Елена Волкова
Конспект занятия в старшей группе «Осторожно, огонь!»
Цель:
- закрепить знания у детей о пожарной безопасности;
Задачи:
- дать детям представление о пользе и вреде огня;
- закрепить знания детей об опасных ситуациях, причинах возникновения пожаров и правилах поведения при пожаре;
- воспитывать у детей потребность в заботе о своей безопасности;
- формировать понятие "пожарная безопасность"; уважение к людям,оказывающим помощь при пожаре;
Публикация «Конспект занятия в старшей группе „Осторожно, огонь!“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Пожарная безопасность
- Пожарная безопасность. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
- ввести в словарь детей новые слова: языки пламени, задымление, пена, ожог
Оборудование:
сказка "Огонь - друг, огонь - враг", картинка с изображением пожарной команды, ленточки красного и синего цветов, предметы для пожаротушения, светофорчики (красные,зеленые,мяч
Предварительная работа:
- беседы на тему "чем опасен огонь";
- чтение художественной литературы: С. Маршак "Пожар", "Рассказ о неизвестном герое"; Б. Жидков "Дым", "Пожар в море"; Л. Толстой "Пожарные собаки"
- рассматривание демонстрационного материала "Не играй с огнём","Спецтехника"
Ход занятия:
-Ребята, у нас на столе лежит сундучок. Как вы думаете, что в нём находится? (ответы детей). Давайте его откроем (в сундучке лежит коробок спичек)
Перед нами коробок,
Он похож на теремок.
Злой волшебник в нём живет.
Недовольный пряча взгляд,
Непослушных ждёт ребят.
Как начнёт он их просить:
"Можно с вами мне дружить?
Я весёлый огонёк,
Стал мне тесен коробок.
Разве трудно спичку взять?
Отпустите меня гулять!
Буду бегать и шалить,
Всех могу развеселить!"
Очень хитрый огонёк,
А ребятам невдомёк,
Что дружить с таким нельзя,
Спички прячутся не зря.
- Ребята, для чего нужны спички? (развести огонь) А сейчас я вам расскажу сказку про огонь, называется она "Огонь - друг, огонь - враг".
Жил-был Огонь. Был он очень веселый и горячий. Гулял Огонь где хотел — по лесам, домам, деревьям. Никого Огонь не щадил на своем пути и был злейшим врагом всего живого.
И вот однажды повстречался на его пули Человек и сказал: «Давай, Огонь, померяемся силой». Огонь отвечает: «Да куда тебе, Человек, со мной силой мериться». А Человек настаивал на своем, Огонь и согласился. Вот начался у них бой. Человек заманил Огонь к реке и прыгнул в воду. Схватил Человек мокрой рукой языки пламени и хотел затушить. Взмолился Огонь: «Не туши меня, Человек, верой и правдой тебе служить буду». Пожалел его Человек, заставил служить себе. Вот так и начал Огонь служить Человеку и стал его другом.
-Ребята, вы видели огонь костра, огонь свечи, пламя горящих в печи дров?
Расскажите, как выглядит огонь. Верно,огонь ярко-красный или оранжевый, он очень горячий. Языки пламени всё время в движении, они трепещут, дрожат. Вокруг огненного пламени вьётся дым. А как вы думаете, огонь - это хорошо или плохо? (ответы детей)
- Давным-давно люди научились добывать огонь. Огонь верно служит человеку: согревает и кормит, так как с его помощью можно приготовить еду. Огонь помогает людям путешествовать по морям,ездить на автомобиле - в моторе автомобиля тоже работает огонь. Сгорает бензин и приводит машину в движение. Полыхает огонь и на заводах в печах, он плавит металл. В других печах огонь варит стекло, из которого выдувают красивые стеклянные изделия. Космическая ракета взлетает ввысь, оставляя яркий хвост пламени - это сгорает ракетное топливо.
- Но когда огонь попадает в руки маленьких детей или взрослые забывают об осторожном обращении с огнём, он сразу становится смертельно опасным и из друга превращается во врага. Огонь,выходя из повиновения, не щадит ничего и никого. Одна лишь маленькая искорка может привести к большому пожару. В наших домах много предметов, которые легко воспламеняются и тогда может произойти беда.
- Скажите, от чего может возникнуть пожар? (от спички,от сигареты,невыключенной газовой плиты и электроприборов) А что может загореться дома, в лесу? (ответы детей) Чем,кроме огня ещё опасен пожар? (дымом, им можно задохнуться)
- А сейчас предлагаю поиграть в игру "Горит - не горит". Я буду называть предметы, а вы,если этот предмет горит, будете поднимать руки вверх и изображать языки пламени, а если не горит - руки нужно опустить.
