радость)
Методическое обеспечение.
1. Апполонова Н. И., Румянцева И. А. “Экологическое образование детей дошкольного возраста. Вып. 1. Методическое пособие. ” – Ульяновск, 1998 г.
2. Белозёров Т. “Карасик” - М. : Детская литература, 1981 г.
3. Барков А. “Голоса весеннего леса”.
4. Бианки В. “Лесная газета”. – Л., 1990 г.
5. Виноградова Н. Ф. “Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой. ” - М. : Просвещение, 1978 г.
6. Горькова Л. Г., Кочергина А. В., Обухова Л. А. “Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников: средняя, старшая, подготовительная группы. ” – М. : ВАКО, 2005 г.
7. Запартович Б. Б., Криворучко Э. Н., Соловьёва Л. И. “С любовью к природе. Дидактический материал по природоведению для начальной школы”. Второе издание. / Под ред. И. Д. Зверева. –
М. : Педагогика, 1978 г.
8. Ковалько В. И. “ Азбука физкультминуток для дошкольников: Практические разработки физкультминуток, игровых упражнений, гимнастических комплексов и подвижных игр (средняя, старшая, подготовительная группы)”. – М. : ВАКО, 2005 г.
9. Ладонщиков Г. “В апреле”.- Журнал “Игрушечка”, №2 – 1992 г.
10.“Ладушки. Энциклопедия детского фольклора”. – М. : Белый город, 2007 г.
11. Мариничева О. В., Ёлкина Н. В. “ Учим детей наблюдать и рассказывать: Популярное пособие для родителей и педагогов ”/Художники Г. В. Соколов, В. Н. Куров. - Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2002 г.