Наталья Пьянзина
Конспект занятия в старшей группе «Проделки Деда Буквоеда»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Выявить уровень знаний детей, полученных на занятиях по обучению грамоте.
Задачи:
обучающие:
• закрепить умение дифференцировать звуки речи (гласные-согласные, твёрдые согласные-мягкие согласные);
• выделять последовательность звуков в словах, определять место звука в слове, количество слогов в слове;
• упражнять в чтении слогов;
развивающие:
• развивать фонематический слух, артикуляционный аппарат, слуховое восприятие, совершенствовать грамматический строй речи;
• развивать мелкую и общую моторику, внимание, память, мышление.
воспитательные:
Публикация «Конспект занятия в старшей группе „Проделки Деда Буквоеда“» размещена в разделах
• воспитывать умение слушать товарищей, не перебивать друг друга,
• формировать дружеские взаимоотношения между детьми.
Оборудование:
демонстрационный материал (замки цветные, красный и сине-зелёный; картинки с изображением реки, леса; поезд с вагончиками с 1, 2, 3, окошками; дом и фигурка Буквоеда, квадраты цветные для звукового анализа; карточки с буквами).
Раздаточный материал: цветные квадратики для звукового анализа, карточки с картинками, карточки с заданием.
Интеграция образовательных областей:
познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
Предварительная работа: знакомство с гласными и согласными звуками, деление слов на слоги, работа с предложением, звуковой анализ слов, нахождение и придумывание слов с заданным звуком, разучивание стихов, знакомство с элементами массажа.
Методы и приемы: - Наглядный (пособия, картинки);
- Словесный (совместная речевая деятельность);
- Игровой (сюрпризный момент, динамические паузы);
-Практический (выполнение заданий, упражнений).
1. Организационный момент
Воспитатель: Ребята, сегодня занятие у нас необычное. Мы многое узнали о звуках, играли с ними, познакомились с некоторыми буквами, а сегодня попробуем все знания наши превратить в сказочную историю. Прежде напомните мне, пожалуйста, «звук» и «буква» - это одно и то же? (Ответы детей)
Воспитатель: Итак, мы отправляемся в город «Звуков» навстречу сказке.
Логопедическая песенка
Ас - ас – ас – ах как весело у нас
Ус - ус - ус – выбирай игру на вкус.
Ос – ос – ос- мчится быстрый паровоз
Ис – ис –ис –а теперь поем на бис!
II.Основная часть.
Дети садятся на стулья на ковре
1. Работа над звуками.
Подходим к красному замку
В красном замке
Звуки жили (гласные)
Пели песни разные.
Вместе жили и давно дружили.
Первым просыпался (А)
А-А-А вставать уже пора-а.
Отвечал ему звук (У)
У-У-У ну я же не хочу-у.
Вслед за ним стонал звук (о)
О-О-О рано ведь ещё.
Дальше ныл ленивый (ы)
ы-ы-ы разве мы вставать должны?
(Э) проснитесь побыстрей,
Собирайтесь в путь скорей.
Надо нам найти друзей
И тогда не будет грустно,
Сразу станет веселей.
Воспитатель: А друзья гласных звуков живут… (в сине-зелёном замке)
1 мальчик (в зелёным квадратиком на груди) :
Я-Динь, весёлый гномик,
Люблю зелёный цвет,
Люблю я звуки мягкие,
А брат мой старший-нет.
2 мальчик (в синем квадратиком на груди) :
Я-Дон, люблю звук твёрдый,
Люблю я синий цвет,
Сегодня мы проснулись,
А наших звуков нет.
Воспитатель: Кто-то звуки все забрал и картинки разбросал. Что же делать, ребята? Давайте наведём порядок, уберём на место картинки.
(картинки, начинающиеся с мягкого согласного, кладём к зелёной половинке замка, а картинки, начинающиеся с твёрдого согласного, к синей)
Среди картинок случайно попадается письмо.
Воспитатель: Ребята, давайте почитаем это письмо:
Всем привет.
Я – Буквоед.
Звуки ваши я забрал,
Из замка быстро убежал.
Меня вы сможете найти,
Дорогу дальнюю пройти,
За дремучими лесами,
За глубокою рекой
Стоит домик мой простой.
Воспитатель: Ну, что же, мы отправляемся на поиски согласных звуков?
Дети садятся за столы.
1. «Аукцион деда - Буквоеда» - детям нужно назвать 5 слов на определенную букву. А, Д, В, Ж, Г.
Воспитатель: На пути у нас река. Как же переправиться? (делаем мост из цветных квадратиков)
2. Звуковой анализ слова «утки».
Работа с раздаточным материалом.
3. Деление слов на слоги.
Воспитатель: Дальше мы едем на поезде ( картинки по количеству слогов располагаются по вагонам:1 слог-1 вагон, 2 слога-2 вагон, 3 слога-3 вагон).
Физкультминутка
Я стучу, стучу, стучу,
В дальний путь тебя качу,
Мимо леса, мимо гор
Я гоню во весь опор
А над речкой на мосту
Просигналю я: ту-ту
Просто сидя у окошка,
Коль устал, вздремни немножко,
Но недолго, а иначе…
Ты проедешь мимо дачи.
А над речкой на мосту
Просигналю я: ту-ту.
Воспитатель: Вот мы и добрались до леса. Чтобы вам не страшно было в лесу, представим, что всё здесь маленького размера.
4. Подбор слов (по теме «лес») с уменьшительными суффиксами.
Релаксационная пауза «Звуки леса»
5. Выделение звуков из слов.
Дед Буквоед : Что, меня вы всё ж нашли,
Все испытания прошли.
А теперь загадки вы отгадать должны.
(Дети отгадывают загадки, называют выделенный интонационно Буквоедом звук, а он отдаёт букву, соответствующую названному звуку)
6. Работа с буквами.
Д / и «Дорисуй недостающий элемент»
3. Заключительная часть.
Воспитатель: Теперь мы можем вернуться. Сказка у нас получилась? Какие задания понравились больше? Что было трудно? Впереди нас ждёт много интересного. Мы прочитаем много слов, а сейчас всем