Елена Николаева
Конспект занятия в подготовительной группе «Путешествие в подводный мир. Пресноводные рыбы»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по познанию окружающего мира в подготовительной группе по теме «Путешествие в подводный мир. Пресноводные рыбы»
Цель: Расширение кругозора и обогащение знаний детей об обитателях подводного мира.
Задачи:
Образовательные:
Выявить особенности внешнего вида рыб, позволяющие приспособиться к жизни в водной среде.
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Морские и речные обитатели, подводный мир
- Морские обитатели. Конспекты занятий
- Подготовительная группа
- Пресноводные рыбы, речные
- Рыбы и рыбки
- Рыбы, рыбки. Конспекты занятий
- Темочки
Формировать умение по отдельным частям, выделять признаки различия и сходства между ними.
Обогащать словарный запас детей, ввести слова плавательный пузырь, нефтяные пятна, обтекаемое тело рыбы, совершенствовать грамматический строй речи.
Развивающие:
Развитие наблюдательно-познавательного интереса в процессе экспериментирования.
Развивать способности детей устанавливать причинно-следственные связи.
Побуждать детей делать выводы.
Развивать наблюдательность, умение формулировать выводы, опираясь на приобретенные в процессе поисковой деятельности знания.
Вовлекать детей в процесс экспериментирования, дать им возможность разрешить проблемную ситуацию в процессе исследовательской деятельности.
Закреплять культурно-гигиенические навыки.
Воспитывать умение работать в команде.
Воспитательные:
Разъяснять необходимость охраны этих животных и среды их обитания.
Воспитывать экологическую культуру и сознательность детей.
Прививать аккуратность.
Методы и приемы:
Игровой (сюрпризный момент)
Практический (опытно-экспериментальная деятельность)
Словесный (беседы, рассказ воспитателя, вопросы)
Использование проблемных ситуаций и вопросов
Использование ТСО (звуки моря, показ презентации)
Художественное слово (стихотворение, загадки)
Виды деятельности:
Игровая, познавательно-исследовательская, коммуникативная.
Словарная работа
Упражнения в словообразовании: рыба морская, речная, озерная
Материалы:
Емкости с водой, иллюстрации рыб, предметы металлические, деревянные. пенопластовые; глобус, воздушный шарик, лупы.
Ход занятия:
Ребята, сегодня я предлагаю вам отправится в интересное путешествие. (Слайд№1). Вы готовы? Тогда вперед!
На одной ноге стоит
Крутит, вертит головой,
Нам показывает страны,
Реки, горы, океаны.
Ребята, вы догадались о чем идет речь? (Слайд№2)
Верно, глобус- это модель нашей Земли.
Какую форму он имеет?
Что обозначают на глобусе синим цветом? А остальными цветами?
Если посмотреть внимательно, то можно увидеть, что большую часть на Земле занимает вода. А какие водоемы вы знаете?
Реки, озера, моря и океаны – это дом для многих растений и животных.
Сегодня мы с вами поговорим об обитателях рек и озер и побываем на дне реки. Как мы это можем сделать?
- можно нырнуть с аквалангом (Слайд №3)
- спуститься на батискафе (Слайд№4)
- на подводной лодке (Слайд №5)
Итак, отправляемся!
Войти в лодку!
Задраить люки!
Пристегнуть ремни!
Запустить двигатели!
Внимание! Погружение началось!
Посмотрите, что мы видим в иллюминаторе? (Слайд № 6) Песчаное дно, ил (слой земли на дне реки, подводные растения (водоросли, подводных обитателей (рыб).
Посмотришь на реку
И кажется в ней
Нет ни мальков, ни окуней.
Только бежит голубая вода,
Но если поближе в нее заглянуть,
Сразу увидишь, что это не так.
Пот под корягою прячется рак, Рядом лини копошатся в грязи.
На солнце сверкают боками язи,
Стайка плотвы проплыла в камыши,
Мелькают густерки, ельцы и ерши.
Река ведь не просто течет и течет,
Она интересною жизнью живет.
Ребята, я вам сейчас буду загадывать загадки о рыбах, а вы их найдете в нашей реке.
Ухвачу-ка! Проглочу-ка!
Щелкает зубами (щука) (Слайд №7)
Сколько частей в слове Щука? Давайте прохлопаем.
