Вурдова Ольга Александровна
Конспект занятия в подготовительной группе «Знакомство с метеостанцией и метеорологическими приборами. Народные приметы»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия в подготовительной группе «Знакомство с метеостанцией и метеорологическими приборами. Применение народных примет в прогнозировании погоды».
Составила: воспитатель МБДОУ «Детский сад» Вурдова Ольга Александровна
Публикация «Конспект занятия в подготовительной группе „Знакомство с метеостанцией и метеорологическими приборами, Народные приметы“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Метеоролог. Конспекты занятий
- Народная культура, фольклор
- Погода и природные явления
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2023
Цель: Дать элементарные сведения о профессии метеоролога и метеостанции, раскрыть понятие «температура», знакомство с различными термометрами, их устройством и назначением. Освоить проведение эксперимента.
Задачи:
- ознакомить детей с понятием «температура»
- формировать представление о приборах для измерения температуры (термометре)
- пополнять словарь детей новыми понятиями: «градус», «шкала», «температура», «термометр», «метеостанция», «метеоролог»
-продолжать знакомство детей с народными приметами
- учить создавать собственные измерительные приборы из подручных средств, подводить к пониманию зависимости между температурой окружающей среды и состоянием воды, учить правилам охраны жизни и здоровья
- развивать познавательный интерес к окружающему миру, память, мышление, активизировать речь детей
- воспитывать бережное отношение к своему здоровью, воспитывать желание говорить правду, быть честным
Методы и приё мы: сюрпризный момент, загадывание загадки, объяснение, просмотр мультфильма, беседа, пояснение, физкульминутка
Методы обучения: исследовательско-поисковый, практический, наглядный, словесный.
Материалы, оборудование: презентация, мультфильм «Аркадий Паровозов, Термометр», водный, почвенный термометры, один уличный термометр и комнатный, шаблоны термометров на каждого ребёнка, модели термометра и красно-белые нитки, значок «Юный синоптик» на каждого ребёнка.
Метеоролог : Здравствуйте, ребята! Я очень рада видеть вас! Меня зовут О. А.
Соберитесь дети в круг.
Ребята с чего начинается хорошее настроение?
Мы все за руки возьмёмся и друг другу улыбнёмся.
Мы готовы поиграть, много нового узнать.
Ребята, я очень рада с вами познакомиться, теперь я знаю ваши имена, а в вы моё. Ребята, как вы думаете кем я работаю? Я работаю метеорологом. А вы знаете что это за профессия? (специалист по погоде) Как моя профессия называется? (повторить индивидуально). Показ презентации: По всей нашей стране работают метеостанции. Метеорологи используют специальные приборы, наблюдают за погодой и передают их в главный Гидрометцентр, где другие учёные обрабатывают поступившие к ним данные, делают прогноз, который мы с вами видим и слышим с экрана телевизора. Ребята, где работают метеорологи?
Ребята, я пришла не с пустыми руками, а вот с таким чемоданчиком. В моём чемоданчике лежат очень необыкновенные и нужные для человека предметы. А что там, вы узнаете, послушав одну удивительную историю. Однажды в зоопарке встретились пингвин, воробей и журавль. Пингвин сказал, что на улице очень жарко, воробей пожаловался, что погода стала портиться, а журавль заявил, что становится холоднее и надо готовиться к отлёту на юг. Ребята как мы можем помочь птицам? С помощью чего можно определить температуру воздуха?
Загадка:
И в жару, и в мороз
За окном стеклянный нос
Чтоб в любое время года
Знали мы, что за погода (термометр)
(Если ребята называют отгадку «Градусник», то объясняем, что он нужен для измерения температуры)
- открываем чемоданчик и действительно это термометр. Ребята, для чего нужен этот прибор (для изменения температуры)
-Ребята, вы уже поняли, что мы сегодня будем изучать? Сегодня мы познакомимся с термометрами и будем измерять температуру.
О-оо, у вас здесь есть своя лаборатория? Давайте не будем терять время и начнём измерять температуру. Ребята, я предлагаю вам сегодня на время стать метеорологами. Кем вы будете?
Приборов, с которыми работают метеорологи достаточно много : водный термометр. Ребята, а где метеорологи определяют температуру воды? Почвенный термометр, а как вы думаете для чего надо измерять температуру почвы? А что такое почва?
