Наталья Бастрыкина
Конспект занятия в подготовительной к школе группе «Путешествие маленькой капельки. Круговорот воды в природе»
МДОУ «Детский сад № 7 «Сказка» комбинированного вида
г. о. Звенигород
в подготовительной к школе группе
«Путешествие маленькой капельки.
Круговорот воды в природе»
Воспитатель: Бастрыкина Н. В.
Цель: Совершенствовать представления детей о круговороте воды в природе, о значении воды.
Задачи:
Уточнить и закрепить знания детей о разнообразных свойствах воды;
Углублять, расширять знания о значении воды в жизни человека и всего окружающего его мира;
Публикация «Конспект занятия в подготовительной к школе группе „Путешествие маленькой капельки, Круговорот воды в природе“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Конспекты занятий
- Геометрические фигуры. Конспекты занятий по математике
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Круговорот воды в природе. Путешествие капельки
- Подготовительная группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Развивать речь, мышление, любознательность, наблюдательность;
Обобщать, устанавливать причинно-следственные зависимости, учить делать выводы на основе практически полученного результата;
Активизировать словарь детей: лаборатория, парообразные вещества, осадки, круговорот воды.
Формировать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру;
Воспитывать аккуратность при работе;
умение работать сообща.
Использование современных образовательных технологий
- Исследовательская технология (опыты с водой)
- Здоровьесберегающая технология (Физминутка «На речке»)
Оборудование
- Фартуки, нарукавники и шапочки (на каждого ребенка).
- Кубик, шарик, квадрат, круг.
- Прозрачные сосуды разной формы, тарелка (на каждого ребенка).
- Большой поднос, стакан с водой, долька лимона, стакан с молоком.
- Термос, стекло.
- Карточки с алгоритмами «Свойства воды».
- Облако, капелька, ветер, озеро.
Предварительная совместная деятельность
- Беседа с детьми о значении воды
- Чтение стихотворения Т. Маршаловой «Вы слыхали о воде?»
- Чтение рассказа «Как люди речку обидели» Н. А. Рыжовой
- Проведение отдельных опытов с водой (см. папку «Картотека опытов»)
- Знакомство с глобусом, как с моделью планеты Земля
- Дидактическая игра «Кому нужна вода» (карточки профессий)
- Познавательная игра «Где, какая бывает вода?»
- Просмотр презентации на тему: «Почему воду нужно беречь»
Ход занятия:
I. часть – Вводная (информационно –познавательная)
(Дети садятся на стульчики, которые стоят на ковре полукругом)
Воспитатель: Ребята, оказывается волшебство окружает нас с вами повсюду, но мы даже его не замечаем. Сегодня мы будем учиться замечать это волшебство. Сейчас давайте вспомним о волшебнице, благодаря которой наша планета так прекрасна!
Если руки наши в ваксе,
Если на нос сели кляксы,
Кто тогда нам первый друг,
Снимет грязь с лица и рук?
Без чего не может мама
Ни готовить, ни стирать,
Без чего, мы скажем прямо,
Человеку умирать?
Чтобы лился дождик с неба,
Чтоб росли колосья хлеба,
Чтобы плыли корабли -
Жить нельзя нам без. (Воды)
Воспитатель: Дети, а кому нужна вода?
Дети: Деревьям, птицам, животным, людям.
Воспитатель: Для чего?
Дети: Умываться, поливать растения, поить животных, стирать белье, мыть полы, готовить обед и т. д.
Воспитатель: вы правильно назвали применение воды. Молодцы!
Ребенок: Вы слыхали о воде?
Говорят она везде!
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране.
Как сосулька замерзает,
В дом туманом к нам вползает,
На плите у нас кипит,
Паром чайника шипит,
Растворяет сахар в чае
Мы её не замечаем,
Мы привыкли, что вода –
Наша спутница всегда!
Без неё нам не умыться.
Не наесться, не напиться!
Смею вам я доложить –
Без воды нам не прожить.
II. часть – Практическая (опытно – экспериментальная)
Воспитатель: Вода – это удивительное вещество и в этом вы сейчас убедитесь. Сейчас мы будем проводить опыты с водой, узнаем о ней много интересного. Ребята, где проводят опыты?
Дети: в лаборатории.
Воспитатель: я предлагаю вам одеть специальную одежду и приглашаю вас пройти к столам, в нашу лабораторию.
(Дети берут со спинок стульчиков спец. одежду. Одевают ее и проходят на стульчики за столы).
Воспитатель: Напоминаю правила работы, сначала слушаем внимательно задание, затем аккуратно выполняем его.
Опыт 1. «Какой формы вода?»
На столе лежит кубик и шарик, круг, квадрат, треугольник. Уточнить какой формы эти предметы (ответы детей). А имеет ли форму вода и объясните почему вы так думаете? (ответы детей). У вас на столах стоят стаканы с водой, обратите внимание имеет ли форму вода? (да, имеет форму стакана). Перельем эту воду в другую баночку. Что изменилось с водой? (Форма, которую принимает вода, все время изменяется).
Вывод: вода принимает форму того сосуда, в котором находится. Это все происходит потому, что вода не имеет своей формы.
Вода – жидкость. (Воспитатель показывает детям алгоритм, который символизирует, что у воды нет формы, и вывешивает на магнитную доску)
Воспитатель: вода не имеет формы – это одно из свойств воды.
