Новикова Юлия
«Золотая хохлома». Конспект занятия в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия в средней группе «Золотая хохлома»
Цель: развитие интереса детей к народному декоративно - прикладному искусству; художественного творчества в декоративном рисовании.
Задачи:
- Расширять и уточнять представления детей о предметах народного художественного промысла русских мастеров – хохломской посуде, особенностях её росписи.
Публикация «„Золотая хохлома“, Конспект занятия в средней группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Средняя группа
- Хохлома. Знакомимся с хохломской росписью
- Хохлома. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2024
- Совершенствовать умение составлять описательные рассказы, отвечать на вопросы, презентовать свои работы.
- Развивать эстетические и эмоциональные чувства при восприятии музыки и художественного слова.
- Развивать творческое воображение; воспитывать интерес к народно – прикладному искусству и традициям русского народа, чувство гордости за свою страну и уважение к труду народных мастеров.
- Развивать умение активно и творчески применять ранее усвоенные способы рисования при создании узоров по мотивам хохломской росписи.
- Совершенствовать умение рисовать концом кисти, тычком; выполнять узор в определённой последовательности.
Предварительная работа:
1. Познавательные беседы о народном декоративно – прикладном искусстве.
2. Рассматривание изделий прикладного искусства, иллюстраций, стилизованных образцов.
3. Цикл непосредственно-образовательной деятельности в области «Художественное творчество» (декоративное рисование).
4. Рисование элементов хохломского узора, составление композиций, роспись силуэтов в совместной деятельности воспитателя с детьми и самостоятельной художественной деятельности детей.
5. Дидактические игры: «Обведи рисунок», «Продолжи узор», «Поможем художнику», «Золотая хохлома», «Составь узор на посуде», «Угадай-ка!».
6. Чтение художественной литературы, заучивание стихотворений.
7. Прослушивание музыкальных произведений русского народного творчества.
8. Просмотр видеоклипов: «Золотая Хохлома», песни М. Пахоменко «Хохлома».
Материал и оборудование:
Выставка предметов народно – прикладного искусства: хохломские изделия, иллюстрации с изображением хохломской посуды
Карточки с изображением элементов хохломской росписи.
2. Гуашь красного, зелёного, чёрного цвета; силуэты хохломской посуды (вазы, горшочки, тарелки, ложки и др.) жёлтого цвета; кисти беличьи
№ 2, №5; подставки под кисточки, тычки, банки с водой, бумажные и подкладные салфетки.
3. Флешка с записью русской народной мелодии «Гусли», русских народных наигрышей.
Ход занятия:
1. Организационный этап (2 мин).
Дети заходят в группу, становятся полукругом перед воспитателем.
- Здравствуйте, ребята!
Здравствуйте, друзья!
Всех вас видеть очень рада я!
Давайте поздороваемся с нашими гостями!
Сегодня день у нас особый, я приглашаю вас в дивный, волшебный мир, мир росписи, музыки и ярких красок.
- Любите отгадывать загадки? (Да).
Тогда слушайте:
Ветка плавно изогнулась, и колечком завернулась.
Рядом с листиком трёхпалым, земляника цветом алым.
Засияла, поднялась, сладким соком налилась.
А трава, как бахрома. Что же это? … (Хохлома)
2. Основной этап
- Посмотрите ребята, как красиво вокруг! Мы словно попали в царство Золотой Хохломы!
В зале организованна выставка хохломских изделий, иллюстраций с изображением хохломской посуды.
- И чего здесь только нет:
Поварёшки, чашки, ложки и диковины - ковши.
Вы разглядите, не спешите.
Тут травка вьётся и цветы небывалой красоты!
Блестят они как золотые, как будто солнцем залитые.
Дети рассматривают выставку.
Актуализация опорных знаний
- Какое настроение вызывает у вас хохломская посуда? (радостное, весёлое и др.).
- Почему роспись называется хохломской? (Эта роспись родилась под Нижним Новгородом в большом торговом селе, которое называется Хохлома). Правильно.
- Из чего мастера делают свою посуду? (Из дерева липы и берёзы).
- А вы не знаете, ребята почему, очень часто называют Хохлому золотой? (на всех изделиях присутствует золотой цвет : на одних изделиях – это фон, на других – листья, ягоды, цветы в узорах).
- Какой цвет использует художник в хохломской росписи? (Красный, жёлтый, чёрный и может присутствовать зелёный).
- Какой цвет используют мастера для фона? (Красный, жёлтый, чёрный).
- Какие используют элементы узора в хохломской росписи (Завитки, травинки, капельки, осочки, кустики, листочки и трилистники, ягодки).
- А какие ягоды рисуют художники? (Малинку, клубничку, чёрную и красную смородину, рябину, вишенки, крыжовник, бруснику).
- Молодцы, ребята!
- А сейчас мы с вами поиграем. Подойдите к доске Я буду показывать вам различные элементы хохломской росписи, а вы должны будите правильно их назвать. Согласны? (Да).
