Анастасия Герасимова
Конспект занятия в подготовительной к школе группе «Я, ты, он, она — вместе дружная семья»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: формировать знания детей о людях разных национальностей, проживающих на территории республики Мордовия, особенностях их жизни (быт, традиции, кухня, национальные костюмы).
Задачи:
Обучающие:
- закрепить знания детей о родном городе;
- познакомить с представителями народов, которые проживают на территории республики Мордовия;
- познакомить с особенностями их жизни: быт, традиции, кухня, национальные костюмы.
Развивающие:
- развивать зрительную память, внимательность, речевое общение, умение работать сообща, договариваться между собой.
Воспитательные:
Публикация «Конспект занятия в подготовительной к школе группе „Я, ты, он, она — вместе дружная семья“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Семья. Все материалы по теме семьи
- Семья. Конспекты занятий на тему семьи
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2023
- воспитание дружеских отношений между людьми разных национальностей;
- вызвать чувство уважения к людям всех национальностей проживающих в Мордовии;
- воспитание интереса к жизни и традициям людей разных национальностей.
Предварительная работа: беседы с детьми о малой родине (республика Мордовия, виртуальная экскурсия по родному городу, знакомство с достопримечательностями Саранска.
Оборудование и материалы: куклы в национальных костюмах, национальные костюмы для детей (русский, татарский, мордовский, образцы национальных промыслов и кухни, телевизор, карта Мордовии.
Ход ЗАНЯТИЯ
Воспитатель: Здравствуйте, ребята. Рада всех вас сегодня видеть. Вы такие красивые, веселые сегодня, готовы к совместной работе? (Ответы детей)
- Мы с вами дружные ребята? (Ответ детей)
- А что по вашему означает слово Дружба? (Ответы детей)
- А с кем можно дружить? (Ответы детей)
- Легко ли жить без друзей? (Ответы детей)
Воспитатель:Напомните мне, как называется страна, в которой мы живем? (Ответы)
- А как называется наша республика? (Ответы)
Правильно. Наша республика Мордовия большая, много в ней полей, лесов и рек. И мы с вами лишь небольшая ее часть. Сильной и богатой нашу республику делают прежде всего люди, которые в ней живут. А мы с вами знаем, что на территории Мордовии живут люди разных национальностей. Кто помнит, какие народы населяют нашу республику? (Ответы детей).
Когда дети называют народы, которые проживают в Мордовии, воспитатель выставляет на столе куклу в национальном костюме.
Воспитатель: Правильно. Все народы, проживающие в Мордовии, живут в дружбе, мире и согласии. У каждого из нас своя национальность, но это совсем не мешает нам с вами общаться, дружить, жить в мире и согласии.
- А знаете ли вы какие-нибудь пословицы о дружбе? (Ответы детей).
Воспитатель: Молодцы. И это знаете. А теперь посмотрите на стол. Куклы каких национальностей стоят на нем? (Ответы детей). Обратите внимание, что все костюмы на куклах отличаются. У представителей всех народов свой национальный костюм, который не спутаешь с костюмом другого народа. Посмотрите на костюм мордовочки, что вы можете о нем сказать? (Ответы детей).
А посмотрите, какой красивый татарский костюм или вот русский национальный костюм.
Все народы, когда создавали свой костюм, вкладывали в него частичку своей души, все свое мастерство и умение, стремились сделать свой костюм самым красивым. В старину люди одевали такие костюмы в праздники, дорожили ими, но и в обычные дни их одежда была не менее красивой. В наше время редкость встретить человека в национальном костюме.
Что-то мы с вами засиделись. Давайте-ка немного отдохнем.
Физкультминутка (татарская народная игра)
Пять детей у Тимербая,
Дружно, весело играют.
В речке быстрой искупались,
Нашалились, наплескались,
Хорошенечко отмылись
И красиво нарядились.
И ни есть, ни пить не стали,
В лес под вечер прибежали,
Друг на друга поглядели,
Сделали вот так!
Воспитатель: Ребята, не только костюм отличает один народ от другого. У каждого народа свой язык. Народы, которые проживают в Мордовии знают 2 языка: свой родной, например: татарский, мордовский, армянский и др. и русский.
Русский язык – государственный язык нашей страны, на нем мы разговариваем в детском саду, учат учеников в школах, на нем издаются законы и многое другое. Именно, русский язык позволяет представителям разных национальностей понимать друг друга.
Кроме языка, костюма, у всех народов есть свои праздники, традиции и обычаи. Они передаются из поколения в поколение, от семьи к семье. У кого-то есть семейные традиции? (Ответы детей).
Может кто-то из вас знает какие-нибудь народные праздники мордвы, татар или других народов? (Ответы детей).
Разнообразие народов, проживающих в республике Мордовия, их язык, культура и традиции делают нашу республику богаче, сильнее, развивают и обогащают ее культуру.
Вклад всех народов в культуру нашей республики, да и страны в целом, необычайно велик. Так, из поколения в поколения передаются не только костюм, традиции и обычаи, но и фольклор и сказки, которые сочиняли в древности и, которые дошли до нас. Все эти сказки чем-то похожи, они учат нас с вами добру, взаимопониманию, поддержке близких. И во всех сказках высмеиваются такие пороки как, зло, лень, жадность. Давайте назовем несколько народных сказок, которые вы любите. (Ответы детей).
Давайте с вами еще немного отдохнем.
Посмотрите на доске висят два чистых листочка. Нам с вами нужно нарисовать портрет ваших друзей. Для этого нужно разделиться на 2 команды. Ваша задача состоит в том, что каждый участник команды рисует одну часть тела, а потом передает карандаш другому представителю своей команды. А в конце посмотрим, какой он, портрет настоящего друга.
Дети делятся на команды. Договариваются между собой, кто какую часть тела рисует.
Воспитатель: Молодцы, ребята. Как вы слажено работали, все сделали сообща и у вас получились замечательные портреты. Ваша совместная работа – еще одно доказательство вашей дружбы. Вы работали вместе, помогали друг другу.
Богата наша республика и народными промыслами.
Воспитатель показывает образцы народных промыслов.
Воспитатель:Скажите, какие народные помыслы нашей местности вы знаете (Ответы детей).
Воспитатель:Правильно. В Мордовии женщины занимались вязанием и бисероплетением, мужчины – резьбой по дереву, валянием валенок. Татары обрабатывали шкуры зверей, изготавливали бочки бондарный промысел, занимались производством кирпича. И в наше время можно видеть результаты народных промыслов, и с каждым годом это становится актуальнее.
А еще ребята, у всех народов богатая и вкусная национальная кухня. Например, у русских любимым национальным блюдом являются пироги и блины, у татар – чак-чак, у мордвы –чапамоловсо (простокваша) и другие.
Видите, сколько разного и в тоже время общего есть у всех народов. Давайте вспомним, что нас объединяет? (Ответы детей).
Воспитатель: В завершение нашего занятия хочу сказать. Мы дружны и сильны потому, что мы едины. Мы уважаем культуру, быт, традиции других народов. Это и помогает нам жить в мире и согласии.
А сейчас я хочу пригласить вас на чаепитие с национальными сладостями.