Гутник Людмила
Конспект занятия в подготовительной к школе группе «Звуковая культура речи. Подготовка к обучению грамоте»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД по речевому развитию в подготовительной к школе группе «Путешествие в школу волшебников на воздушном шаре»
Цель: создание условий, способствующих формировании звуковой культуры речи с использованием занимательных игровых упражнений.
Задачи:
Публикация «Конспект занятия в подготовительной к школе группе „Звуковая культура речи, Подготовка к обучению грамоте“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2023
Развивающие: способствовать развитию коммуникативных навыков общения и интонационной выразительности речи.
Обучающие : закрепить умение выполнять звуковой анализ слов, делить слова на слоги (части, определять количество и последовательность слов в предложении.
Воспитательные: воспитывать умение слушать других детей, способствовать формированию умения работать в команде.
Оборудование: письмо, карточки со словами, лукошко, карточки для индивидуальной работы, подарок для детей- медальки.
Методы и приемы: словесный метод, наглядный метод и практический метод.
Предварительная работа: работа с предложением, разбор слова на слоги, определение последовательности звуков в словах, разучивание новой игры (физминутки).
Словарная работа: предложение, слово, слог, звук (гласный, согласный).
Форма проведения занятия : игра-путешествие.
Ход занятия:
- Ребята, посмотрите, к нам пришли гости. Давайте повернемся к гостям и поздороваемся.
- Скоро вы пойдете в школу, у вас будут новые друзья, новые учителя, настоящие уроки. А я хочу чтобы вы вспоминали наш детский сад, своих друзей, наши игры, занятия, праздники, прогулки и предлагаю вам отправимся в путешествие на воздушном шаре в школу волшебников. В этом путешествии мы с вами проверим свои знания, умения, то есть вашу готовность к школе. Вы готовы?
- (Ответ детей) Да, готовы.
На доске появляется картинка с изображением воздушного шара.
- «Кто лениться не привык, тот хороший …»
- (Ответ детей) Ученик.
- Правильно. Молодцы!
Тогда все возьмемся за руки и отправимся в школу волшебников на воздушном шаре.
«Шар летел- летел- летел
В школу волшебников прилетел.»
- Вот мы и прилетели в школу волшебников.
-Что это на столе?
-(Ответ детей) Письмо.
- Посмотрим что в нем? Письмо от волшебника. Слушаем, что он нам написал (воспитатель читает письмо детям) :
«Дорогие будущие ученики!
Рад Вас приветствовать в школе волшебников.
Хочу поздравить вас, ведь вы идёте в школу. И по такому замечательному поводу, я приготовил для вас сюрприз, вы сможете его найти, если пройдёте все испытания.
Задания будут сложными, но интересными; выполнив их, вы станете волшебниками.
Вы готовы? Тогда удачи. Даю подсказку:
«Мячики лежат в лукошке,
лукошко у окошка".
От Волшебника»
(Воспитатель берет сундук с мячами, открывает его, показывает детям мячи с номерами заданий)
- Ребята, смотрите - сундучок. Что это?
-(Ответ детей.) Мячи.
- В сундуке лежат мячи и у каждого мяча свой номер. Каждый мячик – это испытание, которое надо пройти.
- Ну что ребята начнем испытание? (воспитатель предлагает ребенку достать мяч под номером один.)Достань мяч под номером один.
(По ходу всего испытания воспитатель предлагает одному ребенку достать мяч, а дети выполняют задания.)
– Шар под номером один.
1. Первое испытание – «Заколдованные звуки» (различать похожие звуки по звучанию в разных по смыслу словах).
- Волшебник хочет убедиться в том, что вы внимательны на занятиях и умеете работать самостоятельно. Вам нужно внимательно слушать слова, и определить в этих словах какие два звука сделали похожие по звучанию слова, но разные по смыслу: ЛУК-СУК? (картинки вывести на экран).
- Отвечать вы должны так: Л, С.
- Послушайте следующие пары слов и ответьте мне самостоятельно, какие два звука сделали похожие по звучанию слова разными по смыслу : МАК-РАК ( Ответ детей: М-Р, МАМА-ЛАМА ( Ответ детей: М-Л, КОМ-ЛОМ ( Ответ детей: К-Л, КОМ-СОМ ( Ответ детей: К-С)
- Молодцы, справились с первым испытанием!
-Шар под номером два (воспитатель достает шар с номером два с сундука).
-Для того чтобы приступить ко второму испытанию, волшебник просит занять свои места. (Дети занимают свои места).
-Достань мяч под номером два. (Воспитатель предлагает ребенку достать мяч.)
2. Второе испытание Игра «Я вам – вы мне» работа в парах (разбор слова на слоги).
