Оленчик Екатерина
Конспект занятия по развитию речи в ранней группе «Дидактические упражнения «выше-ниже», «дальше-ближе»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия в ранней группе по развитию речи: дидактические упражнения «выше-ниже», «дальше-ближе»
Развитие речи у детей в раннем возрасте является важной частью их общего развития и социальной адаптации. В процессе освоения родного языка малыши учатся выражать свои мысли, чувствовать и осмысливать окружающий мир. Занятие, посвященное дидактическим упражнениям, таким как «выше-ниже» и «дальше-ближе», позволяет развить у детей не только словарный запас, но и пространственные представления. В данном конспекте занятия мы рассмотрим основные аспекты, которые помогут педагогам и родителям организовать эффективные и увлекательные занятия по развитию речи.
Цели и задачи занятия
Цель этого занятия — развить у детей умение пользоваться антонимами и укрепить их навык описывать предметы и явления, используя понимание пространственных отношений. Основные задачи занятия:
1. Развить словарный запас: Наполнить речь детей новыми словами, улучшить их способность описывать окружающий мир.
2. Формирование навыков коммуникации: Поддерживать диалог между детьми, поощрять их задавать вопросы и активно участвовать в обсуждениях.
3. Развитие восприятия пространства: Научить детей ориентироваться в пространстве и использовать понятия «выше-ниже» и «дальше-ближе» в собственных высказываниях.
Данные цели и задачи будут достигаться через использование разнообразных дидактических игр и упражнений, включающих визуальные и тактильные элементы.
Подготовка к занятию
Хорошее занятие начинается с тщательной подготовки. Для успешного проведения урока необходимо создать благоприятную и комфортную атмосферу для детей. Вот несколько ключевых аспектов, на которые стоит обратить внимание:
Материалы и пособия
Педагог должен подготовить различные материалы, которые помогут визуализировать понятия «выше-ниже», «дальше-ближе». Это могут быть:
* Игрушки разных размеров и форм, которые легко можно разместить на столе или на полу.
* Картинки или иллюстрации, изображающие предметы различных размеров и расстояний.
* Объекты, такие как мяч, кубик или мягкие игрушки, которые можно легко перемещать в пространстве.
Создание комфортной обстановки
Важно, чтобы дети чувствовали себя свободно и уверенно. Для этого следует обеспечить:
* Удобные места для сидения — коврики или стулья, чтобы малыши могли свободно перемещаться и работать в группах.
* Достаточно света и воздуха — хорошо освещенное помещение с хорошей вентиляцией способствует концентрации внимания.
* Позитивное настроение — педагог должен заранее настроиться на взаимодействие с детьми, быть готовым к их вопросам и мнениям.
Организация группы
Для вышеуказанных упражнений рекомендуется разбить детей на небольшие группы. Это позволит каждому ребенку активно участвовать в процессе и выражать свои мысли. Групповая работа способствует развитию навыков сотрудничества и коммуникации.
Введение в тему занятия
Занятие начинается с приветствия и краткого объяснения, чего будут касаться упражнения. Педагог может задать вопросы, связанные с темой дидактических упражнений, чтобы привлечь внимание детей и заинтересовать их. Например, можно спросить:
* «Вы когда-нибудь видели, как что-то поднимается выше?»
* «Куда вы положите свою игрушку: ближе к себе или дальше от себя?»
Такое начальное обсуждение помогает детям понять, что их будет ждать в ходе занятия и пробуждает их активность. Необходимо добавить, что очень важно использовать понятия «выше» и «ниже», «дальше» и «ближе» в контексте реальных объектов. Это сделает информацию более доступной и понятной для детей.
Основная часть занятия: упражнения и игры
Упражнение «выше-ниже»
Это упражнение направлено на развитие понимания концепции высоты и позволяет детям играть с физическими объектами.
1. Описание: Педагог показывает детям игрушки разной высоты (например, короткие и высокие). Можно использовать мягкие кубики, конструкторы или другие предметы, которые легко воспринимаются на ощупь и зрительно.
2. Демонстрация: Педагог начинает с того, чтобы очень наглядно продемонстрировать, что такое «выше», а что такое «ниже». Он ставит высокую игрушку над другой, проговаривая: «Это игрушка выше, а это игрушка ниже».
3. Практика: Затем дети по очереди выбирают игрушки и озвучивают: «Моя игрушка выше!» или «Моя игрушка ниже!». На этом этапе необходимо поощрять каждого ребенка, выделяя их достижения.
4. Вопросы: По ходу выполнения задания педагог может задавать дополнительные вопросы, например, «Какая игрушка выше?» и «Как ты думаешь, почему она выше?».
Таким образом, данный этап способствует не только усвоению новых лексических единиц, но и пониманию дітей пространственных отношений.
Упражнение «дальше-ближе»
Следующим этапом занятия можно сделать упражнение на восприятие расстояний с использованием аналогичных игр с предметами.
1. Подбор объектов: Педагог размещает игрушки на различном расстоянии друг от друга. Он может показать, что одна игрушка находится ближе к детям, а другая — дальше.
2. Наблюдение: Детям предлагается встать и подойти к предметам. Педагог спрашивает: «Какой предмет ближе к вам?» и «Какой дальше от вас?».
3. Взаимодействие: Дети делятся своими впечатлениями и могут предложить свои идеи. Педагог поощряет каждое мнение, даже если оно несколько ошибочно, это поможет создать атмосферу доверия.
4. Закрепление: После использования предметов дети могут отвечать на вопросы типа «Куда ты положишь свою игрушку: ближе к себе или дальше от себя?» Это укрепляет усвоенные знания и включает в процесс личное мнение детей.
Вопросно-ответный блок
На финальном этапе занятия педагог подводит итоги и предлагает детям поделиться, что им понравилось больше всего. Дети могут рассказать о своих игрушках, о том, что они поняли, и как могут использовать слова «выше», «ниже», «дальше» и «ближе» в повседневной жизни. Педагог может записывать ответы на флипчарте или доске.
Итоги занятия
В завершение урока следует подвести итоги. Педагог может проанализировать, какие новые слова были освоены детьми, сделали ли они шаги к большей уверенности в своих речевых навыках. Как итог, важно проговорить с детьми, как они будут использовать новые слова в игре на улице или дома. Например, «Когда ты соберешь свои игрушки, ты можешь поставить их выше или ниже», либо «Молодец! Ты положил свою игрушку ближе к себе!».
Такой подход не только зафиксирует знания у детей, но и будет способствовать созданию положительного опыта и взаимопонимания.
Подведение итогов
Развитие речи у детей — это долгосрочный процесс. Использование дидактических упражнений «выше-ниже» и «дальше-ближе» позволяет эффективно обучать детей новым понятиям и лексике. Каждое занятие — это шанс навести мостик между теоретическими знаниями и практическими навыками, а значит, для достижения больших успехов в развитии речи необходимо регулярно проводить подобные занятия с использованием разнообразных дидактических этапов.
Важно помнить, что каждый ребенок уникален, и подход к его обучению должен быть индивидуальным, гибким и всегда учитывать его интересы. Создавая положительный опыт в учебной среде, педагог может стимулировать развитие речи и коммуникационных навыков, которые будут полезны детям на протяжении всей их жизни. Занятия, полные игр, общения и творчества, всегда будут вдохновлять юных учеников на изучение мира вокруг них