Слова: бумага, гвоздь, занавески,чайная ложка, тетрадь, стол, одежда, сухая трава, бензин.
Вопросы к детям:
1. Как называются люди, которые тушат огонь, спасают людей, дома от пожара? (Пожарные.)
2. Почему работа пожарных нужна людям? (Они тушат пожар в домах, лесах, спасают людей, их вещи, дома.)
3. Какая у них работа? (Трудная, но интересная, тяжелая, но нужная людям.)
4. Какими должны быть пожарные? (Сильными, смелыми, закаленными, ловкими, мужественными, находчивыми, решительными.)
5. Почему они должны быть сильными, смелыми? (Они выносят людей из огня, работают в огне, дыму.)
6. Зачем пожарные надевают противогаз? (Чтобы можно было дышать при задымлении.)
7. По какому номеру вызывают пожарных? («01».)
8. Что ты должен сообщить, вызывая пожарных? (Что случилось и точный домашний адрес: улицу, номер дома и квартиры.)
- Молодцы, ответили на все вопросы, и у нас открылась картинка — это пожарная машина. На ней можно быстро примчаться на пожар.
Мчится огненной стрелой,
Мчится вдаль машина.
И зальет пожар любой
Смелая дружина.
А теперь встаньте, мы с вами поиграем с мячом. Игра называется «Лови — бросай, сразу отвечай».
Для чего пожарной машине нужна сирена? (Чтобы все слышали и уступали дорогу.)
Почему пожарная машина красного цвета? (Чтобы ее было заметно на дорогах: красный — цвет огня)
Зачем машине раздвижная лестница? (Чтобы подниматься на высокие этажи.)
Как называются длинные шланги, которыми тушат пожар? (Рукава.)
Чем тушат бензин? (Пеной.)
Где пожарные берут воду, если она закончилась в машине? (В колодцах, из реки.)
- Молодцы, а сейчас мы поиграем в подвижную игру «Огонь — вода». Дети с красной ленточкой — это огонь, с голубой — это вода. Дети с голубой ленточкой должны собрать все красные, изображающие огонь, т. е. «потушить огонь» (играем 1—2 раза).
Но не только водой можно тушить огонь. Посмотрите на эти предметы (одеяло, ведро с водой, ведро с песком, спички) и подумайте, для чего они нужны? Они нужны, чтобы потушить огонь. Найдите один лишний предмет (это спички, они служат причиной пожара, а не помогают его тушить)
- И нужно обязательно знать правила, как себя вести во время пожара. Их мы закрепим в игре «Разрешается — запрещается».
Возьмите в руки свои знаки — светофорчики и показывайте красный кружок, если это делать нельзя, и зеленый кружок — если это делать можно:
•
в случае пожара вызвать пожарных по телефону «01»;
бросать горящие спички;
кричать и звать на помощь взрослых;
оставаться в помещении, где начался пожар;
открывать окна и двери во время пожара;
закрывать нос, рот и голову мокрым полотенцем;
прятаться в угол, под шкаф, под кровать;
оставлять без присмотра включенные электроприборы;
двигаться ползком или пригнувшись к выходу;
обливать водой стены, пол во время пожара;
пользоваться лифтом;
не бояться, слушаться во всем пожарных;
тушить водой горящие электроприборы;
обращаться к соседям за помощью;
по возможности пытаться тушить пожар;
включать газ, электроприборы, свет.
- Молодцы, садитесь, все правила назвали.
Огонь оставляет за собой страшный след: вместо леса, дома — пепел, зола, обгорелые головешки. А как страдает человек от пожара (он получает ожоги, задыхается от дыма)
- Вы должны запомнить, что пожар — это не случайность, а результат неправильного поведения. Сегодня вы узнали, что огонь может быть для нас и другом, и врагом, но все-таки пользы от огня больше, чем вреда. Огонь делает нашу жизнь теплее, уютнее. Я хочу, чтобы вы были очень осторожны с огнем, внимательны, помнили об опасности, всегда соблюдали правила, и беда обойдет вас стороной.
Человеку друг огонь,
Только зря его не тронь.
Если будешь баловать,
То беды не миновать!
От огня не сдобровать,
Знайте,в гневе он сердит,
Ничего не пощадит.
Уничтожить может школу,
Поле хлебное, твой дом
И у дома всё кругом.
Гибнут в пламени пожара
Даже люди иногда,
Это помните всегда!