Предлагаю немного отдохнуть. Игра называется «Тепло-Холодно». Когда я скажу «холодно» - обнимаете себя, а услышав слово «тепло» - отводите руки в стороны. Сейчас я проверю, какие вы внимательные. И так начнём!
Мы сегодня с вами подробнее познакомимся с термометрами для определения температуры воздуха.
Посмотрите, ребята, этот термометр самодельный, большой. Основные его части- стеклянная трубка, наполненная, жидкостью- а как это жидкость называется? (ртутный столбик) и шкала пластинка с делениями. Каждое деление на шкале означает один градус. В середине шкалы ноль. Эта граница между градусами тепла и градусами мороза. Если красный столбик поднимается выше нуля, то тепло. Если температура ниже нуля, то на улице холодно. А если ртутный столбик на нуле, то на улице не холодно. (Индивидуальное и хоровое повторение)
Чтобы понять, как термометр работает давайте, проделаем опыт.
Сейчас мы определим какая температура на улице. Скажите, если красный столбик поднимется выше нуля, это тепло или холодно? А если ниже нуля? Сейчас я подойду к окну и помещу наш термометр на улицу, о пока он определяет температуру, мы ознакомимся с м/ф «Аркадий Паровозов. Термометр» (дети садятся на стульчики)
Ребята, о чём был м/ф?
О чём предупреждает?
Правильно, не берите ртутный градусник без взрослых. И если вы вдруг нечаянно разбили градусник, об этом обязательно нужно сказать взрослым.
А как вы думаете, почему в группе теплее, чем на улице? (Ответы детей). Дети сами говорят. Правильно, наши помещения защищают стены, окна, обогревают батареи.
Воспитатель: Ребята у меня остался еще 1 термометр как вы думаете, что измеряют этим термометром? (ответы детей)
Воспитатель: Ребята — это комнатный термометр им определяют температуру воздуха в помещении.
Воспитатель: Скажите, если деление будет ниже «0» — это тепло или холодно?
Дети: если деление ниже ноля значит это холодно.
Воспитатель: а если выше «0» — это тепло или холодно?
Дети: если деление выше ноля это значит тепло.
Воспитатель: Давайте узнаем какая температуру воздуха в нашей группе (вызывается ребенок, для определения температуры)
Воспитатель: Какая температура у нас в группе выше нуля или ниже нуля?
Мы с вами проделали большую работу, и я предлагаю отдохнуть. Слушаем текст и повторяем движения. (включить физминутку)
Физминутка Чударики (видео-танец с ускорением)
Ребята, очень давно, когда не было сложных приборов, люди присматривались к природе, замечали повадки животных перед дождём, снегом, ураганом. Они пытались предсказать, определить погоду и так возникли народные приметы. Этими приметами мы пользуемся до сих пор. Вот и мы сейчас познакомимся с некоторыми народными приметами о погоде. На карточках «спрятались» приметы.
Кошка (кто) нос прикрывает (что делает) мороз ожидает (изменение погоды)
Птицы На верхушках деревьев сидят О морозе говорят
Синички К дому подлетают Зиму встречают
Если мы свами, ребята, будем внимательными, любящими природу, то она сама нам подскажет, какую погоду можно ждать.
А сейчас я вам предлагаю сделать термометр. Ему нужно приделать шкалу, из ниточки красно-белого цвета. Красную ниточку вдеваем ниже нуля, а белую ниточку выше нуля и переворачиваем термометр, связываем нитки между собой. Термометр готов!
А сейчас мы поиграем с нашими термометрами. Покажите на ваших термометрах шкалу с делениями? Что вы показали ребята? А сейчас покажите ртутный столбик? Что вы показали?
Молодцы, ребята!
А теперь проверим температуру воздуха на улице. Какая температура на улице: выше нуля или ниже нуля.
И в заключение я предлагаю вам игру «Вопрос-Ответ». (мяч). В какое время года тепло? А в какое время года холодно? Какой нужен прибор для измерения температуры на улице? Какие виды термометров вы запомнили? А кем вы сегодня были? А где я работаю?
А кто расскажет устройство термометра? Кто запомнил народные приметы о погоде?
Скажите, что нового узнали? И что понравилось?
Ребята, мне вы очень понравились, вы были сегодня настоящими метеорологами, и я хочу вручить вам всем медаль «Юный метеоролог». До свидания!