Дидактическая игра «Отбери элементы хохломского узора»
Дидактическая задача: закрепить представления детей об основных элементах хохломской росписи, учить узнавать роспись по отдельным элементам, развивать внимание, быстроту реакции, вызвать интерес к росписи.
Игровые правила: выбрать карточки с изображением элементов узора хохломской росписи и назвать эти элементы
Физкультминутка.
Все умеем мы моргать
И глазами “рисовать”.
Ветка влево повернулась (Вытянуть левую руку в сторону на уровне плеч, посмотреть влево при неподвижной голове)
И в колечко завернулась. (Согнуть левую руку в локтевом суставе)
Изогнулась мило вправо, (Вытянуть правую руку в правую сторону на уровне плеч, посмотреть вправо при неподвижной голове)
Получился лист на славу! (Согнуть правую руку в локтевом суставе)
Рядом с листиком тр хпалым (Присесть)
Земляника цветом алым (Обхватить колени руками, посмотреть вниз)
Засияла, поднялась, (Приподняться на носочки и вытянуть руки вверх, посмотреть на ладошки) Сладким соком налилась.
А трава, как бахрома, (Наклоны туловища в стороны)
Золотая хохлома! (Опустить руки вниз).
Открытие новых знаний
Откуда же пришло к нам это диво? Вы хотите узнать? Тогда послушайте легенду о происхождении хохломской посуды.
Видео с легендой о возникновении хохломы.
Мотивация деятельности.
- Ребята, а давайте мы с вами устроим выставку мастеров, чтобы наши гости могли посмотреть и полюбоваться вашим умением расписывать посуду хохломой. Но сначала, нам нужно стать художниками – мастерами.
На столе стоит деревянная посуда для росписи.
- Вы согласны? (Да).
- Посмотрите, здесь и миски, и ложки и дощечки. У них черный, красный фон. Выберите любую понравившуюся посуду и пойдем в нашу художественную мастерскую.
Дети выбирают посуду, проходят на свои места, садятся.
Закрепление опорных знаний.
- Прежде чем начать украшать посуду, давайте вспомним последовательность.
- С чего начнёте? ((Завиток, изогнутую веточку).
- Что будите изображать на завитке? ( Сначала крупные элементы: ягоды, листья, потом – мелкие элементы: осочки, капельки, травку, завитки и т. д.).
- Что мы можем использовать для рисования ягод? (Кисть, тычок).
- Какие цвета будите использовать? (Красный, чёрный, зелёный).
- Молодцы, ребята, всё знаете!
- А сейчас, небольшая разминка для пальчиков.
Пальчиковая гимнастика.
Вот все пальчики мои, их как хочешь поверни:
И вот этак, и вот так, не обидятся никак (потирание кистями рук).
Раз, два, три, четыре, пять (хлопки ладоней).
Не сидится им опять (встряхивание кистями).
Постучали, повертели,
Рисовать мы захотели.
Продуктивная деятельность детей.
- Теперь, юные мастера, можете смело приступать к работе! Удивите гостей хохломскими узорами!
Самостоятельная деятельность детей под музыкальное сопровождение (звучит народная мелодия «Гусли»). Проводится индивидуальная работа.
- Мне очень интересно, что же у вас получилось? Вижу, все уже закончили. Очень хорошо!
3. Заключительный этап (4 минуты).
- А теперь ребята, берите свои работы и выставляйте их на стенд на нашей выставке.
Работы выставляются на стенд и проводится их анализ
Анализ работ.
- Посмотрите, какая чудесная получилась посуда – яркая, красочная, праздничная – как у настоящих мастеров, настоящая золотая хохлома! У каждого получился свой, неповторимый узор. - Молодцы, ребята, вы все очень хорошо постарались!
- А что больше всего понравилось вам?
2-3 ребёнка дают анализ работ сверстников.
- Да, такую посуду не стыдно показать и нашим гостям. И сейчас мы пригласим и наших гостей присоединиться к нам и рассмотреть наши работы.
Презентация работ детьми, чтение стихотворений
Ева 1. Эй, честные господа! К нам пожалуйте сюда!
Как у нас ли тары – бары, хохломские есть товары!
Денис 2. Вот посмотрите!
Выросла золотая травка на ложке,
Распустился цветок на плошке,
Ягодка клюква поспела на поварёшке.
Лиля 3. Листочки, ягодки, цветочки, стебелёчек, завиток.
Здесь хозяева три цвета: чёрный, красный, золотой.
Матвей 4. Вот посуда для кашки – окрошки, чудо – блюдо, чашки да ложки.
Вся посуда хороша, так и радуется душа!
Ваня 5. Роспись Хохломская, словно колдовская,
В сказочную песню просится сама.
И нигде на свете, нет таких соцветий,
Всех чудесней наша Хохлома!
Вера 6. Гости дорогие, подходите, поглядите,
Товары выбирайте, Для красы и для души!
Поварёшки, чашки, ложки и диковины – ковши!
- Гости дорогие, понравилась ли вам наши работы?
- Отлично! Ну а нам уже пора, До свидания друзья!
Звучит народная мелодия