Светлана Козлова
Конспект занятия «Березы родного края»
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание:
Совершенствовать навыки в технике круговой штриховки. Закреплять умения рисовать березу, передавая особенности строения и создавая выразительность образа. Активизировать в речи детей словарь прилагательных (ветвистая, кудрявая, плакучая) и существительных (крона, береста). Развивать чувство композиции. Воспитывать любовь к природе родного края.
Публикация «Конспект занятия „Березы родного края“» размещена в разделах
- Береза, березка. Конспекты занятий
- Береза. Все на тему березок
- Деревья и кустарники
- Деревья. Конспекты занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Республика, область, край. Список городов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» август 2015
Методические приемы: использование загадок и стихов, хороводная игра, дидактическое упражнение «Что нужно растениям?», беседа, вопросы, психологическая пауза, индивидуальная работа, дидактическое упражнение «Волшебная линия», анализ детских работ, итог.
Материал: карточки-схемы с элементами березы, иллюстрации березы в разное время года, восковые карандаши, альбомные листы.
Предварительная работа: Целевая прогулка к березе, чтение стихов, загадывание загадок, рассматривание иллюстраций, дидактические игры. «Что нужно растению для роста?», рисование с детьми с использованием разнообразной штриховки.
Дети стоят возле доски полукругом.
Воспитатель: Мы к друг другу повернулись И немножко улыбнулись От улыбок в группе, стало так светло,
А ребятам нашим очень хорошо.
И мне ребята от ваших улыбок стало светло и тепло на душе. Я вспомнила очень интересную загадку, внимательно ее послушайте:
Русская красавица стоит на поляне В зеленой кофточке в белом сарафане.
Воспитатель: - Молодцы. (Выставляются иллюстрации берез в разные времена года).
Воспитатель: Ребята, мы с вами не раз наблюдали за березой на прогулке. Береза - очень красивое дерево, оно растет во всех уголках нашей Республики Мордовии. Давайте вспомним, какая бывает береза?
Воспитатель: Правильно, береза бывает : стройная, гибкая, красивая, белоствольная, кудрявая, прямая, ветвистая, плакучая. (Дети садятся на стульчики перед столами).
Воспитатель: - Молодцы. Из ваших слов мне стало ясно, что вам нравится это дерево. Березой восхищались многие русские поэты и посвящали ей великолепные стихи. Послушайте некоторые из них. Я вам предлагаю закрыть глаза. Постарайтесь представить себе березу, о которой вы сейчас услышите.
С. Прокофьев. :
Люблю березку русскую, то светлую, то грустную.
В белом сарафанчике с платочками в карманчиках,
С красивыми застежками, с зелеными сережками,
То ясную кипучую, то грустную плакучую.
Люблю березку русскую.
Словно девица русская, приумолкнув стоит,
Над речушкой берёзка листвой шелестит.
Только ветер играет в косах длинных листвы,
Только звезды мигают ночью ей с высоты.
Рано утром встает она солнце встречать,
Улыбнувшись, посмотрит в зеркальную гладь.
И, наверно, на свете нет березы родней,
Ведь береза - частица Мордовии моей.
Откройте глаза. Все ребята увидели березу? Расскажите нам о ней. Воспитатель: - Я поняла, что кто-то из вас увидел грустную березу, кто-то - кудрявую, кто-то - светлую и т. д.
Воспитатель: - Дети, а какое настроение было у вас, когда вы слушали это стихотворение?
Воспитатель: - Правильно, у каждого свое настроение (лирическое, печальное, грустное и т. д.)
Воспитатель: - Мы вокруг березки встанем в хоровод,
Весело и звонко каждый запоет.
Воспитатель: - Дети, давайте встанем в круг.
Хоровод вокруг березы : Во поле береза стояла,
Во поле кудрявая стояла,
Люли-люли стояла (2раза,
Мы пойдем пойдем погуляем,
Белую березу не сломаем Люли-люли не сломаем (2раза,
Погуляла детвора - на занятия пора. (Дети садятся на стульчики). Воспитатель: - Скажите мне, к какому миру, рукотворному или
нерукотворному, т. е. к природному, относится береза.