А как мы назовем маленькую щуку?
Он в самом омуте живет
Хозяин глубины,
Имеет длинные усы, А глазки чуть видны (сом) (Слайд №8)
Сколько частей в этом слове?
Назовите его ласково.
Он колючий, но не еж. А речная рыба (ерш) (Слайд№9)
Сколько раз хлопнем? А маленький ерш – это?
Сидят рыбаки, стерегут поплавки
Рыбак Корней поймал трех (окуней) (Слайд№10)
Посмотрите, а какого цвета плавники у окуня?
Сколько частей в слове окунь?
Ребята, а если рыба живет в море, то она какая? А если в реке? А в озере? (морская, речная, озерная)
Ребята, а что есть у всех рыб? (тело, голова, хвост, плавники)
На какую геометрическую фигуру похоже тело рыбы? (Слайд№11)
Рыба имеет обтекаемую форму и это помогает ей быстро и легко передвигаться в воде.
Как вы думаете, рыбам удобно жить в воде?
А давайте сейчас пройдем в нашу лабораторию и все узнаем и проверим.
Итак, рыба – живое существо. А это значит, что она не только двигается, но и дышит. Чем дышат люди? А чем же и как дышит рыба?
Опыт 1
В прозрачную емкость опустим кусок пластилина. Возьмем лупы и посмотрим. Что образовалось на кусочке пластилина? Потрогаем кусочек пластилина и увидим как пузырьки воздуха поднимаются вверх.
Вывод: Значит в воде есть воздух. Он растворен в воде и рыбы им дышат.
Физминутка
Делать ученые открытия дело не из легких. Поэтому а лабораториях бывают перерывы для отдыха. Давайте и мы с вами немного отдохнем.
Разминая поясницу, мы не будем торопиться,
Вправо, влево повернись, на соседа оглянись
Чтобы стать еще умнее, мы слегка покрутим шеей.
Раз, два, три, четыре, пять надо ноги нам размять
Напоследок, всем известно, как всегда ходьба на месте.
От разминки польза есть! Что ж, пора на место сесть.
Развивающая игра «Тонет- не тонет»
Несколько небольших предметов, которые тонут и не тонут, емкость с водой.
Берем по одному предмету, даем ребенку и спрашиваем : тонет или не тонет? и проверяем правильность ответа кидая в воду, объясняя,что тяжелые предметы в воде тонут, а легкие нет.
Ребята, а ведь рыба тяжелая. А почему она не тонет? Оказывается, у рыбы есть специальный пузырь, который помогает ей не тонуть. (Слайд №12)
Опыт 2
В емкость с водой положить ракушку, которая легко идет на дно и положить маленький воздушный шарик.
Что мы наблюдаем? Почему шарик не утонул как ракушка?
Вывод:
В шарике воздух, который не дает шарику утонуть.
Такой же мешочек есть и у рыб. А называется он плавательный пузырь, он то и не дает рыбке утонуть. Рыба может легко надувать и сдувать этот пузырь и это позволяет ей то опуститься на дно, то подняться вверх. Рыбам очень хорошо живется в воде. Но человек может помешать рыбам. Как? (Слайд№13)
Опыт 3
В емкость с водой капаем растительное масло.
Что мы наблюдаем? (масляную пленку)
Вывод: Масло растекается по воде тонкой пленкой по поверхности воды. Так и нефтяные отходы закрывают пленкой воду, не позволяя воздуху проникнуть в воду.
Что же происходит с жителями подводного мира? (Слайд№14)
Что нужно сделать, чтобы предотвратить это?
Рефлексия
Сегодня вы были учеными, работающими на подводной лодке.
Вы отлично поработали!
Какое у вас настроение от проделанной работы?
Что же мы узнали сегодня?
- Рыбы могут плавать в воде с помощью хвоста и плавников
- В воде есть воздух, который нужен всем обитателям подводного мира.
-У рыб есть плавательный пузырь, который позволяет рыбам не тонуть и помогает плавать.
- Нужно беречь природу, в том числе и водоемы.
А сейчас я вам покажу маленькую частичку подводного мира, которая может быть в каждом доме.
Посмотрите, дом стоит,
До краев водой налит.
В этом домике жильцы
Все умелые пловцы! (Слайд№15)