Марина Козлик
Конспект занятия в старшей группе «Как зимой помочь птицам»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия в старшей группе
Как зимой помочь птицам?
Цель: расширение и углубление представлений детей о птицах нашего края и формирование бережного и заботливого отношения к ним.
Публикация «Конспект занятия в старшей группе „Как зимой помочь птицам“» размещена в разделах
- Зима
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Зимующие птицы. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Птицы зимующие. Конспекты занятий
- Птицы. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
Задачи: уточнять и расширять представления детей о зимующих птицах нашего края, об особенностях внешнего вида, повадках птиц, приспособлении их к среде обитания, учить находить признаки сходства и различия;
Познакомить детей как надо помогать птицам чтобы не навредить им
-активизировать внимание, память и мышление; развивать мелкую моторику рук, вырабатывать навыки осознанного и уместного употребления слов в соответствии с контекстом высказывания, совершенствовать диалогическую речь;
-воспитывать бережное отношение к птицам; вызвать чувство сопереживания за наших пернатых друзей.
Обогащение словаря: Синица, ворона, снегирь, сорока, воробей, дятел.
- воспитывать интерес и любовь к природе родного края, формировать эмоциональную и неравнодушную личность в ребёнке, способную понять и пожалеть «братьев наших меньших»;
- вызывать стремление беречь птиц, помогать им.
Ход занятия.
1. Организационный момент.
Воспитатель: здравствуйте, дорогие друзья! Я лесовичок Ивашка очень рад вас видеть!
Воспитатель: Ребята, посмотрите, пожалуйста, в окошко. Скажите, ребята, какая погода стоит?
Дети: Холодная.
Воспитатель: Если зимой снежно, то значит, какая зима?
Дети: Зима снежная.
Воспитатель: А если зимой морозно, то какая зима?
Дети: Зима морозная.
Ивашка: Ребята, я к вам пришёл за помощью, на улице стало холодно и голодно птицам!
Воспитатель: Почему птицам зимой голодно?
Воспитатель: Чем же питаются птицы? Семенами растений, насекомыми и личинками, которые уснули в коре деревьев.
Воспитатель: Всегда ли они могут найти корм?
Дети: птицам зимой трудно находить корм, кругом снег, а под снегом не видно пищи.
Воспитатель: Как же мы можем помочь зимующим птицам?
Дети: Мы можем их подкармливать.
Давайте отправимся в парк, вместе с Ивашкой, и навестим наших пернатых друзей. А на чём мы можем добраться? (На автобусе). Рассаживаются в автобусе.
Путь не близкий, предлагаю поиграть в игру?
ТРЕТИЙ ЛИШНИЙ».
Ход игры. Воспитатель называет птиц вперемешку, кто заметит ошибку, должен хлопнуть в ладоши (воробей, ворона, муха, снегирь и т. д.). Молодцы, знаете птиц, вот мы и приехали.
Подходят к панно и рассматривают птиц.
Отгадайте загадку и найдите на панно отгадку.
Загадки.
Угадайте, что за птица
Скачет по дорожке,
Словно кошки не боится
Собирает крошки,
По ночам кочует
Зёрнышки ворует. (воробей)
Я в берете ярко-красном,
В серой курточке атласной
Я деревьям всем приятель,
А зовут меня все. (дятел)
Красногрудый, чернокрылый,
Любит зёрнышки клевать,
С первым снегом на рябине
Прилетаю к вам опять, (снегирь)
Непоседа-невеличка,
Желто груденькая птичка.
Ем я сало и пшеничку,
А зовут меня. (синичка)
Кто так громко всё стрекочет,
Рассказать нам что-то хочет, (сорока)
Как лиса среди зверей,
Эта птица всех хитрей.
Прячется в зелёных кронах.
А зовут её. (ворона)
Воспитатель: Эти птицы остаются зимовать или улетают в теплые края?
А еще каких птиц мы не назвали? (ласточка, стрижи, цапля, журавель)
Эти птицы остаются зимовать или улетают в теплые края?
Как называют птиц, которые улетают в тёплые страны?
Дети перелётные
Воспитатель: а которые остаются с нами?
Дети Зимующие
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, как эти птицы подают голоса?
воробей – чирикает, синица и снегирь – свистят, ворона – каркает, дятел- стучит и щебечет, сорока – трещит.
Ивашка: Вы хорошо знаете птиц, а подскажите какой корм можно насыпать в кормушку, а какой нет?
Дети высказывают предположения.
Воспитатель: Если мы не знаем, что мы должны сделать?
Дети: Спросить у того, кто знает, или посмотреть в энциклопедии.
Воспитатель: в парке не у кого спросить, надо вернуться в сад, а в автобусе у меня есть энциклопедия, где мы и узнаем о том, как правильно подкармливать птиц зимой.
Садятся в автобус и слушают информацию о питании птиц зимой.
1. Птицам нужно предлагать только подходящий корм. Нельзя давать им соленое, жаренное, черный хлеб и цитрусовые, а также любые испорченные или плесневелые продукты.
2. Птиц надо именно подкармливать, а не кормить. То есть еды в кормушке должно быть достаточно, чтобы птицы не погибли с голоду, но меньше, чем им необходимо - чтобы они не привыкали и не становились зависимыми от человека.
3. Сама кормушка должна быть подходящей формы - иметь навес для защиты от снега и бортики для того, чтобы корм не сдувало ветром. Кроме того, недопустимо использовать в качестве кормушек сетки или подобные им приспособления содержащие веревки и нитки - птицы могут запутаться в них.
У Каждой птицы - свой корм. Показывает картинку-схему.
Воробьям и голубям подходят: ячмень, пшеница, сырые крупы, семечки, сухие хлебные крошки. Нельзя класть воробьям и голубям куски хлеба – в мороз птицы не в состоянии его расклевать.
Синичкам, кроме семечек и сухих хлебных крошек, в сильные морозы можно предложить кусок несолёного сала или сливочного масла.
Для снегирей и свиристелей можно заготовить сушеную рябину и боярышник. Подойдут также: сваренное вкрутую и натёртое на терке яйцо, кусочки сырой говядины, творог, порезанное на ломтики яблока.
«Изготовление книжки-памятки».
Воспитатель: Ребята, чтобы мы с вами запомнили, чем питаются зимующие птицы, я вам предлагаю сделать книжки- памятки и подарить своим родным и Лесовичку, чтобы он не забывал, чем кормить птиц зимой.
На первой странице наклейте птицу, для которой будете подбирать корм, а на остальных приклеите картинки, с подходящим кормом.
Воспитатель: Давайте рассмотрим какие у нас картинки.
Перед вами картинки, на которых изображен разный корм: семена дыни, арбуза, (очень любит снегирь, семечки подсолнуха, пшено. А еще у нас есть сало, какая птичка любит сало? (синица). Выберете нужные картинки и наклейте в книжку-памятку.
Изготовление книжки
Воспитатель: Чем мы сегодня занимались? Кому мы помогали? Что мы узнали?
В ходе экологического занятия ребята, вспомнили зимующих и перелетных птиц, обитающих рядом с человеком, с их внешним видом, с голосом и повадками, разгадывая загадки педагога. Узнали, как можно помочь птицам в условиях холодной, северной зимы, какие птицы предпочитают какие виды кормов. А также дети получили навыки изготовления простейших книжек-малышек, подсказки, как для самих детей, так и родителей. Проведение данного занятия способствовало повышению экологической культуры дошкольников, расширению их представлений о птицах и способах их охраны, развитию познавательного интереса к окружающему миру.