Анна Цветкова
Конспект занятия в средней группе по познавательному развитию «Русская матрёшка»
▼ Скачать + Заказать документы
Занятие в средней группе по познавательному развитию на тему «Русская матрёшка»
Цель: Продолжать обогащать представление детей о народном искусстве, развивать эстетическое восприятие предметов народного творчества.
Интеграция областей:
- познавательное развитие;
- социально – коммуникативное развитие;
- речевое развитие;
- физическое развитие.
Задачи:
Публикация «Конспект занятия в средней группе по познавательному развитию „Русская матрёшка“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Матрешка, матрёшки
- Матрёшки. Конспекты занятий, НОД
- Средняя группа
- Темочки
- познакомить детей с историей матрешки;
- развивать зрительную память, мышление, пространственное воображение, восприятие величины и счета;
- обогащать словарь детей прилагательными, развивать связную речь;
- формировать эмоциональную отзывчивость на восприятие деревянной матрешки, как к сувениру, символу дружбы, любви и согласия русского народа, познакомить с историей матрёшки;
- приобщать к национально- культурным традициям.
Ход НОД:
Воспитатель предлагает отгадать загадку:
Есть для вас одна игрушка, не лошадка, не Петрушка.
Алый шёлковый платочек, яркий сарафан в цветочек,
Упирается рука в деревянные бока.
А внутри секреты есть: может пять, а может шесть.
Разрумянилась немножко наша русская (матрёшка)
Воспитатель: Матрёшку знают во всём мире. Это одна из самых популярных русских игрушек и сувениров. Эта игрушка особенная. Она легко разбирается. В каждой большой живёт маленькая, а в маленькой — ещё меньше. Матрешку знают во всём мире. Это русский сувенир. Ее изготавливают из липы и берёзы. Дерево сначала сушат, затем распиливают на бруски. Из них и вытачивают фигурки. Сначала самую маленькую, которая не разбирается; потом следующую — побольше; затем ещё больше и только в последнюю очередь — самую большую.
Потом игрушки расписывают яркими красками, «одевают» их в пестрые сарафаны и цветные платки, прорисовывают лицо, чтобы на нём блестели глазки, розовели щечки.
Матрёшкой называют игрушку, изображающую девочку в сарафане и платочке.
Сто лет назад известный мастер игрушку чудную создал,
Игрушка – кукла расписная, а как назвать её не знал.
«Красивая игрушка похожа на Катюшку, а может на Танюшку?»-
Ей имя подбирал.
Красивая игрушка, как русская девчушка.
И мастер ту игрушку Матрёшкою назвал.
С тех пор живёт Матрёшка, как русский сувенир.
Шагает по планете, и радует весь мир.
Воспитатель.
- Посмотрите, на вид матрёшка деревенская. А имена в деревне, если называть ласково, звучали так: Дуняша, Маняша, Матрёша. Матрёша – матрёшка. (Воспитатель раскрывает матрешку и расставляет всех матрешек на столе)
Мы красавицы матрешки
Разноцветные одежки
Раз Матрена, два — Милаша,
Мила – три, четыре – Маша,
Маргарита это пять,
Нас не трудно сосчитать.
Пять кукол деревянных,
Круглолицых и румяных,
В разноцветных сарафанах
На столе у нас живут.
Кукла первая толста
А внутри она пуста,
Разнимается она
На две половинки.
Эту куклу ты открой
Будет третья во второй.
Половинку отвинти,
Плотную, притертую-
И сумеешь ты найти
Куколку четвертую.
Вынь ее да посмотри
Кто в ней прячется внутри
Прячется в ней пятая
Куколка пузатая
Вот поставленные в ряд
Сестры-куколки стоят
Посчитаем вас опять: 1 2 3 4 5
-сколько кукол?
-кукол пять!
Воспитатель: Ребята, сколько у нас матрешек на столе?
Дети: Пять матрешек.
Воспитатель: Давайте вместе рассмотрим наших красавиц, во что они одеты?
Дети: Сарафан, платок, фартук, бусы.
Воспитатель: А какие они?
Дети: Красивые, большие и маленькие.
Воспитатель: Наши матрёшки, веселушки – хохотушки, очень любят играть Давайте и мы с вами тоже поиграем.
Физкультминутка: «Мы весёлые матрёшки»
Хлопают в ладошки дружные матрешки (хлопки в ладоши)
На ногах у нас сапожки, (Руки на пояс, поочередно выставляют ногу на пятку вперед)
Дружно топают матрешки, (топают ногами)
Девчонки озорные, матрешки расписные (покружится вокруг себя)
В сарафанах ваших пестрых
Вы похожи словно сестры.
Влево, вправо наклонись (наклоны туловища влево, вправо)
Всем знакомым поклонись. (наклоны туловища вперед)
Дидактическая игра: «Собери Матрёшку»
Воспитатель раздаёт детям конверты с разрезными плоскостными изображениями матрёшек и предлагает детям собрать её по частям.
Дети собирают матрёшку и выбирают самую красивую.
Пальчиковая гимнастика: «У Матрёшкиной сестрицы…»
У Матрёшкиной сестрицы (ритмичные удары пальцами правой руки,
По деревне небылицы: начиная с указательного, по левой ладони)
Ходит утка в юбке, (ритмичные удары пальцами левой руки,
В тёплом полушубке, начиная с указательного, по правой ладони)
Курочка в жилете, (на каждое название животного загибают
Петушок в берете, пальцы на руках, начиная с больших)
Коза в сарафане,
Заинька в кафтане,
А всех их пригоже (ритмичные чередующие хлопки
Корова в рогоже. в ладоши и удары кулачками)
Воспитатель: Ребята, наше занятие подошло к концу. Давайте вспомним, что нового мы сегодня с вами узнали?
- О какой народной игрушке мы с вами сегодня говорили?
Дети: О русской матрешке.
Воспитатель: - Из чего она сделана?
Дети: Из дерева
Воспитатель: - А какие у нас матрёшки?
Дети: Нарядные, красивые.
Воспитатель: - Какие бывают матрёшки по размеру?
Дети: Большие и маленькие.
Воспитатель: - Как можно с ними играть?
Дети: Разбирать, собирать.
Воспитатель: - Как нужно относиться к матрёшке и труду народных мастеров?
Дети: Бережно, аккуратно.
В конце занятия, воспитатель благодарит и хвалит детей за старание.