Олеся Иванова
Конспект занятия в подготовительной к школе группе «Лучше нет родного края»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия в подготовительной к школе группе.
Тема "Лучше нет родного края"
Интеграция образовательных областей: "Познавательное развитие", "Социально -коммуникативное развитие", "Речевое развитие".
Педагогические цели: развитие любознательности и познавательной мотивации, формирование первичных представлений о малой родине.
Публикация «Конспект занятия в подготовительной к школе группе „Лучше нет родного края“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Республика, область, край. Список городов
- Темочки
Задачи. Формировать интерес к малой родине. Расширить и уточнить представления детей о родной стране (знакомство с природой своего края, его достопримечательностями). Расширить естественнонаучные представления (формировать знания о горах, реках, озерах). Развивать речь, мышление, память, внимание, мелкую моторику детей. Воспитывать усидчивость, доброжелательные отношения между детьми. Формировать навыки коллективного выполнения действий. Учить видеть красоту окружающего мира, воспитывать чувство единства человека и природы.
Целевые ориентиры образования: проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам; обладает начальными знаниями, представлениями о природном мире, в котором живёт; активно и доброжелательно взаимодействует с педагогом и сверстниками в решении игровых задач.
Виды взросло - детской (партнерской) деятельности: игровая, коммуникативная, восприятие художественной литературы.
Словарь: достопримечательности, гид, река Катунь, река Бия, Телецкое озеро, Чуйский тракт, гора Белуха.
Предварительная работа: разучивание стихотворений о природе Горного Алтая. Рассматривание предметных картинок с изображением животных и растений и уточнение их названий. Отгадывание загадок о животных и растениях. Чтение и рассказывание легенд и сказок "Алтын - Кёль" (2, с. 33, "Катунь и Бия" (2, с. 43, "Сказка Сартакпай" (3, с. 4, "Легенда о хозяине тайги Бабыргане" (2, с. 56, "Добрая кедровка" (3, с. 29, "Обида марала" (3, с. 31, "Медведь" (2, с. 65, "Жадный глухарь" (3, с. 40, "Горностай и заяц" (3, с. 45, "Кабарга - лакомка" (3, с. 47, "Нарядный бурундучок" (3, с 53, "Верная сестра" (1, с 40).
Индивидуальная работа: над интонационной выразительностью, помощь в отработке речевых навыков, в правильном составлении предложений, содействие доброжелательному общению со сверстниками.
Условия и средства реализации: материально - технические (предметные картинки автомобиля, вертолета, рафта, теплохода, растений и животных, конверт с разрезными картинками, фотографии видов Горного Алтая, магнитофон, запись музыкального произведения Ю. Трифонова, настенная карта Республики Алтай; методико - дидактические: метод (словесный, наглядный, практический, приёмы (беседа, демонстрация, игровой приём, прослушивание музыкального фрагмента, художественного слова (стихи Гавриловой А., Нешатаевой Н., Кондакова Г., Капустиной Н, форма: занятие.
Литература, 1. Огнёва Г. Н. Детям о культуре и искусстве алтайского народа. Пособие для воспитателей детских садов, Горно-Алтайское книжное издательство "Юч -Сюмер", 1992
2. Кандаракова Е. П. Легенды северного Алтая, Горно-Алтайск, 2011.- 128 с.
3, Кучияк П. В. Сказки. Типография Горно-Алтайского государственного университета, 2004
4, Тобоева Е. Н. Учебно- методическое пособие к программе развития и воспитания детей дошкольного возраста "Росточек".- ОАО "Горно - Алтайская типография", 2006
Содержание организованной деятельности детей.
1. Организационный момент,
Объявление темы занятия. Сегодня мы с вами отправимся в путешествие, чтобы увидеть, как красив край, в котором мы с вами живём. На вертолёте мы пролетим над горой Белухой, с горы мы спустимся по реке Катунь на рафте, на автомобиле промчимся по главной дороге нашей республики - Чуйскому тракту, чтобы оказаться на перевале Чике -Таман, на теплоходе прокатимся по Телецкому озеру.
