Елена Шкилёва
Конспект занятия в старшей группе «моя семья»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 5
Конспект
игровой образовательной ситуации
«Моя семья»
с элементами развития речи
в подготовительной группе
Воспитатель: Шкилёва Е. П.
г. Хадыженск, 2015г
Цель: Воспитание любви и уважения к родным и близким, знание своей фамилии, имени родителей, своего рода и родословной.
Задачи:
• Обогатить представление о семье, дать сведения об истории семьи, воспитывать уважение к семейным традициям.
Публикация «Конспект занятия в старшей группе „моя семья“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Семья. Все материалы по теме семьи
- Семья. Конспекты занятий на тему семьи
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2016
• Учить строить генеалогическое древо семьи, формировать основы нравственности во взаимоотношениях с родителями.
• Воспитывать уважение к старшим членам семьи, желание помогать тем, кто в этом нуждается и заботиться о них (о старшем и младшем поколении, развивать чувство гордости за свою семью.
• Активизировать словарь детей на основе углубления знаний о своей семье
• Совершенствовать диалогическую и монологическую речь
• Продолжать формировать умение вести координированный диалог между воспитателем и ребенком;
• Учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами;
• Формировать представление о семье, как о людях, которые живут вместе.
Оборудование:
• «Волшебная коробочка».
• Письмо от «Искорки».
• Фотоальбом.
• Макет генеалогического дерева.
• Нарисованные деревья на отдельных листах на каждого ребёнка.
• Вырезанные сердечки, для наклеивания.
Ход деятельности:
Воспитатель: Ребята, посмотрите, сколько у нас гостей в группе.
- Предлагаю поздороваться с гостями. (дети приветствуют гостей)
Воспитатель:(загадочно) Ребята, а вы ничего не слышите? Мне кажется, что кто-то плачет (дети прислушиваются, воспитатель ищет и находит куклу Незнайку).
Воспитатель: Незнайка, ты чего так сильно плачешь (подносит куклу к своему уху, удивляется). Ну, дорогой Незнайка, не плачь, мы что - нибудь придумаем.
Ребята, Незнайка очень расстроен, потому что он не знает что такое семья и просит, что бы мы ему помогли. Поможем? (ответы детей). Тогда я вам предлагаю отправиться со мной в страну под названием «Семейный очаг».
Давайте встанем в круг, закроем глаза и произнесё м волшебные слова:
«Раз - мы низко приседаем,
Два - мы глазки закрываем,
Три - попробуем мы встать,
Глазки надо открывать!»
Воспитатель: Посмотрите, вот мы с вами оказались в стране
«Семейный очаг». (воспитатель обращает внимание детей на коробку с письмом)
-Ой, а это что такое? Письмо! Наверно, это письмо для нас, что же в нём написано! Хотите узнать? (читает письмо)
-«Здравствуйте, ребята! Меня зовут Искорка - я хранительница домашнего очага. Я очень рада, что вы решили отправиться ко мне в гости, в страну «Семейный очаг». У меня для вас есть подарок – Волшебная коробочка. В ней есть карточки с заданиями, выполнив которые, вы узнаете, что же такое Семейный очаг. Желаю удачи!».
Воспитатель: Так вот, кто такая Искорка! Ну, что ребята, хотите узнать, что такое «семейный очаг»? Тогда открываем. Ой, а здесь и в правду что - то есть. Карточки с вопросами! (Беру первую карточку) Послушайте и помогите мне ответить на вопрос:
«Это слово каждый знает
Ни за что не променяет!
К цифре «семь» добавлю Я
Что получится…»
Дети: (ответы детей)
Воспитатель: Правильно – это семья! (мама, папа, братишка, бабушка и т. д.)
-А какие бывают семьи? (ответы детей)
- Что объединяет членов семьи? (ответы детей)
- Как нужно жить в семье? (ответы детей)
У каждого в семье есть дорогие и родные люди.
Подберите как можно больше слов, которые расскажут о маме и папе, бабушке и дедушке, о сестренке — какие они?
Дидактическая игра «Подбери признаки» :
• Мама какая? – (ответы детей)
• Папа какой? –(ответы детей)
• Бабушка какая? – (ответы детей)
• Дедушка какой? – (ответы детей)
• Сестра какая? –(ответы детей)
• Брат какой? —(ответы детей)
Воспитатель: Молодцы ребята! Присядьте на коврик.
А знаете ли вы, кем члены семьи приходятся друг другу? (ответы детей) Давайте проверим.
Игра «Назови родственников»
Мальчик для папы и мамы кто?
Мальчик для дедушки и бабушки кто?
Девочка для мамы и папы кто?
Девочка для дедушки и бабушки кто?
Папа для бабушки и дедушки кто?
Мама для бабушки и дедушки кто?
Мальчик для девочки в семье кто?
Девочка для мальчика в семье кто?
