Анжелика Хаметова
Конспект занятия в средней группе по развитию речи «Времена года»
▼ Скачать + Заказать документы
Коррекционно-образовательные цели. Уточнение и расширение словаря по теме «Весна». Совершенствование грамматического строя речи (составление простого распространенного предложения с опорой на картинку).
Коррекционно-развивающие цели. Развитие связной речи, зрительного внимания, фонематических представлений, тонкой и артикуляционной моторики, координации речи с движением, памяти, мышления.
Публикация «Конспект занятия в средней группе по развитию речи „Времена года“» размещена в разделах
- Времена года. Конспекты занятий
- Времена года. Материалы по теме сезонных изменений
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2024
Коррекционно-воспитательные цели. Формирование навыков сотрудничества, взаимодействия, доброжелательности, самостоятельности, ответственности. Воспитание любви и бережного отношения к природе.
Оборудование. Сюжетные картинки по теме «Признаки времен года», картонные круги красного, желтого, зеленого и белого цветов, мяч.
Предварительная работа. Разучивание упражнения «Веснянка».
Ход занятия
1. Организационный момент. [Совершенствование грамматического строя речи (составление простого распространенного предложения с опорой на картинку).]
Логопед встречает детей.
Здравствуй, дружок, (предложить руку ребёнку справа)
Здравствуй, дружок! (предложить руку ребёнку слева)
Скорей становитесь со мною в кружок!
Здравствуй утро, здравствуй день
Нам здороваться не лень.
Логопед предлагает рассмотреть картинки.
Логопед. Расскажите о том, что делают дети у вас на картинках.
1-й ребенок. Дети собирают разноцветные листья.
2-й ребенок. Малыши катаются на санках.
3-й ребенок. Мальчики пускают кораблики в ручейке.
4-й ребенок. Девочки купаются в озере.
Логопед. Молодцы! Вы очень хорошо рассказали о том, что делают дети.
2. Игра «Разноцветные круги». [Развитие зрительного внимания, мышления, связной речи. ]
Логопед помещает на доску разноцветные круги.
Логопед. А теперь давайте подумаем, какое время года на каждой из картинок, как об этом можно догадаться.
1-й ребенок. Осенью листья разноцветные. На картинке осень.
2-й ребенок. Зимой выпадает много снега. На картинке зима.
3-й ребенок. Весной тает снег и бегут ручейки. На картинке весна.
4-й ребенок. Летом можно купаться и загорать. На картинке лето.
Логопед. Вы очень хорошо объяснили, какое время года на каждой картинке. Теперь мы можем поиграть в игру «Разноцветные круги». Посмотрите на них. Подумайте и объясните, какой круг подходит для времени года на вашей картинке.
1-й ребенок. Для осени подходит желтый круг. Осенью желтеют листья.
Логопед. Правильно. Прикрепи свою картинку на желтый круг.
2-й ребенок. Для зимы подходит белый круг. Зимой много белого снега.
Логопед. Верно. Прикрепи свою картинку на белый круг.
3-й ребенок. Для весны подходит зеленый круг. Весной появляются зеленые листики и зеленая травка.
Логопед. Отлично. Можно закрепить свою картинку на зеленом круге.
4-й ребенок. Для лета остался красный круг. Летом светит красное солнышко.
Логопед. А еще лето называют красным. Прикрепи свою картинку на красный круг. Вы все отлично сделали. Похлопайте себе.
3. Подвижная игра «Веснянка». [Координация речи с движением, развитие общей моторики. ]
Логопед предлагает детям пройти на ковер и встать в круг.
Солнышко, солнышко,
Золотое донышко.
Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло. Идут по кругу, взявшись за руки.
Побежал в саду ручей, Бегут по кругу друг за другом на носочках.
Прилетели сто грачей, Бегут, взмахивая руками как крыльями.
А сугробы тают, тают, Медленно приседают
А цветочки подрастают. Тянутся вверх, встав на носочки и подняв руки.
4. Пальчиковая игра «Насекомые». [Развитие тонкой моторики, координация речи с движением]
Дружно пальчики считаем – сжимают и разжимают пальцы
Насекомых называем
Бабочка, кузнечик, муха, загибают пальцы, начиная с большого
Это жук с зеленым брюхом
Это кто же тут звенит? вращают мизинцем
Ой сюда комар летит!
Прячьтесь! прячут руки за спину
5. Упражнение «Повтори за мной». [Автоматизация произношения звука [з] и [с] в открытых слогах и словах с ними. ]
Логопед приглашает детей сесть правильно и выполнить упражнения «Ветерок» и «Комарик» (упражнения повторяются по 3—4 раза).
Логопед. А теперь повторяйте за мной:
Са - са -са - вот летит оса.
Со - со -со - покатилось колесо.
Сы - сы - сы - у папы черные усы.
Су - су -су - в лесу увидели лису.
Си - си - си - в пруду живут караси.
За-за-за - начинается гроза.
Зу-зу-зу - ручеёк течёт внизу.
Зо - зо -зон - в зоопарке есть безон.
Зы - зы - зы- вымыли таз
6. Игра с мячом «Когда это бывает?» [Развитие речевого слуха, памяти, мышления. ]
Логопед приглашает детей на коврик и берет в руки мяч.
Логопед. Я расскажу о времени года и брошу одному из вас мяч. Он поймает мяч и скажет, когда это бывает. Слушайте внимательно. Таит снег и бегут ручейки. (Бросает мяч.)
1-й ребенок.. Весной.
Логопед. Перелетные птицы улетают на юг.
2-й ребенок.. Осенью.
Логопед. Люди загорают и купаются в реке.
3-й ребенок.. Летом.
Логопед. Дети катаются на лыжах и санках.
4-й ребенок.. Зимой.
Логопед. Молодцы, вы не сделали ошибок.
7. Релаксация. [Регуляция мышечного тонуса. ]
Логопед приглашает детей выйти на ковер, предлагает им удобно лечь.
Логопед. Давайте немного отдохнем, послушаем музыку. Ложитесь так, чтобы не мешать друг другу. Представьте, что ваше тело легкое. Закройте глаза.
Звучит спокойная музыка. Дети лежат, расслабившись, закрыв глаза.
Логопед.
Уж тает снег, бегут ручьи,
В окно повеяло весною…
Засвищут скоро соловьи,
И лес оденется листвою!
Чиста небесная лазурь,
Теплей и ярче солнце стало;
Пора метелей злых и бурь
Опять надолго миновала.
Открывайте глаза. Потянитесь лежа. Медленно садитесь. Потянитесь сидя. Медленно вставайте. Потянитесь. Уроните руки.
Дети выполняют все действия, о которых говорит логопед
8. Окончание занятия. [Оценка работы детей. ]
Логопед. О каком времени года мы сегодня говорили?
Дети. ….
Логопед. Перечислите признаки весны, о которых мы сегодня говорили.
Дети. Весной светит яркое солнце, тает снег, распускаются цветы, прилетают птицы.
Логопед. Что вам понравилось делать на занятии?
Дети перечисляют игры и задания, которые им было интересно выполнять. Логопед оценивает работу каждого ребенка.