2. Беседа о родине. - Ребята, что такое Родина? (Ответы).
Да, слово "родина" (прислушайтесь к его звучанию) близко таким словам, как "родня", "родствнник", "родной ", "родимая". Мы произносим эти слова, и от них веет теплом, уютом, спокойствием, Так и наша родина - это место, где мы родились, где живём, где стоит наш дом, где живут наши друзья, где тепло и уютно. Наш край, наша родина - это Алтай. А где находится Алтай? (В России)
. Мы солнцем алтайским согреты,
Мы краю родному верны.
Мы любим Алтай ведь на свете
Красивее нет стороны.
Посмотреть на наш край приезжают гости издалека. В каждом крае есть такие особенные места. Эти места называются достопримечательностями.
- Какие достопримечательности в Горном Алтае вы знаете? Какие красивые, места вы бы хотели показать гостю в нашем удивительном краю? (Реки Катунь, Бия, Телецкое озеро, гора Белуха, чуйский тракт,
3, Игра "Путешествие по Горному Алтаю"
- Закройте глаза и сосчитайте от 10 до 1. (Воспитатель выставляет фотографию горы Белухи, Мы приближаемся с вами на вертолёте к самой высокой горе нашей республики.
Откройте глаза. Полюбуйтесь её величием. Ребенок читает стихотворение:
Здесь снег на вершинах не тает,
Здесь реки светлей хрусталя,
Простор Голубого Алтая,
Белуха - родная моя.
Закройте глаза. (Воспитатель меняет фотографии, Появляются фотографии Катуни, сплав по реке на рафте). Откройте глаза. Перед вами красавица, госпожа Катунь, Алтай - это необычная земля. Славится она не только красотой своей природы, но и богатырями. Раньше рекам Алтая было некуда течь, и богатырь Сартакпай освободил их, соединив реки Бию и Катунь в реку Обь, несущую свои воды в Северный Ледовитый океан. Катунь начинается с горы Белуха (показ по карте). По такой горной бурной реке можно спускаться только на специальной лодке, которая называется рафт. Дети читают стихи о реке.
Катунь, красавица Катунь,
Люблю тебя я с детства,
Катунь, увидев раз, пойму,
Моя любовь от сердца.
Катунь, Катунь краса Алтая
Куда ты мчишь, в какой простор,
В какие устремилась дали
Ведя со брегом разговор.
Мне нравится осенняя Катунь,
Когда она зеркально - зелена,
Её вода прозрачна и чиста,
И даже со скалы всё видится до дна.
Чтобы продолжить путешествие нам придется пересесть в автомобиль, И вновь закрываем глаза. Открываем (Фотография автомобиля). Воспитатель указкой ведет по дороге на карте республики, подтверждая, что эта очень длинная дорога через высокие горы - главная дорога нашей республики и проходит она через наше село. Как оно называется? (Майма, Чуйский тракт - гордость нашей республики, Много сил потратили люди, чтобы построить такую великолепную дорогу, и мы могли посмотреть на чудеса Алтая. (Показ фотографий, Дети читают стихи.
Чуйский тракт, Чуйский тракт - дальняя дорога.
Через горы нас ведешь вместе с Чуей в ногу.
Чуйский тракт над рекою,
Где студеная бьётся волна.
Нет ни ночью, ни днем мне покоя,
Впереди лишь дорога одна.
Дорога привела нас к необычному озеру, золотому, которое называется Телецкое. Здесь нас уже ждёт теплоход (показ картинки теплохода на карте республики).
"Алтай - земля, где многие народы сложили мудрые легенды на века,
Где небо снизошло на белы воды, озера где, как в небе облака"
Телецкое озеро по своей красоте может занять одно из первых мест в мире. Дети читают стихи, воспитатель иллюстрирует чтение фотографиями.
