Валентина Очирова
Конспект занятия в средней группе «Тайны воды»
▼ Скачать + Заказать документы
"Тайны воды"
Задачи:
1. Образовательная: расширять знания детей о свойстве воды и ее характерных особенностях.
2. Развивающие: развивать познавательный интерес ребенка, умение выделять существенные признаки и связи, умение самостоятельно делать выводы.
3. Воспитательная: воспитывать умение работать сообща.
Оборудование:
• на каждого ребенка по 3 стакана и по 3 чашечки;
• вода, молоко, камушки, сахарный и речной песок;
• таз, ложечки, лед, термос, зеркало, салфетки;
• листы бумаги, разноцветная гуашь, трубочки для коктейля;
Публикация «Конспект занятия в средней группе „Тайны воды“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Средняя группа
- Темочки
• магнитная доска, символические изображения каждого опыта.
Ход занятия
Воспитатель предлагает детям поиграть в игру «Ручеек».
-Ой, ребята, заигралась я тут с вами и забыла, что нам пришло письмо.
(Здравствуйте, дорогие дети. Посылаю вам загадку: Что бывает, твердым, жидким и газообразным). А ответить нам поможет моя волшебная лейка «Морской царь».
Ну-ка, лейка, лей-лей-лей
На ребяток, не жалей.
В капельку пусть превратятся,
От души повеселятся. (Одеваем кулончики)
Вот вы капельки. Расскажите о себе: какие вы, где живете, какого цвета, где вы любите бывать? (Рассказы детей.)
Я скажу вам по секрету, мы будем проводить опыты. Рассаживайтесь, капельки, за столы. Посмотрите на глобус. Как вы считаете, что на глобусе обозначено голубым цветом? (Вода). А чего больше-воды или суши? (Воды). А что обозначено белым цветом? (Льды и снега). Правильно льды и снега- тоже вода, только замершая. Где воды больше – в океане или в реке? (В океане).
1 опыт. Определение прозрачности воды.
-Перед вами стоит 2 стакана. Скажите, что в них налито? (Молоко и вода).
-Положите в оба стакана камушки. В каком стакане видны камни, а в каком нет? Как вы думаете, почему в стакане с молоком камень не виден, а в стакане с водой – виден?
Вывод. Вода прозрачная, поэтому сквозь нее видны разные предметы. Молоко непрозрачное, оно белое, мутное поэтому сквозь нее предметы не видны.
2 опыт. Способность воды отражать предметы.
-Приглашаю всех подойти к моему столу. Скажите, что на нем стоит? (Таз с водой.)
Давайте все по очереди заглянем в него. Что вы там увидели? (Свое лицо и отражение.)
-А где еще можно увидеть свое отражение? (В зеркале, в витрине магазина и т. д.)
-Значит, вода может отражать предметы, как зеркало. Давайте подумаем все вместе на воду и заглянем в нее. Увидели ли вы теперь свое отражение? (Очень плохо, оно размытое.)
Вывод. Спокойная вода отражает предметы, как зеркало. Если вода неспокойна, то отражение предметов нечетко и размыто.
-Отметим это свойство воды вот таким символом (прикрепить второй символ рядом с первым).
3 опыт. Растворимость некоторых веществ.
-Обратите внимание на 2 стакана воды и 2 мисочки, которые стоят перед вами. Скажите, что лежит в мисочках? (Сахарный и речной песок.)
-Возьмите ложечки и положите в один стакан сахарный песок. Перемешайте его. Посмотрите и скажите, что произошло с сахаром в воде? (Сахар в воде растворился.)
- Осталось ли что нибудь в воде? Правильно воде ничего не осталось. Давайте положим в другой стакан с водой речной песок и перемешаем его. Что произошло в этот раз? (Речной песок не растворился, он опустился на дно, а вода стала мутная и грязная.)
Вывод: В воде растворяются некоторые вещества, а некоторые нет.
-Отметим новое свойство воды специальным символом (прикрепить третий символ).
Игра. Три состояния воды.
Дети, мы сегодня узнали о свойствах воды, а какие – вы сейчас покажите с помощью движений. (Дети показывают как идет дождь? Как течет ручей? Как испаряется вода? Как стали льдом).
-Отдохнули, ребята? Тогда занимаем места за лабораторными столами и продолжим изучение воды.
4 опыт. Различные состояния воды.
–Ребята, сейчас я вам кое-что раздам (воспитатель достает кусочки льда из специальной формы и кладет по кусочку каждому ребенку в ладонь.)
-Скажите, что это? (Лед)
-Какой он? (Твердый, тяжелый, холодный.)
-Поддержите его в теплой ладошке. Что с ним происходит? (Он тает и превращается в воду.)
-Исходя из этого, что можно сказать про лед? (Лед – это замороженная вода.)
-Кто знает, что это такое? Правильно ребята, это термос. Кто может сказать, для чего люди используют термос? (Это сосуд, который долго сохраняет продукты горячими.)
-Смотрите внимательно, я открываю крышку. Что вы видите? (Из термоса идет пар.)
-Подношу к отверстию зеркало. Посмотрите, что появились на зеркале? (Капельки воды).
-Откуда он взялись? (Пар остыл и осел на стекло каплями воды).
-Ребята, пар это тоже вода, но не простая, а газообразная. От большого нагревания вода превращается в пар. Где, в домашних условиях, можно увидеть пар? (Пар идет из кипящего чайника).
- А теперь я предлагаю решить вам вот какую задачу. Переместите воду из одного стакана в другой. Как это сделать? (Воду надо перелить.)
-Почему вода перелилась из одного стакана в другой? (Вода жидкая).
Вывод. Вода может находиться в трех состояниях:
1. Лед- это твердая, замороженная вода.
2. Пар – это нагретая до состояния кипения, парообразная вода.
3. Жидкая - это обычная вода.
-обозначим все это символом (прикрепить четвертый диск).
-Ребята, подойдите, пожалуйста ко мне. Посмотрите на получившуюся таблицу. Расскажите, какие свойства воды мы сегодня открыли. Вода прозрачная, сквозь нее видны все предметы. В спокойном состоянии вода отражает предметы. В воде растворяются некоторые вещества, а некоторые не растворяются. Вода бывает жидкой, твердой и парообразной.
- А сейчас я предлагаю вам поиграть с разноцветными капельками воды. Я вам капну на лист бумаги цветную капельку. Возьмите трубочку для коктейля и подуйте на нее, можете дуть на капельку в разных направлениях. Нарисуйте любой узор. Пофантазируйте немножко. Скажите, что у вас получилось.
-Молодцы ребята! Вы успешно справились с работой лаборантов и замечательно провели опыты. А сейчас лаборатория закрывается.