Воронцова Наталья
Конспект занятия в старшей группе «Осенние заботы животных и птиц»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: обобщение знаний детей о жизни насекомых, диких животных и птиц в осенний период
Задачи:
• Закреплять и пополнять знания детей о насекомых, птицах и диких животных; развивать умения анализировать и обобщать, сравнивать и делать выводы.
• Продолжать учить детей видеть закономерности в живой природе.
• Активизировать глагольный словарь, словарь признаков.
• Воспитывать бережное отношение к животным и птицам в осенний период.
Публикация «Конспект занятия в старшей группе „Осенние заботы животных и птиц“» размещена в разделах
- Дикие животные осенью
- Дикие животные осенью. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Птицы, пернатые. Все материалы о птицах
- Птицы. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
Необходимый материал: карточки-знаки, модель осеннего леса, волшебная палочка, звуки пения птиц, пазлы, выставка в уголке природы
Ход занятия
Дети стоят по кругу.
Воспитатель: Ребята, кто готов меня слушать пусть хлопнет в ладоши один раз. Помогите мне вспомнить, какое сейчас время года?
Дети отвечают
Воспитатель: Ребята, хотите прогуляться по осеннему лесу?
Дети отвечают
Воспитатель: Лес - это дом для растений, насекомых, животных и птиц. В каждом доме есть свои правила, которые нужно соблюдать. У меня есть карточки-подсказки, как нужно себя вести в лесу. Но что-то очки мои запачкались, и ничего не могу разобрать. Я буду показывать вам таблички, а вы расскажите мне правила, которые они обозначают.
Таблички:
1. Не разоряй муравейник
2. Не оставляй мусор
3. Не ломай деревья
4. Не трогай и не забирай животных
5. Не жги костры
6. Не кричи
Дети отвечают
Воспитатель: молодцы, хорошо знаете правила поведения в лесу. А пока мы до него будем идти, повторяйте за мной движения:
Если в лес пришёл гулять, (ходьба на месте)
Свежим воздухом дышать, (глубокий вдох)
Бегай, прыгай и играй. (прыжки)
Только чур не забывай,
Что в лесу нельзя шуметь, (знак тишины указательным пальцем, чуть шепотом)
Даже очень громко петь! (повышение голоса)
Ветки дуба не ломай, (имитация надлома ветки)
Из рогатки - не стреляй
Здесь не нужно всех ловить, (сжимать ладони в воздухе)
Топать, хлопать, палкой бить.
Ты в лесу – всего лишь гость.
Здесь хозяин – дуб и лось.
Подходим к модели осеннего леса
Воспитатель: вот мы и пришли в осенний лес. Присаживайтесь на пенечки. Ребята, а где же бабочки, стрекозы, жуки и комары?
Дети отвечают.
Воспитатель прячет и одновременно рассказывает о жизни насекомых в осенний период. Воспитатель: Как только наступает осень многие насекомые, отложив яйца, сразу же погибают. Майский жук, почуяв холод, зарывается глубоко под землю. Муравьи сбиваются в плотный клубок и тоже зарываются под землю. В глубокий сон впадают личинки мух и комаров, спрятавшись под корой деревьев. Красивые бабочки окукливаются и спят до теплой весны. А вот божьи коровки улетают на юг!
Ребята, а кто мне подскажет, куда подевались ящерицы, змеи и лягушки?
Дети отвечают
Воспитатель: правильно, как только на улице становится холодно, лягушки зарываются в тину на дне водоемов, ящерицы и змеи под корни деревьев и пни, чтобы заснуть там на всю зиму.
Воспитатель: а как же готовятся к зиме дикие животные? Чтобы ответить на этот вопрос, давайте разделимся на команды. Рассчитайтесь от 1 до 6.
Дети выполняют
Первые номера сделайте шаг вперед. Вы – первая команда и т. д.
Воспитатель просит подойти одного представителя с каждой команды, взять конверт и принести его в свою группу.
Воспитатель: ребята, откройте конверт и достаньте пазл. Ваша задача собрать картинку и назвать дикое животное, изображенное на ней. Как только ваша команда справится с заданием, поднимите руки и скажите: «Мы готовы!»
Дети выполняют.
