Наталья Бобрышева
Конспект занятия в старшей группе «Какими раньше были игрушки»
▼ Скачать + Заказать документы
Организованная образовательная деятельность (открытый показ)
Речевое развитие (17.10.2023)
Тема: «Какими раньше были куклы».
Целевой ориентир: развитие интереса к истокам народного творчества
Приоритетная образовательная область: речевое развитие в интеграции образовательных областей: «познание», «физическое развитие».
Технологии, методы, приемы: ориентированные технологии, коммуникативное общение; технология сохранения и стимулирования здоровья.
Публикация «Конспект занятия в старшей группе „Какими раньше были игрушки“» размещена в разделах
Материал: мнемотаблица, клубок, старинные предметы быта, игрушки современные, игрушки старинные, макет русской избы, тряпичные куклы, мешочек из ткани, палочка деревянная.
Предварительная работа: рассматривание современных игрушек и беседы на тему о изготовлении игрушек и различных способах и украшения. Чтение сказки «Василиса прекрасная», рассматривание альбома «Куклы минувшего века».
Задачи Краткий ход ООД
1. Связная речь: развитие монологической речи, формирование умения связно по смыслу составлять небольшие рассказы об игрушке. Продолжение развития умения детей вступать в речевое и игровое взаимодействие.
2. Грамматический строй речи: совершенствование умения согласовывать слова в предложении.
3. Владение словарем: обогащение словаря правильными названиями игрушечных предметов, их свойств и действий.
4. Звуковая культура речи:
Развитие фонематического слуха, умение определять место звука «ш» в середине слова, начале, конце
5. Воспитательная:
Воспитание патриотического чувства к своей истории. бережного отношения к игрушкам как к своим так и к другим.
Организационный момент:
Дети заходят в групповую комнату, приветствуют гостей, затем воспитатель говорит встаньте в круг, и пошли по кругу «В нашей группе ты и я. вместе дружная семья. Будем мы гулять по кругу. Здравствуй, скажем мы друг другу. Давайте возьмёмся за руки, посмотрим друг другу в глаза, улыбнёмся и скажем здравствуй.» затем становятся полукругом.
Проблемная ситуация. Письмо от Незнайки.
Воспитатель: Ребята, поможем Незнайке?. Но для начала вам надо отгадать загадки, о чём у нас с вами будет идти разговор.
Загадка:
Ребенок Чем играются детишки?
Куклы, кубики да пушки,
Дудки, зайки и лягушки
Дети, что это?
Дети: Игрушки
Ребенок Я ее кормлю, пою,
Одеваю, спать ложу.
Вместе ходим на прогулки,
Вместе с ней играем в жмурки.
Для меня она дочурка,
Жаль, что это только (кукла)
Воспитатель: Правильно. Это игрушки и кукла. Вот сегодня мы об этом и поговорим.
Воспитатель. Давайте подойдем к столу, на котором разложены игрушки. Посмотрите, какие игрушки у нас в гостях. Они одинаковые.
Дети. Нет.
Сделано из разных материалов, они разного цвета и размера. Все разные, не похожие друг на друга. Они разного размера, цвета, сделана из разных материалов. С ним можно поиграть в разные игры.
Воспитатель. Ребята тоже принесли любимую игрушку, попробуют рассказать о ней. А чтобы было вам легче, я вам дам схему.. Ребята, перед вами мнемотаблица. Она поможет вам научиться рассказывать про игрушки. На схеме картинки, обозначают цвет, форму величину, части игрушки, материал из чего сделана и способ обращения с игрушкой.
Воспитатель. Развитие фонематического слуха, умение определять место звука «ш» в середине слова, начале, конце.
Шар, игрушка, шалаш, машина, шиповник, шутка,
Воспитатель : А на этом столе у нас игрушки современные, в которые вы играете сейчас. Какие они все красивые.
Воспитатель: .(выставка современных игрушек)Ребята, здесь собраны игрушки, которыми играете вы. Как вы думаете, а наши бабушки и дедушки играли в игрушки?
-А во что они играли?
Проходим в импровизированную русскую избу
-Ребята посмотрите, вокруг, есть ли здесь место куда вам непременно хотелось заглянуть? (на столике накрытый расписным платком стоит сундучок)
Воспитатель: Что это? Хотите посмотреть, что там? И я тоже очень. Но его не просто открыть, потому что этот сундук необыкновенный - он волшебный. Чтобы его открыть, надо сказать волшебные слова. Послушайте, какие : «Сундучок- сундучок, открывай-ка свой бочок!»
-Давайте вместе с вами скажем эти слова. Только ласково, как в старину разговаривали с вещами, хорошо? (Дети произносят волшебные слова.) Воспитатель открывает сундук и говорит.
- Пришла пора заглянуть сундучок, посмотреть, что же спрятано и сохранено в нем. (в сундуке лежат игрушки. Деревянные матрешки, глиняные игрушки, свистульки, тряпичные куклы.)
- А из чего они сделаны?
Во время рассматривания и вынимания игрушек из сундучка проводится словесная игра «Из чего сделаны?» (матрешка ид дерева – деревенная и тд)
Игра "Из чего сделано"
Индивидуальные ответы детей.
