Марина Ивлева
Конспект занятия в подготовительной группе «Одежда и традиции Донского казачества»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Знакомить детей с жизнью, традициями и обычаями Донских казаков; углублять знания детей о казачьей одежде, её назначении, названии, разных её частях.
Задачи:
-Формировать представление о жизни Донских казаков, их быте, традициях, предметах одежды.
- Развивать логическое мышление, внимание, память, наблюдательность.
-Развивать связную речь, обогатить словарь детей: курень, станица, подворье, шаровары, лампас, папаха, парочка (юбка и кофта, чирики, черевички.
Публикация «Конспект занятия в подготовительной группе „Одежда и традиции Донского казачества“» размещена в разделах
- Казаки. Культура и традиции кубанских и донских казаков
- Казачий костюм
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Одежда, обувь, головные уборы
- Одежда. Конспекты занятий
- Подготовительная группа
- Темочки
Воспитывать интерес к истории Донского казачества.
Демонстрационный материал: иллюстрации женского и мужского казачьего костюмов, макет казачьего куреня и подворья, шапка, палка.
Предварительная работа: Рассматривание иллюстрации, альбомов с изображением казаков и их быта.
Ход занятия:
1. Орг. момент. Звучит казачья народная песня.
Воспитатель: Я вам сегодня предлагаю отправиться в путешествие для этого нам надо повернуть колесо времени. Повторяйте за мной: «Время, время, остановись! К нашим предкам повернись!» дети кружатся и повторяют слова.
2. Беседа.
Воспитатель: Ребята, в начале нашего путешествия вы слышали звуки музыки, звучала красивая песня. А вы знаете, чья эта песня? Кто её сложил?
Примерные ответы детей: Это казачья песня. Её сочинили и поют казаки.
Воспитатель: А кто поёт казачьи песни?
Примерные ответы детей: Народ, люди, казаки…
Воспитатель: А что означает слово «казак»?
Примерные ответы детей: Казак – это вольный человек.
Воспитатель: Правильно. Императрица Екатерина II подарила казакам землю за верную службу и для охраны южных границ.
В казачьих семьях глава семьи – казак. Он и хату просторную построит, и подворье. Посмотрите на макет. Хата называлась раньше курень, а участок двора, где были хозяйственный постройки и содержался скот и домашние птицы — подворье. Повторите.
Казак не только отлично шашкой владел, но и в поле работал, пищу добывал для семьи.
Казачьи поселения всё время расширялись и их стали называть – станицами.
Казак всегда был на виду, его в любой момент могли послать с донесением или на защиту рубежей, поэтому, он всегда был опрятно одет.
Обратите внимание на кукол в казачьих костюмах. Казаки носили шаровары, так как, в узких штанах на лошадях неудобно ездить. Шаровары синего цвета, с красной полосой символ казачьей вольности и гимнастерку со стоячим воротником. Летом носили фуражки, а зимой папахи и шинель защитного цвета. А его жена, казачка, занималась дома по хозяйству. Казачки то же были красиво одеты. Посмотрите на одежду куклы и эти иллюстрации. Юбка и кофточка, которую носила казачка, называлась «парочка». Повторите.
Юбки были длинные и широкие, с множеством оборок. А кофточка шилась из того же материала, что и юбка и, то же украшалась оборками и рюшами. Казачки украшали одежду вышивкой и кружевами. Считалось, что магический узор оберегает от беды и хвори. Кружева носили и на голове - в виде файшонки, шали. Любили казачки цветные платки и никогда не показывались с непокрытой головой.
Шили и фартуки. Повседневный, будний – из холста, а праздничный из дорогой ткани и украшали кружевами и лентами.
Казаки носили высокие черные сапоги, а казачки туфли с широким каблуком и тупым носом, называли их чирики, а праздничные – черевички.
Девушки вплетали себе в косы ленты, а женщины носили платки.
3. Физкультминутка «Лихой наездник».
Я предлагаю вам сыграть в народную казачью игру «Лихой наездник». Вы такие же ловкие как казаки.
4. Игра «Надень фуражку»
Мальчик-казачок сидит на стуле. На десять шагов от него отводят водящего. Водящему завязывают глаза, поворачивают кругом (лицом к казачку, дают в руки фуражку. Он должен сделать определенное количество шагов и надеть фуражку на казака.
5. Игра “Перетяжка”
( описание игры: играющие делятся на 2 группы. Вожак одной группы берёт палку, а за него берутся остальные. Другой вожак берётся за ту же палку с другой стороны. Каждая группа старается перетянуть палку на свою сторону. Перетянувшие выигрывают).
6. Игра «Фуражку одеваю — на вопросы отвечаю!»
Воспитатель надевает детям по очереди фуражку и задаё т вопросы:
• Как называется место, где живут казаки? (станица)
• Как называется дом, в котором живут казаки? (курень)
• Как называли девочек? (казачки)
• Чем занимались казаки? (выращивали хлеб, разводили скотину, служили Отечеству)
• В каком возрасте мальчика сажали на коня? (в 3 года)
• Какую работу по дому выполняла девочка казачка? (помогала матери убирать, готовить, нянчилась с младшими).
- Какое было главное занятие казаков? (военное дело, охрана границ земли русской)
- Чем занимались казаки, когда не воевали? (сеяли хлеб, разводили лошадей, коров, гусей, ловили рыбу)
Воспитатель: Молодцы ребята! Сегодня вы отлично потрудились! Вспомнили и узнали много интересного. Пришла пора крутить наше колесо обратно в будущее. А когда вернёмся, главное, чтобы вы не забывали о прошлом, стремились ещё больше познать историю своего народа, бережно хранили традиции своих дедов. И, как говорится «Одежду береги, да за внешностью следи!» «Время, время остановись, в наше время повернись!»
7. Рефлексия.
-О чём говорили сегодня на занятии?
- Какую казачью одежду вы запомнили?
- Как вы думаете, какие детали национального костюма можно использовать в
современной одежде?