- Давайте приступим ко второму испытанию. Волшебник предлагает вам поиграть в игру «Я – вам, вы – мне».
- Волшебник просит нас разобрать слова на слоги и сказать из скольки слогов состоят эти слова. (Молоко, дома, домики, маки, макаки). Первое слово воспитатель разбирает вместе с детьми: МО-ЛО-КО.
- (Ответ детей) Три слога.
Какие вы умники и умницы. Справились со вторым испытанием.
3. Испытание третье
Физминутка «Солнце спит и небо спит»
Солнце спит и небо спит, (ладони к левой щеке, к правой щеке)
Даже ветер не шумит. (качаем поднятыми вверх руками)
Рано утром солнце встало, (подняли руки вверх, потянулись)
Все лучи свои послало. (качаем поднятыми вверх руками)
Вдруг повеял ветерок, (помахали руками вверх-вниз)
Небо тучей заволок. (закрыли руками лицо)
И деревья раскачал. (качание туловища влево - вправо)
Дождь по крышам застучал, (прыжки на месте)
Барабанит дождь по крыше (хлопки в ладоши)
Солнце клонится все ниже. (наклоны вперед)
Вот и спряталось за тучи, (приседаем)
Ни один не виден лучик. (встали, спрятали руки за спину)
-Занимайте свои места, будем проходить следующее испытание. (Воспитатель просит ребенка достать мяч под номером три.)
4. Четвертое испытание – «Звуковички» работа в группах (определение последовательности звуков в словах).
- Волшебник просит нас помочь ему посчитать звуки в словах.
- А из чего состоят слова? (Ответы детей) Слова состоят из звуков, не пропуская и не переставляя их.
- Какие бывают звуки? (Ответы детей. Гласные, согласные твердые, согласные мягкие)
- Чем отличаются гласные звуки от согласных? (Ответы детей. Гласные звуки поются, а согласные встречают преграду во рту.) (Ответы детей. Индивидуальные ответы и групповые).
- Ребята, мы с вами знаем, что, звуки мы слышим и произносим. Сегодня мы свами поучимся определять последовательность звуков в словах. (Работа по презентации. Дети читают слово, выполняют задание и проверяют свои ответы по презентации).
- Например, в слове Сок – три звука С, О, К, кто мне может их назвать?
- А сколько звуков в слове Кот? (Ответы детей) –Да верно, три звука, а какие это звуки? (Ответы детей) К,О,Т. - А сколько звуков в слове Ноты и, что это за звуки? (Ответы детей) Н, О, Т, Ы.
- Назовите количество звуков в словах : Роса, Пыль. (Ответы детей) – Перечислите какие это звуки. (Ответы детей) (Р,О,С,А.) (П, Ы, Ль.)
5. Пятое испытание – «Волшебное стихотворение» (работа с предложением)
- Волшебник приготовил для вас стихотворение. Он поздравляет вас с наступлением весны и просит прослушать стихотворение
С. Есенина «Черемуха» :
Черемуха душистая
С весною расцвела
И ветки золотистые,
Что кудри, завила.
Кругом роса медвяная
Сползает по коре,
Под нею зелень пряная
Сияет в серебре.
А рядом, у проталинки,
В траве, между корней,
Бежит, струится маленький
Серебряный ручей.
Черемуха душистая,
Развесившись, стоит,
А зелень золотистая
На солнышке горит.
Ручей волной гремучею
Все ветки обдае5т
И вкрадчиво под кручею
Ей песенки поет.
- И последние наше задание - Волшебник перепутал слова и нужно их расставить.
-Послушайте, предложение и скажите, сколько в нём слов. «Бежит, струится маленький серебряный ручей.» (Дети определяют количество слов)
-А сейчас я раздам вам слова, а вы составите предложение по цепочке (Повторить два раза) Слушайте внимательно! Первое слово: Бежит и т. д. (Проговаривают дети каждое слово предложение) Давайте вместе проговорим предложение, чтобы запомнить его. (Дети проговаривают
- Скажите, из чего состоят предложения? (Ответ детей. Из слов)
- Сколько может быть слов в предложении? (Ответ детей.
Одно, два, много)
А теперь мы превращаемся в живые слова.
- Молодцы, справились с последним испытанием!
Пора нам возвращаться домой!
Итог занятия.
Вы сегодня были очень активны. Понравилось ли вам наше занятие?
- Чем мы сегодня занимались?
- Что нового вы сегодня узнали?
- Какое из заданий больше понравилось? Что вызвало затруднения?
- Какое у вас настроение? А хорошее настроение всегда у тех, кто отлично поработал. (Ответы детей)
Письмо еще –загадка
Есть очень важная деталька!
За большое достижение
Вам положена ---медалька.
-Прошли все испытания, вы стали настоящими волшебниками.