Воспитатель: Молодцы, как вы дружно отвечаете на вопросы! Ну что, а теперь следующая карточка: нужно определить, кто из этих людей не является родственником? Попробуем определить? (ответы детей)
Дидактическая игра «Четвёртый лишний»
Мама, соседка, бабушка, сестра
Бабушка, подруга, сестра, мама
Сестра, продавец, бабушка, брат
Дворник, папа, брат, дедушка.
Дедушка, папа, водитель, отец.
(ответы детей)
Воспитатель: Да, семья это самые родные вам люди. Это самое дорогое, что у вас есть. Эти люди любят вас, заботятся о вас. Ребята, давайте встанем в круг и вместе расскажем стихотворение, которое недавно стали разучивать:
«Семья – это счастье, любовь и удача!
Семья – это летом поездки на дачу,
Семья – это праздник, семейные даты.
Семья – это труд, друг о друге забота,
Семья – это много домашней работы.
Семья – это важно!
Семья – это сложно!
Но счастливо жить одному не возможно!»
Воспитатель: Молодцы ребята! Присаживайтесь на коврик. Беру ещё одну карточку, что в ней? (воспитатель зачитывает задание)
-Ребята, расскажите– как вы проводите свободное время со своей семьёй (рассказы детей)
Воспитатель: Какие вы молодцы! Как интересно проходит у вас время с родными!
А теперь, подойдите пожалуйста ближе ко мне, поиграем.
Физкульт минутка: «Семья»
Раз, два, три, четыре
(хлопки в ладоши)
Кто живет у нас в квартире?
(повороты в стороны с подниманием плеч)
Раз, два, три, четыре, пять
(Хлопки в ладоши)
Всех могу пересчитать;
(указательным пальцем пересчитывают)
Папа, мама, брат, сестренка,
Кошка Мурка, два котенка,
Мой щегол, сверчок и я-
Вот и вся наша семья!
(загибают поочередно пальцы на руке)
Воспитатель: Вот видите, ребята, сколько много родственников существует на свете. И, чтобы никого не забыть из родственников и лучше во всем разобраться люди придумали, что? Фотоальбом. (показываю альбом)
«Есть в доме любом семейный альбом,
Как в зеркале, мы отражаемся в нём.
Пускай, не всегда мы красивы,
Зато эти фото правдивы.»
А ещё, семья похожа на большое дерево. Как дерево - она мощная и сильная! Семья как и дерево растет – появляются новые веточки и новые листочки, это дети, которые тянутся к солнышку, потому что любят тепло и ласку.
Такое дерево люди сравнивали с большой семьей и располагали всех родственников, о которых помнят.
Воспитатель: Вот и четвёртая карточка - «Моя родословная»
- посмотрите, что ещё лежит в коробочке? (показываю «генеалогическое дерево»)
Это не простое дерево. Это дерево семьи. На нём изображают всех своих родственников. Искорка, наверное, хочет научить нас как правильно это делать. Давайте рассмотрим его: какой величины веточки вверху, а какой величины – внизу? Вверху- маленькие, тонкие. А внизу – большие, толстые. (дети рассматривают веточки дерева и отвечают)
- Дети, сегодня каждый из вас может его сделать сам. Посмотрите у нас есть деревья изображенные на бумаге, давайте представим, что это генеалогическое дерево. Только вместо фотографий мы возьмем вот такие сердечки.
Они разной величины и разного цвета. Самых старших бабушек и дедушек мы изобразим большого размера. Мамы и папы – это средние сердечки. И наконец, вы детки –сердечки маленького размера. С размерами разобрались. А какого цвета сердечки? Да, синего и красного. Синие сердечки будут дедушки, папы и мальчики. А красного – бабушки, мамы и девочки.
Приступим, но сначала сделаем пальчиковую гимнастику.
«Моя семья»
Этот пальчик – дедушка,
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – папочка,
Этот пальчик – мамочка,
Этот пальчик – я! Вот и вся моя семья!
А теперь приступаем к работе. (после работы)
«Будьте все вместе, любовь берегите,
Обиды и ссоры подальше гоните,
Хочу, чтоб про вас говорили друзья:
Какая хорошая ваша семья!»
Ребята, я хочу, чтобы вы что - то хорошее и доброе пожелали своей семье. (дети говорят свои пожелания для семьи).
Воспитатель: Я тоже желаю, чтобы в вашей семье всегда были мир, дружба, уважение, любовь друг к другу.
Вот и выполнено последнее задание. Наше путешествие подошло к концу и нам пора отправляться в детский сад. Возьмитесь за руки, закройте глаза и произнесё м волшебные слова:
«Раз - мы низко приседаем,
Два - мы глазки закрываем,
Три - попробуем мы встать,
Глазки надо открывать!»
Воспитатель: Вот мы и в детском саду. Вам понравилось наше путешествие. Так что же такое «Семейный очаг»(ответы детей)
На этом наше занятие окончено, вы сегодня были все молодцы! Так хорошо отвечали на вопросы!