Воспитатель: - Правильно, береза относится к нерукотворному миру. Воспитатель: - А к какой природе к живой или неживой относится береза? Воспитатель: - Правильно, береза относится к живой природе.
Воспитатель: - Что нужно для того, чтобы береза жила, росла,
размножалась? Из каких частей состоит береза.
Воспитатель: - Правильно, у березы есть корень, ствол, ветки, почки, листья и сережки. Дети составляют модели строения березы (по схемам).
Воспитатель: - Скажите мне, какой ствол у березы.
Воспитатель: - Молодцы, ствол у березы белый, прямой с черными пятнами, бывает тонкий и толстый.
Воспитатель - Как определить по стволу дерева молодое оно или старое?
Воспитатель: - Правильно, у старого дерева кора шершавая, много черных пятен, ствол толстый. А у молодого дерева кора гладкая, черных пятен меньше, ствол тонкий.
Воспитатель - А кто нам скажет, как называется кора дерева?
Воспитатель: - Правильно, береста. Березу за её кору называют
белоствольной. Белую кору березы называют берестой. Береста - это защитный покров дерева, она непроницаема для воды и газа. Но в белой бересте есть своеобразные отдушины - довольно крупные черные черточки, идущие по стволу. Они называются чечевички, через них береста дышит».
Воспитатель: - Какие бывают ветки у березы.
Воспитатель: - Молодцы, что вы запомнили, какие бывают ветки: длинные, короткие, плакучие, тонкие, толстые.
Воспитатель: - Как назвать ветки с листочками одним словом.
Воспитатель: - Правильно, крона.
Воспитатель: - Мы так много сегодня говорили о белоствольной березе и я отела бы вам предложить нарисовать ее с помощью волшебной линии. На что похожа эта линия?
Воспитатель: - Какие интересные у вас ответы: спираль, кудряшки, колечки, завитушки.
Воспитатель: - А какая линия по характеру?
Воспитатель: - Правильно, добрая, веселая, игривая, озорная.
Воспитатель: - Как с помощью такой линии можно нарисовать густую крону дерева?
Воспитатель: - Правильно, надо сильно нажимать на карандаш, должно
бать много завитков.
Воспитатель: - А как нарисовать молодую березу?
Воспитатель: - Правильно, надо не сильно нажимать на карандаш, крону рисовать менее густую.
Воспитатель: - Прежде чем приступить к рисованию, нам надо немного отдохнуть.
(Физкультминутка).
Руки подняли и помахали.
Это березы в лесу,
Локти согнули, кисти встряхнули - ветер сбивает росу.
Плавно руками помашем,
Это к вам птицы летят.
Как они сядут покажем,
Крылья сложили назад.
Дети садятся за столы и приступают к рисованию.
(Во время рисования звучит медленная, спокойная мордовская мелодия).
По мере завершения рисования работы выставляются на наборное полотно. Дети, посмотрите, какие красивые рисунки вы нарисовали, даже в группе от них стало светлее. Посмотрите внимательно, какая береза вам понравилась больше всего? Почему?
(Ответы детей).
Воспитатель: - А мне понравились все ваши работы. Они все красивые и интересные. Благодаря вам выросла у нас целая березовая роща.
Воспитатель: - Дети, а кто скажет, что такое березовая роща?
Воспитатель: - Правильно, березовая роща - это небольшой лес, где растут только березы.
Воспитатель: - Дети, понравилось вам занятие? Что вам больше всего понравилось?
(Ответы детей).
Воспитатель: - Спасибо, мне было очень интересно и приятно с вами работать. Полюбуйтесь своими работами. Вечером можете забрать их домой и подарить своим близким и знакомым.
Литература
С. Прокофьев «Люблю березку русскую». Ю. Г. Илларионова «Учите детей отгадывать загадки».
Бондаренко Т. М. Экологические занятия с детьми 6-7 лет. Воронеж: ТЦ «Учитель», 2002.
Жуковская Р. И. и др. Родной край. Пособие для воспитателей дет. сада. 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Просвещение, 2000.