Алтын - Кёль - золотое озеро,
Таймень хвостом ударил, качнулась гладь воды,
Сорвался мшистый камень медведицей с горы.
"Алтай" - "алтын" иль "злато",
Ты впрямь, как золотой,
Над озером закатным созвучных мыслей строй.
3. Игра - соревнование "Собери картинку".
Посмотрите, на нашем теплоходе я нашла конверт, Что же в нем? Здесь картинки животных и растений, которые живут и растут на территории нашей республики (медведь, марал, таймень, снежный барс, кедр, лиственница). Но вот беда, они все разорваны на мелкие части, Давайте соберем картинки. (Педагог предлагает детям пройти к столам, делит их на 6 команд по названию животного или растения, организует соревнование между командами). Звучит музыка Ю. Трифонова.
-Команды закончили работу одновременно! Победила дружба! Вы отлично справились с заданием, В путешествии можно увидеть лиственницу, кедр, марала, медведя, если очень повезет снежного барса и поймать рыбу таймень.
Хребты, пошитые охотничьими тропками;
Леса, обжитые пичугами неробкими;
Потоки дикие, вершины седоглавые,
Туманы тихие, молочные, кудрявые;
И склоны плавные,
И лето красное с кукушкою пронзительной,
Земля прекрасная, Алтай мой удивительный!
4, Игра "Обитатели Алтая". Детям раздаются картинки с изображением растений и животных Алтая.
Если воспитатель показывает картинку с изображением птицы, то ребенок, у которого птица, поднимает картинку и называет её : "У меня воробей" и т. д.
Молодцы ребята!
Богат и прекрасен наш Горный Алтай, Но лес- великан, речки, бегущие с гор, щебечущие птички, цветы на полянах - всё это нуждается в нашем внимании и защите.
Ребята, как нужно относится к природе? (Дети читают стихотворения)
Нор звериных, птичьего гнезда разорять не будем никогда!
Пусть птенцам и маленьким зверятам хорошо живётся с нами рядом.
Родную природу, цветущий наш край
Всем сердцем люби, береги, охраняй!
5. Предлагаю вам поиграть в игру "Один -два - пять".
Попробуйте сосчитать всё, что увидите на нашей карте.
Начинаем считать озёра (Одно озеро, два озер, пять озер)
Считаем сёла (Одно село, два села, пять сёл). Молодцы!
6. Игра "Семья слов"
А попробуйте придумать похожие родственные слова к слову "река"(речной, речушка, заречный,
К слову "гора" (горка, горочка, пригорок, горный, гористый). Молодцы!
7. Отгадывание загадок.
Отгадайте загадки, которые приготовили ребята:
Течет с высоких белых гор быстра, смела, красива.
Людей влечёт её напор, прохлада, мощь и сила? (Река Катунь)
Между ёлочками по отрогам,
Далеко внизу легла,
Как змейка, белая дорога,
Что нас к вершине привела. (Чуйский тракт)
Воспитатель продолжает "Немало есть у нас в стране красивых мест. Но я б назвал прекраснейшей минутой жизни - Чике - Таманский перевал"
8. Организация окончания занятия. Оценка работы детей.
-Наше путешествие заканчивается. Садитесь на стульчики, закрывайте глаза и считайте от 1 до 10. Вот мы и вернулись в детский сад. Сегодня я была для вас гидом - человеком, который сопровождает гостей, показывая им достопримечательности края. Ребята мне помогали. Расскажите, что вы делали во время путешествия, о чём узнали, что вам понравилось, где ещё вам хотелось бы побывать? (Дети рассказывают о том, что они увидели и узнали).
-Все отлично работали. Молодцы!
Закончить наше занятие мне бы хотелось такими словами:
"Мы живём на краешке России, в горном удивительном краю.
Что такое счастье, вы спросили? Это - верить в Родину свою!"
О. Иванова,
воспитатель МБДОУ "Детский сад "Олененок" с. Майма", Республика Алтай