Воспитатель: молодцы, как быстро вы справились с этим заданием. Теперь попробуйте составить рассказ о животном, которое изображено на ваших картинках. А поможет вам в этом такая модель:
Дикие животные
Спят/ не спят Делают запасы/ не делают запасы Меняют шубки/ не меняют шубки
Затем воспитатель показывает картинку крота и по схеме составляет рассказ.
Воспитатель: я расскажу вам про то, как крот готовится к зиме. Крот не впадает в спячку. Он не делает запасов. Крот под землей роет ходы и ищет червей, которые глубоко спрятались под землей от холода. Шубку крот не меняет, потому что глубоко под землей ему не холодно
Дети выполняют
Приблизительные ответы детей
1 группа : мы хотим рассказать про приготовление ежа к зиме. Еж впадает в спячку. Он осенью готовит себе гнездо из листьев и хвороста. Запасов он не делает, потому что наедается осенью, чтобы накопить жир и не замерзнуть. Иголки он не сбрасывает, чтобы защитить свое мягкое тельце от врагов.
2 группа : наш рассказ будет посвящен приготовлениям белки к суровой зиме. Белочка зимой не впадает в спячку. Поэтому с осени она начинает сушить грибы, собирать шишки, орехи и желуди. Это очень трудолюбивый зверек. Она меняет рыжую шубку на серую, чтобы хищные животные ее не заметили.
3 группа : мы хотим рассказать про приготовление медведя к холодам. Медведь начинает готовиться к зиме еще с лета. Своими острыми когтями он вырывает кору с деревьев и смешивает ее со мхом. Такую мягкую постель медведь готовит у себя в берлоге. На зиму он не запасается различными яствами. К осени он наедается, накапливает много жира, чтобы не замерзнуть в зимнюю пору. Поскольку медведь зимой спит, то шерсть его не линяет.
4группа : наш рассказ будет посвящен жизни волка в зимнюю пору. Волки в спячку не впадают. Чтобы им не было холодно щедрая осень «подарила» ему пушистую шубку. В такой шубке можно пережить морозы. Это животное запасов к зиме не делает. Волк охотится на зайцев, белок и других животных.
5 группа : мы хотим рассказать про лису. Лиса зимой, как и волк, в спячку не впадает. К зиме ее шубка становится пушистая. Запасов она тоже не делает, а выискивает в лесу зайцев.
6 группа : наш рассказ посвящен приготовлением зайца к зиме. Он меняет свою серую шубку на белую. У него много врагов, и белая шубка помогает спрятаться ему в снегу. На зиму зайчик запасов не делает. Он ест кору и оставленную лесничим капусту с морковкой.
Воспитатель: молодцы, какие интересные у вас получились рассказы про приготовлениях диких зверей к наступлению зимы. Про насекомых и диких животных мы с вами вспомнили. Но куда же подевалось пение птиц в нашем осеннем лесу?
Дети отвечают
Воспитатель: А все ли птицы улетают на юг?
Дети отвечают
Воспитатель: Какие птицы улетают?
Дети отвечают
Как называются птицы, покидающие родные края?
Дети отвечают
Почему они не могут перезимовать в родных краях?
Дети отвечают
Воспитатель: назовите мне перелетных птиц
Дети отвечают
Воспитатель просит подойти одного посыльного с каждой команды и вручает им игровизоры.
Воспитатель: ребята в левом столбце нарисованы птицы, а в правом – солнышко. Помогите перелетным птицам долететь до теплого южного солнца, соединив их линией.
Лебедь
Ласточка
Ворона
Журавли
Дятел
Соловей
Команды выполняют. Затем воспитатель выставляет правильный вариант. Ребята исправляют ошибки.
Воспитатель: садитесь на пенечки. Ребята, а у меня для вас есть еще одна игра под названием «Отгадай, что за птица»
Я вам включу пение птицы, а вы должны отгадать, кому принадлежит этот звук.
Дети прослушивают и отгадывают
Воспитатель: хочу вам предложить последнюю игру «Расскажи мне обо мне». Я показываю картинку с изображением животного, птицы или насекомого. Затем передаю кому-то из вас волшебную палочку со словами: «Я умею…» или «Я такой…». Вам нужно будет закончить предложение.
Дети выполняют.
Воспитатель: спасибо вам большое за внимание и активность. Я подготовила вам небольшую выставку в уголке природы. Там вы сможете найти журналы про насекомых других стан, а также посмотреть на них.