Эта матрешка сделана из дерева, значит она - … (деревянная). Твердая, гладкая, легкая.
Это мяч сделана из резины - … (резиновая). Эластичная, упругая, растягивается.
Ведро сделано из пластмассы - … (пластмассовое). Хрупкая, легкая, твердая.
Это машина сделана из металла (металлическая). Звонкая. тяжелая, твердая, прочная.
Это мягкая игрушка сшита из меха. (мягкая, легкая, пушистая).
-Как вы думаете эти игрушки сделаны на заводе?
- В старину заводов не было, игрушки изготавливали своими руками из дерева, соломы, глины, мочала, камыша, початков кукурузы, корневой травы, сучьев и веток деревьев, тряпочек, ниток, одним словом, из подручного материала.
Воспитатель:- Куклы сопровождали человека с его первых шагов по земле. Дерево, глина, солома, ткань и другие доступные материалы в руках мастера становились игрушками для детей.
берет тряпичную куклу.
-Как вы думаете, из чего сделана эта кукла?
Воспитатель: Сейчас в магазинах есть много игрушек,
Полезные ищем среди безделушек,
А в Древней Руси мастерили девчушек
Из лоскуточков, да ниток катушек.
Народные куклы — так в чём их секрет?
- А чтобы узнать секрет этих замечательных куколок мы сейчас и узнаем.
- Из глубины веков пришла к нам традиция изготовления тряпичных кукол. Делали их из остатков ткани. Кукла имела магическое предназначение. Поэтому их делали безликими. Считалось, что кукла с лицом может посмотреть ребенку в душу и сглазить его. Иногда лицо заменял крест – символ Солнца у славян. Поэтому «безликая кукла» было одновременно игрушкой и оберегом.
-Давайте поподробнее рассмотрим куколок.
(мини-рассказы детей)
Ребенок: Куколка-утешница- это ласковая, добрая куколка-малышка. Мамы, няни, бабушки всегда носили ее в кармане, а когда ребенок грустил или плакал, доставали и утешали малыша.
Ребенок: Кубышка- травница наполнена душистыми лекарственными травами. Куклу надо помять в руках и по комнате разнесется травяной аромат. Кукла оберегала дом от болезней. Ее подвешивали над колыбелью малыша или ставили рядом с кроватью.
Ребенок: Десятиручка. В помощь хозяйке делали куклу десятиручку, которая помогала по хозяйству. И дарили с пожеланиями того, чтобы хозяйка всегда и все успевала и чтобы в ее руках все ладилось.
Ребенок: Кукла «на счастье» - это маленькая куколка с длинной косой и поднятыми к солнцу ручками. Главное в в кукле коса, она символизирует женскую силу. Дарили куклу с пожеланиями счастья, удачи, здоровья.
Ребенок: Она имеет несколько названий — Крупеничка, Горошинка, Зернушка— и считается главной куклой в семье. В процессе создания ее по традиции наполняли зерном гречхи. Из нее самой брали первые зерна для предстоящего посева. После сбора урожая мешочек наполняли зерном из нового урожая. Иногда мешочек наполняли и другими крупами: овсом — на силу, перловкой — на сытость, рисом — на праздник.
Ребенок: Мартиничка - маленькая нитяная обрядовая кукла, которая используется в обряде "закликания весны" (в марте). Роль Мартиничек также в том, чтобы оберечь от злых воздействий человека и жилище.
Игра "Один много", "Назови ласково"
• Кукла, куклы, куколка
• Машина, машины, машинка
• Слон, слоны, слоник
• Мяч, мячи, мячик
• Матрешка, матрешки, матрешечка
• Барабан, барабаны, барабанчик
Воспитатель. Молодцы, ребята.
-Сейчас мы с вами отдохнем и сделаем небольшую разминку
Физминутка
• Наша куколка сидела (дети приседают)
Да решила погулять (тихонько встают и ходят как куколки на ровных ногах и ручки в строну)
Наша куколка гуляла
И играла и плясала (выполняют действие)
Приседала и скакала
Наша куколка моргала (Моргают глазками)
Быстро глазки закрывала
А потом их открывала
Наша куколка устала
И присела отдыхать. (Приседают)
Рефлексия:
Вы кукол не бросайте,
Вы их не обижайте,
Пусть будут они вечно
В доме вашем жить
Тепло, добро и счастье
Ваше сторожить!
1 Ребенок. Заяц с куколкой играл
Платье куклы разорвал
Взял потом себе машинку
Разобрал на половину
Мячик маленький нашел
Этот мячик проколол
А когда конструктор взял все детали растерял.
Чем играть теперь другим?
Нет, не надо быть таким
Вы игрушки берегите и заботливо храните.
2 Ребенок. Пусть игрушки дружат с нами.
Обижать их мы не станем.
Поиграем, а потом
Все на место уберем
Сами мы себе поможем
По местам мы их разложим
Игрушки не люди, но все понимают
И очень не любят когда их ломают.
О чём у нас с вами сегодня была беседа? И что мы с вами делали? Что вам больше всего запомнилось? Что понравилось? О чём вы сегодня расскажите маме или папе?
Воспитатель: Вы были молодцы. Спасибо вам.