Ирина Кухарева
Конспект занятия в средней группе по реализации национального компонента в изодеятельности «Балхарская тарелка»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: приобщение детей к национальной культуре Дагестана.
Задачи:
- учить лепить тарелку из пластилина (оттягивать края, плотно примазывать, разглаживать поверхность);
- познакомить с приёмами рельефного украшения и процарапывания;
- развивать чувство красоты предмета. его узоров;
- способствовать развитию мелкой моторики рук;
- приобщать детей к декоративно - прикладному искусству Дагестана.
Публикация «Конспект занятия в средней группе по реализации национального компонента в изодеятельности „Балхарская тарелка“» размещена в разделах
- Дагестан
- ИЗО. Конспекты занятий, изодеятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Посуда. Все о посуде для детей
- Посуда. Конспекты занятий, НОД
- Республика, область, край. Список городов
- Средняя группа
- Темочки
Материал: образцы глиняных игрушек, посуды (тарелок, кувшинов) таблицы с элементами балхарской росписи, пластилин, влажные салфетки. подкладная доска, стека.
Методы работы: словесный, наглядный, практический.
Приё мы работы: оттягивание, сглаживание, процарапывание и рельефное украшение.
Организационный момент.
Воспитатель: Здравствуйте ребята! Скажите пожалуйста, в какой стране мы живём?
Дети: в России.
Воспитатель: А в какой республике мы живём?
Дети: Дагестан.
Воспитатель: Как называется город в котором мы живём?
Дети: Махачкала.
Воспитатель: Молодцы ребята! Как удивительна и разнообразна природа и культура родного края. Сегодня мы с вами продолжим знакомство с народным промыслом "Балхарской керамики".
- Ребята, а хотите узнать про то, как в селе Балхар начали заниматься керамикой?
Дети: Да.
Воспитатель: Балхар - обычное горное село с запутанными улицами, арочными переходами. Работами по выделке керамики здесь издавна занимались женщины, а мужчины заготавливали хворост для обжига и торговали готовой посудой.
Однако, согласно легенде, впервые за глину в Балхаре взялся пастух Калкучи, а затем научил лепке жену и сам уже гончарством не занимался.
- Ребята, а хотите узнать легенду о человеке по имени Калкучи?
Дети: Да.
Воспитатель: Жил - был в ауле человек по имени Калкучи. Он был беден,трудолюбив, но имел ясный ум и чистую совесть. Но с чистой совестью богатства не наживёшь. И тогда задумался Калкучи, как выйти из бедности и вывести из неё других односельчан. В детстве, он часто бегал на озеро с глинистыми берегами и лепил там игрушки.
- Ведь только на этом озере была жирная, как масло, вязкая, как воск, глина. и тогда Калкучи сделал из ствола орехового дерева круг "журлак", принес с озера глину и стал лепить горшки для пищи и кувшины для воды.
- Затем всё обжёг в печи, нагрузил на ишака и повёз в дальние аулы. Назад он вернулся с мешком зерна и сушёной бараньей тушей. Так заплатили Калкучи за глиняную посуду.
С этого всё и началось.
- Исторически так сложилось, что керамическое производство - обычное занятие женщин. Балхарки редко выезжали из своего аула. Видимо, поэтому и сохранились здесь древние декоративные традиции в украшении посуды.
- Ребята, скажите пожалуйста, какие предметы быта изготавливают в селе Балхар?
Рустам: Игрушки, тарелки, кувшины.
Воспитатель: Ребята, а какие элементы росписи лежат в основе балхарской росписи?
Амина: Геометрический, растительный, линия.
Воспитатель: какие линии используются в балхарской росписи?
Дети: Точки, штрихи, зигзаги,кружочки, волнистая линия, изогнутые стебельки.
Воспитатель: Молодцы ребята! и прежде чем начать лепить тарелку из пластилина, я предлагаю вам немного отдохнуть.
Физминутка.
Ветер веет над полями
И качается трава. (Дети плавно качают руками над головой.)
Облако плывет над нами,
Словно белая гора. (Потягивания — руки вверх.)
Ветер пыль над полем носит.
Наклоняются колосья —
Вправо-влево, взад-вперёд,
А потом наоборот. (Наклоны вправо-влево, вперёд-назад.)
Мы взбираемся на холм, (Ходьба на месте.)
И немного отдохнём. (Дети садятся за столы.)
Воспитатель: Ребята, а теперь я предлагаю вам вылепить из пластилина тарелку и украсить её элементами балхарской росписи. (Тарелку дети лепят из шарика, приплюснув его и загнув немного края, рисунок наносят стекой. По ходу занятия необходимо помогать детям, которые затрудняются выполнить данную работу, подбадривать их).
- Ребята, хочу напомнить вам что рисунок нужно наносить от центра нашего изделия, используя различные мотивы ленточного орнамента.
Заключительная часть.
По окончании лепки все работы внимательно рассмотреть, подчеркнуть разнообразие ленточного орнамента, обратить внимание детей на более точную передачу формы тарелки, аккуратность в работе.