- Как вы думаете, есть ли у воды запах? (Ответы детей)
Опыт 2. «Вода не имеет собственного запаха»
Предложить детям определить, есть ли у воды запах. Как это можно определить? (Ответы детей) Затем предложить понюхать дольку лимона и воду. Лимон имеет свой запах? (Да). А вода имеет свой запах? (нет)
Вывод: вода ничем не пахнет, у нее нет своего запаха.
(Воспитатель показывает детям алгоритм, который символизирует, что у воды нет запаха, и вывешивает на магнитную доску)
Воспитатель: вода не имеет запаха – это еще одно свойство воды.
- Как вы думаете, есть ли у воды цвет?
Опыт 3. «Какого цвета вода?»
Возьмем два стакана – один с водой, а другой с молоком. Какого цвета молоко? (белого). А вода какого цвета? (вода не имеет цвета, она прозрачная). Возьмем картинку и поставим ее за стаканом с водой. Нам видно картинку? (ответы детей). А теперь поставим картинку за стаканом с молоком. Что мы обнаружили?
Вывод: через воду рисунок виден, а через молоко – не виден. Значит вода прозрачная жидкость.
(Используя при этом алгоритм, символизирующий это свойство воды. И вывешиваем его на доску)
Воспитатель: вода не имеет цвета, она прозрачная – это еще одно свойство воды.
Научные открытия дело совсем не из легких, поэтому бывают перерывы для отдыха. Неплохо бы немножко отдохнуть и нам. Как вы считаете? Давайте пройдем на ковер.
(Девочка – капелька убегает переодеваться)
Физкультминутка:
К речке быстро мы спустились, (шагаем на месте)
наклонились и умылись: (наклонились вперед, выпрямились)
Раз, два, три, четыре – Вот так славно освежились! (встряхнуть кисти рук)
А теперь поплыли дружно.
Делать так руками нужно:
Вместе – раз, это брасс, (круговые движения обеих рук)
одной, другой – кроль. (круговые движения рук поочередно)
Все, как один, плывем, как дельфин. (прыжки вверх)
Вышли на берег крутой и отправились домой. (шагаем на месте)
Дети садятся на стульчики на ковре.
Воспитатель:
Есть на нашей планете озеро и живет в том озере любопытная капелька. Ей всегда было все интересно, она наблюдала за рыбами, улитками и даже за птицами.
Звучит запись «Дождя» и выбегает капелька и плачет
Воспитатель: ты почему плачешь?
Капелька:
Однажды подружки капельки мне рассказали, как красиво выглядит озеро сверху, какое оно большое, как много интересного вокруг него.
И мне захотелось посмотреть на всю эту красоту. Я поднялась из глубины на поверхность воды и пыталась подняться, но у меня никак не получалось. Я попросила о помощи ветер, он дул на воду, но у него ничего не получалось, он дул сильнее и сильнее, но я по-прежнему оставалась в озере.
Воспитатель: Как можно помочь капельке? (ответы детей)
Тут пригрело солнышко, и наша капелька превратилась в пар и поднялась высоко над озером. Она смотрела вниз и видела свое озеро, и лес и даже небольшую речушку. Почему она превратилась в пар и поднялась вверх?
Опыт 4 - Вода может превратиться пар (водяной пар)
Посмотрите, ребята — это термос. В нем горячая вода. Откроем крышку и что мы увидели, это пар. Вода при нагревании превращается в пар и поднимается вверх.
Воспитатель: во что превращается вода, когда она нагревается?
Вывод: Вода может превратиться пар.
Дети: Солнышко нагрело воду, и она превратилась в пар.
Воспитатель: Тут подул ветер, он хотел спросить, как же ей удалось подняться в небо, но капелька, превратившись в пар, была очень легкой, и он ее сдул. Она столкнулась с другими капельками и их оказалось так много, целое облако. Она хотела спуститься обратно в озеро и рассказать своим подружкам о том, что увидела, но ветер отогнал облако так далеко, что озеро уже не было видно. Ветер прекратился, но стало так холодно, что капельки стали прижиматься друг к другу и превращаться в тяжёлые капли и стали падать в низ, так из облака пошел дождь.
Воспитатель: Почему пар превратился опять в капельки воды? (ответы детей)
Опыт 5 - Выпадение осадков в виде дождя
Держим над термосом, с горячей водой стекло. Если долго держать над термосом холодное стекло и потом его поднять выше, капли начнут падать вниз.
Вывод: пар в холодном воздухе становиться жидкой водой, капли в облаке становятся больше и падают на землю в виде дождя.
Воспитатель: Что дальше происходит с капельками, когда они падают на землю? (ответы детей)
Опыт 6 – Капельки дождя на земле собираются в ручейки
Из лейки полить на поверхность большим количеством воды. Вода собирается в ручейки и течет. Дальше попадает в емкость с водой.
Вывод: вода скапливается в ручейки и стекается в реки и озера.
Воспитатель: Капли падали на землю, они так сдружились в облаке, что боялись потеряться, они хватались за руки и стекали в ручейки. Ручейки сливались в реки, реки вливались в озера и моря. А когда пригревало солнышко любопытные капельки поднимались в небо и все повторялось вновь, по кругу. Вот такое путешествие проделала капелька и называется это путешествие - круговорот воды в природе.
III. часть - заключительная
Воспитатель – Вам понравилась сказка? (Да). Сейчас мы с вами запишем с помощью схемы, которая лежит у вас на столе, путешествие капельки.
- Где жила капелька?
- Во что ее превратило солнышко?
- Куда она попала?
- Что с ней произошло дальше?
Вывод диалога воспитателя и детей: Как называется это путешествие капельки – круговорот воды в природе.