Наталья Евгеньевна Глазырина
Конспект занятия в подготовительной группе по развитию лексико-грамматических категорий «Грибы»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: Грибы.
Цель: совершенствование лексико-грамматических средств языка.
Задачи: активизировать словарь по теме; упражнять в умении образовывать существительные с помощью приставок и суффиксов; закреплять навык согласования существительных с числительными; расширять представления о многозначности слов; упражнять в образовании родственных слов.
Публикация «Конспект занятия в подготовительной группе по развитию лексико-грамматических категорий „Грибы“» размещена в разделах
- Грибы и лесные ягоды
- Грибы. Конспекты занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
Оборудование: мяч; наборное полотно; картинки грибов - подосиновики, подберёзовики, маслята, лисички, сыроежки, опята, боровики, волнушки, грузди; картинки «Многозначные слова – шляпка, ножка, лисичка»; картинки по теме «Родственные слова от слова гриб».
Раздаточный материал: карточки с нарисованной корзинкой на каждого ребёнка.
Ход занятия.
Организационный момент (два варианта)
На доске выставлены картинки грибов
а) Логопед предлагает детям по очереди ответить на его вопрос: Что рядом с лисичками (опятами, сыроежками и т. д. ?
б) Логопед: Сейчас я буду называть грибы, расположенные в первом (втором) ряду, но один гриб не назову. Сядет тот, кто будет внимательным и скажет, какой гриб я пропустила.
Дети отвечают и по одному садятся за столы.
Беседа о происхождении названия грибов.
Логопед: Ребята, как вы думаете, как люди придумывали названия грибам. Попробуйте объяснить, почему так назвали:
- подосиновик – подосиновик часто (но не всегда) растёт под осиной;
- подберёзовик – подберёзовик часто (но не всегда) растёт под берёзой;
- маслёнок – у маслёнка шапка блестит, будто её намазали маслом;
- лисичка – лисичка по цвету похожа на лисий мех.
Дидактическое упражнение «Сосчитай грибы».
1) Логопед предлагает детям всем вместе, а потом и по одному, сосчитать грибы от одного до десяти.
2) Логопед раздаёт детям карточки с нарисованной корзинкой и двумя цифрами рядом с ней.
Логопед: У каждого из вас карточка с нарисованной корзинкой. Справа и слева от корзинки написаны цифры, они означают количество грибов в вашей корзинке. Вам надо выбрать, какие грибы у вас в корзинке и сказать об этом. Например, у меня рядом с корзинкой написаны цифры 2 и 7. Я хочу, чтобы у меня в корзинке были боровики и опята. Я скажу: «В моей корзинке лежат два боровика и семь опят».
Дети по очереди составляют предложения по карточке.
Физкультминутка «Гриб»
Гриша шел, шел, шел. Дети идут на месте.
Белый гриб нашел. Наклоняются.
Раз – грибок, Срезают гриб и кладут в кузовок.
Два – грибок,
Три – грибок,
Положили в кузовок.
Беседа о многозначности слов.
Логопед: Ребята, а что есть у всех грибов? – У всех грибов есть ножка, шляпка и грибница. А у каких предметов тоже есть ножки? – Ножки есть у людей, кукол, у предметов мебели (мебельные ножки) – табуреток, стульев, кресел, шкафов, столов…
Логопед выставляет картинку «Многозначное слово – ножка».
Логопед: Прослушайте, пожалуйста, мои предложения, и подскажите, о каких ножках говорится в предложениях.
- Мы на ножки наденем сапожки. О каких ножках говорится в предложении? – В предложении говорится о ножках людей или кукол.
- У боровика ножка крепкая. О какой ножке говорится в предложении? – В предложении говорится о ножке гриба.
- Папа покрасил ножки лаком. О каких ножках говорится в предложении? – В предложении говорится о ножках стула (табуретки, стола и т. д.)
Логопед убирает картинку «Многозначное слово – ножка».
Пальчиковая гимнастика «По грибы»
Этот пальчик в лес пошел. Пальцы согнуты в кулак, разгибаем по одному пальцу, начиная с мизинца.
Этот пальчик гриб нашел.
Этот пальчик чистить стал.
Этот пальчик жарить стал.
Этот пальчик все съел,
От того и потолстел.
Логопед: А ведь и шляпки бывают не только грибные. Например, есть женские шляпки, их надевают на голову, это головной убор. Шляпки есть у гвоздей, винтов, болтов.
Логопед выставляет картинку «Многозначное слово – шляпка».
Логопед: Прослушайте, пожалуйста, мои предложения, и подскажите, о каких шляпках говорится в предложениях.
- Кате была мала шляпка. О какой шляпке говорится в предложении? – В предложении говорится о женской шляпке.
- У рыжика оранжевая шляпка. О какой шляпке говорится в предложении? – В предложении говорится о шляпке гриба рыжика.
Логопед убирает картинку «Многозначное слово – шляпка».
Логопед: Ребята, какие предметы может обозначать слово «лисички»? – Лисичками могут быть грибы, а могут быть и дикие лесные животные.
Логопед выставляет картинку «Многозначное слово – лисички».
Логопед: Прослушайте, пожалуйста, мои предложения, и подскажите, о каких лисичках говорится в предложениях.
- Мы собирали в лесу лисички. О каких лисичках, грибах или животных, говорится в предложении? – В предложении говорится о лисичках - грибах.
- В норе спрятались лисички. О каких лисичках, грибах или животных, говорится в предложении? – В предложении говорится о лисичках - животных.
- Лисички лежат в холодильнике. О каких лисичках, грибах или животных, говорится в предложении? – В предложении говорится о лисичках - грибах.
Логопед убирает картинку «Многозначное слово – лисички».
Дидактическое упражнение «Подбери родственное слово».
Логопед: Сейчас я буду читать стихотворение Т. В. Куликовой «По грибы», а вы подсказывайте мне нужные словечки:
Как-то раннею порой вдруг полился дождь грибной.
И из дома в тот же миг в лес отправился …. грибник.
Чтобы принести улов, взял корзину для. грибов.
Долго шёл он в глушь лесную - поляну там искал. грибную.
Вдруг под ёлочкой на кочке видит маленький. грибочек.
И обрадовался вмиг наш удачливый. грибник.
Как ему не веселиться, если здесь, в земле — … грибница.
Стал заглядывать под ёлки, под берёзы и дубы,
Собирать в свою корзину все съедобные. грибы.
А когда собрал их много, то отправился домой,
И мечтал он всю дорогу, как он сварит суп. грибной.
Много он собрал грибов, и грибочков, и грибков,
А тому, кто долго ищет, попадётся и. грибище.
Логопед выставляет картинки по теме «Родственные слова от слова гриб» на наборное полотно и задаё т по картинкам вопросы:
- Как называется человек, который собирает грибы? – Грибник.
- Как называется поляна, на которой много грибов? – Грибная.
- Как называется маленький гриб? – Грибок, грибочек.
- Как называется огромный гриб? – Грибище.
- Как называется суп из грибов? – Грибной.
- Как называется подземная часть гриба? – Грибница.
- Как называется дождь, после которого растут грибы? – Грибной.
Логопед: Все слова, которые вы назвали, немного похожи на слово «гриб», они его «родственники».
Логопед ещё раз читает стихотворение, дети добавляют нужные слова, затем логопед убирает наборное полотно с картинками и предлагает детям назвать «родственников» слова «гриб».
Итог занятия
Назовите съедобные и несъедобные грибы, почему. Назовите строение гриба. Почему у них такие названия.